kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное как часть речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе "Имя прилагательно как часть речи" с использованием элементов технологии критического мышления. Урок ориентирован на активизацию имеющихся знаний по теме, полученных в начальной школе. Вводится новое понятие "согласование", выясняется роль прилагательных в тексте, повторяется понятие эпитета. В ходе урока составляется кластер и синквейн. В ходе лингвистической разминки повторяются все самостоятельные части речи, известные обучающимся. На уроке формируются регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД. Составляется морфологический портрет имени прилагательного, развивается речь обучающихся. Кроме того, используя тексты, известные обучающимся из литературы, формируются нравственные качества подростков. В конспекте урока использована также актуальная информация об Олимпийских играх в Сочи и Годе гражданского единства в ЯНАО. С помощью сравнения слоганов этих событий определяются морфологические характеристики прилагательных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Имя прилагательное как часть речи»

5 класс

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

Цель урока: актуализировать знания по теме «Имя прилагательное», полученные в начальной школе для дальнейшего изучения данной темы в 5 классе.

Новые понятия: согласование.

Формирование межпредметных УУД:

Регулятивные УУД:

- обучение постановке проблемы

- поиск решения проблемы, выдвижение гипотез

- оценка усвоенного материала

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем в поиске материала для решения учебной задачи

- умение выражать мысли в устной и письменной речи

Познавательные УУД:

- смысловое чтение стихотворения

- самостоятельное создание алгоритма действий при изучении данной темы



СТРУКТУРА УРОКА

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.



- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Как вы думаете, почему он необычный?

  • Сегодня у нас присутствуют гости

  • Урок проходит в субботу, вне расписания.

  • Работа на уроке будет проходить в группах, поэтому задача группы – находить совместные решения на поставленные задачи, представлять мнение группы.

- Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами. Какое оно у вас сегодня? (ответы)

- С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных)

- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящена тема сегодняшнего урока? Давайте сформулируем тему урока. Попробую помочь вам небольшим стихотворением-загадкой:

(Имя прилагательное как часть речи)

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветье дивных слов легко определю я!

Имя прилагательное как часть речи.

- Имя прилагательное – одна из основных частей речи в разделе «Морфология».

- С этой частью речи вы уже знакомы. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить? Сформулируйте цели урока. (вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль.)

- А еще, ребята, мы должны выяснить, какова роль прилагательных в тексте. Зачем нужны прилагательные?

- Ребята, чтоб вам и мне все было понятно в ходе урока и по его окончании, я предлагаю вам заполнить в группе таблицу, которая поможет вам в ходе урока. Вам нужно обсудить, что именно вы внесете в нее и представить свою позицию. Итак, в первую колонку вы внесете информацию «Знаю», во вторую «Хочу узнать» и третью колонку вы заполните в конце урока или будете пополнять ее информацией в ходе урока «Узнал» (Таблица)

- А поможет нам справиться с информацией КЛАСТЕР. Напомните, каков принцип составления кластера? Что располагаем в центре? Какая информация будет располагаться вокруг центрального слова? (морфологические признаки). Напоминаю, что учебниками вы пока не пользуетесь, они нам пригодятся чуть позже.

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

- Представление группами кластеров. Дополнение информацией из учебника. (Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Чей?, Согласуется с существительным, Изменяется по родам, числам, падежам, В предложении является чаще определением или сказуемым)

- А сейчас небольшая лингвистическая разминка. И поможет нам провести ее девочка Женя.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг…

- Кто вспомнит, что это за девочка Женя, и по какому поводу она произносит эти слова? (сказка В.П.Катаева «Цветик-семицветик»).

- Ребята, найдите все известные вам самостоятельные части речи.

Как вы узнали, что в тексте есть глаголы и существительные? Для чего необходимо знать морфологические признаки частей речи? (Чтобы правильно определить, к какой части речи относится слово).

- ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:

- Выберите любое слово и представьте его морфологический портрет.

- Ребята, вы заметили, что в этих волшебных словах Жени отсутствуют прилагательные. Как вы думаете, к каким словам мы можем добавить прилагательные? (лепесток, круг) – к существительным. Добавьте прилагательные.

Как вы думаете, почему имя прилагательное так называется? (прилагается к существительному). Выделите корень в слове ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Объясните правописание гласной в корне. Назовите орфограмму.

Давайте сформулируем определение, что такое прилагательное.

- Вспомните, какого цвета лепестки были у цветика-семицветика?

- Какой признак прилагательного мы наблюдаем? (Обозначение цвета того или иного предмета)

- А какие еще признаки могут обозначать прилагательные?

  • Названия морей, рек и океанов (приведите примеры)

  • Описание состояния человека, его переживаний (примеры)

  • Описание природы

  • Описание качеств предмета (из чего сделан)

  • Описание внешности объекта.

- Повторение термина «эпитет». Привести примеры. Давайте потренируемся подбирать эпитеты. Подберите как можно больше эпитетов к словам

1 группа – снег (синий, белый, белоснежный, пушистый, рассыпчатый, колючий, холодный)

2 группа – зима (седая, снежная, вьюжная, морозная, лютая, мягкая, пышная)

3 группа – утро (прекрасное, обворожительное, ненастное, туманное, хорошее, чудесное, солнечное, славное)

4 группа – весна

5 группа - береза



- Ребята, к сегодняшнему уроку я просила вас выполнить небольшое задание, связанное с большим для России событием, которое совершенно недавно проходило в нашей стране. Что это за событие? (Зимние Олимпийские игры)

Я просила вас вспомнить слоган Зимних Олимпийских игр, проходивших в Сочи. (Жаркие. Зимние. Твои)

- Найдите прилагательные в слогане. Как вы думаете, что они означают?

РАБОТА В ГРУППАХ.

1 группа – составьте морфологический портрет прилагательных «жаркие» и «зимние».

2 группа – составьте словосочетания со словами из слогана таким образом, чтоб показать непостоянные морфологические признаки прилагательных.

3 группа – составить 5 словосочетаний на тему «олимпийские игры», используя прилагательные различных признаков.

4 группа – подобрать синонимы и антонимы к прилагательным из слогана

5 группа – составить 2 предложения на тему «Олимпийские игры», чтоб показать синтаксическую роль прилагательных в тексте. Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных. (Полные прилагательные – определения, краткие сказуемые).



- Ребята, еще одно домашнее задание проверим. Я просила вас найти информацию или вспомнить, если вы знаете об этом, каким объявлен 2014 год на Ямале? И какой слоган у этого года?

Год гражданского единства. Найдите прилагательное в этом словосочетании. По каким признакам вы его нашли? К какому слову относится прилагательное? Каков слоган года? Открытый. Дружный. Твой. Чем отличаются морфологические характеристики прилагательных в двух слоганах? Как вы понимаете, что значит Год дружный?

- Давайте вспомним басню Крылова:

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». А что такое согласие?

Как вы думаете, в согласии ли живут существительное и прилагательное. Назовите словосочетание: прилагательное + существительное. Какое слово является главным? Докажите, что между ними мир и согласие.

Ввести понятие СОГЛАСОВАНИЕ.



Как вы думаете, какими делами должен быть наполнен Год гражданского единства (используйте прилагательные).

- Вернемся к нашему цветику-семицветику и девочке Жене. Какой из лепестков, использованных Женей, можно было бы отнести к нашему году? Почему?



РАБОТА В ГРУППАХ. Мини-проекты.

Составьте текст-пожелание, используя имена прилагательные, запишите прилагательное-пожелание на лепестках (количество лепестков должно совпадать с количеством членов группы)

1 группа – ученикам своего класса

2 группа - школе в юбилейный год

3 группа – нашему городу

4 группа – учителям школы

5 группа – всем жителям нашего округа.



Выступление групп – составление волшебного дерева пожеланий.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА. (повторить принцип составления синквейна)

Примеры синквейнов на тему «Прилагательное»



прилагательное

качественное, притяжательное

относится, согласуются, склоняется

признак предмета обозначается

часть речи



прилагательное

интересное, поучительное

знать, находить, пользоваться

моя любимая часть речи

важно



- Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу, выбрав цвет, соответствующий верному утверждению:

1. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

1) Я все понял, могу этот материал объяснить другому;

2) Я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

3) Для полного понимания мне нужно повторить тему;

4) Я ничего не понял.



Д/з: составить лингвистическую сказку об имени прилагательном.





Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ»

Цели:

Цели:

Заполни таблицу: Знаю Хочу узнать Узнал

Заполни таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Кластер  В переводе « пучок », « созвездие », « гроздь ». 1 шаг - в центре расположите ключевое слово. 2 шаг - подобрать слова или словосочетания, связанные с темой (ключевым словом). 3 шаг - установить стрелками связи с ключевым словом.

Кластер

В переводе « пучок », « созвездие », « гроздь ».

1 шаг - в центре расположите ключевое слово.

2 шаг - подобрать слова или словосочетания, связанные с темой (ключевым словом).

3 шаг - установить стрелками связи с ключевым словом.

Обозначает признак предмета Изменяется по числам Изменяется по падежам Отвечает на вопросы Какой? Чей? Согласуется с существительным Является определением или сказуемы м Составим кластер Изменяется по родам Прилагательное

Обозначает признак предмета

Изменяется по числам

Изменяется по падежам

Отвечает на вопросы Какой? Чей?

Согласуется с существительным

Является определением или сказуемы м

Составим кластер

Изменяется по родам

Прилагательное

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг…

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг…

Вспомни! Лети , лети , лепесток , через запад на восток , через север , через юг ,  возвращайся , сделав круг …

Вспомни!

Лети , лети , лепесток ,

через запад на восток ,

через север , через юг ,

возвращайся , сделав круг

названия морей, рек и океанов описание состояния человека, его переживаний описание природы описание качеств предмета (из чего сделан, состояние…) описание внешности объекта

  • названия морей, рек и океанов
  • описание состояния человека, его переживаний
  • описание природы
  • описание качеств предмета (из чего сделан, состояние…)
  • описание внешности объекта

Обрати внимание!

Обрати внимание!

  • Эпитетэто определение при слове, влияющее на его выразительность.
  • 1 группа – снег
  • 2 группа – зима
  • 3 группа – утро
  • 4 группа – весна
  • 5 группа - береза
РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ

  • 1 группа – составьте морфологический портрет прилагательных «жаркие» и «зимние».
  • 2 группа – составьте словосочетания со словами из слогана таким образом, чтоб показать непостоянные морфологические признаки прилагательных.
  • 3 группа – составить 5 словосочетаний на тему «Олимпийские игры», используя прилагательные различных признаков.
  • 4 группа – подобрать синонимы и антонимы к прилагательным из слогана
  • 5 группа – составить 2 предложения на тему «Олимпийские игры», чтоб показать синтаксическую роль прилагательных в тексте. Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных.
Год гражданского единства

Год гражданского единства

Когда в товарищах согласья нет,  На лад их дело не пойдет…

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет…

Обрати внимание!  Согласование – вид связи, при котором главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже.

Обрати внимание!

  • Согласование – вид связи, при котором главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже.

Создадим волшебное дерево пожеланий 1 группа – ученикам своего класса 2 группа - школе в юбилейный год 3 группа – нашему городу 4 группа – учителям школы 5 группа – всем жителям нашего округа.

Создадим волшебное дерево пожеланий

  • 1 группа – ученикам своего класса
  • 2 группа - школе в юбилейный год
  • 3 группа – нашему городу
  • 4 группа – учителям школы
  • 5 группа – всем жителям нашего округа.

Составим синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – 2 прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составим синквейн

  • 1 строка одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – 2 прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Оцените результаты  своей работы на уроке  Я все понял, могу этот материал объяснить другому;  Я сам все понял, но объяснить другому не берусь;  Для полного понимания мне нужно повторить тему;  Я ничего не понял.

Оцените результаты своей работы на уроке

Я все понял, могу этот материал объяснить другому;

Я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

Для полного понимания мне нужно повторить тему;

Я ничего не понял.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • § 103, синквейн, упр.794 (разобраться в теоретическом материале), составить лингвистическую сказку об имени прилагательном.
РЕБЯТА! У НАС С ВАМИ ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ! МОЛОДЦЫ!

РЕБЯТА! У НАС С ВАМИ ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ! МОЛОДЦЫ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имя прилагательное как часть речи.

Автор: Кучеренко Галина Валентиновна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Имя прилагательное  как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(41) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "105857"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402918623"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока на тему: "Имя прилагательное как часть речи". 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "189201"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426838448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства