Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний об имени прилагательном
Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по теме имя прилагательное и включение их в общую систему знаний
Задачи
Предметные:
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- познакомить с существенными признаками этой части речи;
- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте и в речи;
Метапредметные:
- показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;
- развивать познавательные УУД: обработка и систематизация информации, сравнение, анализ, ;
- развивать регулятивные УУД: ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность, самооценка, взаимооценка.
- развивать коммуникативные УУД: точное выражение мысли, взаимодействие, сотрудничество
1.Мотивация (самоопределения) деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке
Всем известно мы – способные ученики!
Любая тема нам по плечу,
С проблемой справимся с любой –
Ведь мы – исследователи, друг мой!
- Отгадайте мою загадку
Конь …, хвост …
- Почему вы её не поняли?
- К какой части речи относятся слова?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?
-Послушайте ещё раз:
Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитки)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- Что они обозначают? (признак предмета )
- О каких словах пойдёт речь на уроке?
- Как бы вы сформулировали тему урока?
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить. (О. Головко)
Отгадывают загадку
Формулировка темы урока
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин
- Я предлагаю вам вспомнить , что мы знаем о прилагательном, составить дерево – знаний ( открываю листочки)
- Приведите примеры имен прилагательных.
- Назови прилагательное мн. ч., ср. р. ед. ч , ж. р. ед. ч., измените прилагательное школьный по родам.
Вспоминают, что знают о прилагательном
Приводят примеры прилагательных
3.Постановка учебной задачи
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока
- Кому было трудно? Как вы думаете почему? (проходили в первом классе, забыли)
- Что предстоит сделать на уроке?
- Что будем отрабатывать?
Формулируют задачи собственной деятельности
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез
- Предлагаю вам перенести имеющуюся информацию в схему. Работаем в паре. На работу 3 мин.
- Сравните свою таблицу с образцом.
- Где возникли трудности?
- Почему получились свободные места?
- Расскажите, что мы знаем о прилагательном
- Сегодня на уроке эта схема – подсказка, помощник
Переводят материалы рисунка в схему
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия. Разным формам организации деятельности
1. Значение прилагательных в речи
- Прочтите 1 текст:
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце.
- Прочитаем 2 текст:
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце.
- Что заметили?
- О чём первый текст? О чём второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Докажите.
- Что же отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных, с ними текст получается красивее).
- Для чего нужны прилагательные? (Для красоты описания).
2. Упр. в нахождении прилагательных
- Подчеркните прилагательные. Докажите что вы выполнили задание правильно
- Хороший, хорошеет, хорошенький, хорошо.
- Длина, удлинить, длинный.
- Голубой, голубеет, голубизна, голубенький.
- Что объединяет слова каждой строки? ( однокоренные)
3. Согласование прилагательных в речи
- Что нужно сделать в упражнении?
- Сверьте с доской?
- Как подбирали слова?
4. Упражнение в определении значения имени прилагательных
- Какие могут быть признаки прилагательных?
- Распределите их по корзинам. 1 ряд – запахи,
2 ряд – цвет , 3 ряд – размер
устно
Сам. работа
Доказать , выбор правильный
Вставить прилагательные
Взаимопроверка
Оценка
Может быть в конце
Выполнение по рядам
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели
Тема: «Имя прилагательное».
1.Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета
в) действие предмета
2.Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам б) по числам
в) по окончаниям
3.Определи имена прилагательные:
1 – юный 4 – играет
2 – белеть 5 – весёлый
3 – ночь 6 – опрятный
4.Найти имя прилагательное во мн.ч.:
а) синий б) мягкая в) длинные
5.Найди словосочетание в котором прил. ср. р
а) яркая звезда б) злой волк
в) парное молоко г) новые лыжи
6.Какое слово лишнее:
а) серьезный б) добрая в) песня
7. Найди словосочетание в котором прил. М.р. :
а) белые ландыши б) жирная каша
в) сильный мороз г) сладкое яблоко
8.Найди неправильное словосочетание:
а) скучная фильм б) длинная дорога
в) вязкое болото
9.*Что означает выражение «лёгкая работа»?
а) нетрудное задание, которое легко выполнить
б) работа, на которой не нужно носить тяжести
Проверка остаточных знаний
Сам. работа
самоценка
7.Включение в систему знаний и повторение
Цель: включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике
Может быть дано на домашнее задание
8.Рефлексия деятельности
Цель: самооценка учащихся своей деятельности, метода преодоления затруднений оценка нового способа действия
Прием рефлексии «Выбор»
1. Я считаю, что урок для меня был интересным_________ скучным.
2.Я повторил многое___________малое.
3. Я думаю, что слушал других внимательно________невнимательно.
4. Я работал на уроке активно ________редко.
5. Результатами своей работы на уроке я доволен_______не доволен.
Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1.б
2. а, б
3. 1 ,5, 6
4. в
5.в
6.в
7. в
8. а
9. а
Результаты теста