Учитель русского языка и литературы высшей категории Дурновцева Л.Д.
Тип урока: урок – исследование – путешествие.
Цель урока:
Расширить и обобщить знания учащихся об имени числительном.
Задачи урока:
- обучающие: систематизировать и обобщить знания об имени числительном;
- развивающие: развивать творческую, речевую мыслительную и исследовательскую активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации;
- воспитательные: формирование интереса и уважения к родному языку, воспитание патриотических чувств и гордости.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Наглядности: выставка иллюстраций, открыток, книг, видеозапись, музыкальное сопровождение.
Просмотр содержимого документа
«Имя числительное в нашем городе »
«Бекітемін»
«Утверждаю»
Директор ШГ№ 14
____________Надеин О.А.
«20» января 2015 г.
Методический кабинет
школы-гимназии №14
«қаралды»
«Рассмотрено»
заседание МО
Протокол № 1
«20» января 2015 г.
_______________________
Открытый урок
Урок-исследование
Имя числительное в нашем городе
6А класс
Учитель русского языка и литературы
высшей категории Дурновцева Л.Д.
Астана 2015
Урок - путешествие - исследование по теме
«Имя числительное в нашем городе» 6 класс.
Учитель русского языка и литературы высшей категории Дурновцева Л.Д.
Тип урока: урок – исследование – путешествие.
Цель урока:
Расширить и обобщить знания учащихся об имени числительном.
Задачи урока:
- обучающие: систематизировать и обобщить знания об имени числительном;
- развивающие: развивать творческую, речевую мыслительную и исследовательскую активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации;
- воспитательные: формирование интереса и уважения к родному языку, воспитание патриотических чувств и гордости.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Наглядности: выставка иллюстраций, открыток, книг, видеозапись, музыкальное сопровождение.
Эпиграф к уроку: Не стремись удивить мир красноречием, стремись удивить знаниями.
Игра «Шкатулочка». Учащимся предложено записать вопрос, ответ на который вы должны услышать сегодня на уроке (записи вопросов собираются в шкатулку).
Вступительное слово учителя. Приветствие учащихся и гостей, сообщение о том, что мы завершаем изучение темы – имя числительное, самой молодой части речи в русском языке, повторим, обобщим, проверим, углубим знания об этой части речи. Класс при помощи игры - считалочки заранее был распределен на группы по интересам.(1группа - юные исследователи, 2группа - юные корреспонденты, 3 группа - знатоки фольклора). Пожелание творческих успехов, сотрудничества в группах, умение слушать и слышать своих товарищей, выручать и поддерживать, сообщение о том, что сегодняшний урок мы проведем в виде игры - путешествия по нашей столице.
Запись на доске Числительное.
- Какие ассоциации возникли, когда услышали это слово?
- Что знаете о числительном?
(запись в тетрадях – индивидуальная работа, работа в группах, афиширование работ)
5. Сегодня мы отправляемся в путешествие по нашей молодой столице с целью обогащения знаний о столице, словарного запаса, знаний о столице в цифрах. Но прежде чем отправиться в путешествие, мы проведем разминку, которая даст возможность повторить изученное, достичь определенной высоты.
6. Игра-разминка (по сказкам А.С. Пушкина).
1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря в сказке «О рыбаке и рыбке А.С. Пушкина?
2. Сколько было богатырей в сказке «О мертвой царевне»? (7)
3. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
4. Сколько было мушкетеров в романе А. Дюма?
5. Сколько было месяцев в известной сказке С. Маршака?
6. Сколько было гномов в сказке «Белоснежка и …. гномов»?
7. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?
8. Сколько человек одного не ждут?
- Итак, разминка завершена, мы справились с заданиями, и для дальнейшего путешествия мы должны ответить на предложенные вопросы в билетах (каждая группа получает задания, задания выполняются устно и письменно, афиширование выполненных работ)
Группа №1.Билет №1.
1. Рассказать об имени числительном как части речи, о простых и составных числительных.
2. Просклонять числительные: Пятьдесят, сорок пять (в Р.п., Тв. п.)
Группа №2.Билет №2.
1. Рассказать о правописании мягкого знака в середине и на конце числительных.
2. Просклонять числительные девятьсот, четыреста (в Д. п., П.п)
Группа№3. Билет №3.
1.Рассказать о собирательных числительных, особенность их употребления, привести примеры, подтверждающие знания.
2. Просклонять порядковые числительные: двадцать восьмой, тысяча триста пятый (в Р.п., Тв. п.).
7. Путешествие по столице. Учащимся предложен текст, повествующий о том, что такое столица, работа с толковым словарем.
Что мы понимаем под словом «столица»? Это слово происходит от русского слова «престол» (трон, на котором сидит правитель страны). Отсюда происходят «стольный» город, столица. Итак, столица - это главный город государства, в котором обосновалось руководство страны: президент, парламент, министерства и другие виды руководства.
Мы знаем, что с 10 июня 1998 года столицей Казахстана является город Астана.
Справившись с этим заданием, мы отправляемся на маршрутном автобусе № 10 до монумента Байтерек, главной достопримечательности г. Астаны
Учащимся предлагается текст для анализа:
Байтерек – монумент в столице Казахстана, Астане, одна из основных достопримечательностей города (каз. Бәйтерек – перен. значение «опора, защитник»).
Проект был разработан по инициативе президента РК Нурсултана Назарбаева, в работе над проектом монумента принимал участие один из самых известных и именитых архитекторов современности, Норман Фостер.
При строительстве объём земляных работ составил 8600 м³, бетонных — 2900 м³, металлоконструкций — 999 тн, остекление купола — 1555 м².
Для выполнения отделочных, инженерных и специальных работ было привлечено 23 субподрядчика. Примерная стоимость металлоконструкции и остекления около — $6 млн. Объект сдан по акту Госкомиссии в 2003 году.
Высота сооружения составляет 97 метров, с шаром, венчающим конструкцию — 105 метров. Диаметр шара 22 метра.
Задание: познакомившись с текстом, из данного текста выписать словосочетания с числительными, определить разряды числительных. Афиширование работ .
Справившись с заданием, продолжим путешествие в Хан Шатыр, крупнейший торгово-развлекательный центр столицы. Учащимся предложен текст с заданием по именам числительным:
«Хан Шатыр» (в переводе с казахского на русский «Хан шатёр») — крупный торгово-развлекательный центр в столице Казахстана Астане. Открыт 6 июля 2010 года. Является самым большим шатром в мире.
Оригинальная архитектура центра — здание представляет собой гигантский прозрачный шатер.
Общая площадь Хан Шатыра — 127 тысяч квадратных метров. В помещении размещены рознично-торговые и развлекательные комплексы. В том числе супермаркет, семейный парк, кафе и рестораны, кинотеатры, спортивные залы, аквапарк с искусственным пляжем и бассейны с эффектом волн, служебные и офисные помещения, паркинг на 700 мест и многое другое.
Главная изюминка Хан Шатыра – пляжный курорт с тропическим климатом, растениями и температурой +35 градусов круглый год. Песчаные пляжи курорта оснащены системой отопления, которая создает ощущение настоящего пляжа, а песок привезен из Мальдив.
Выполнив задание, учащиеся продолжают путешествие.
Афиширование работ. Путешествие продолжается по набережной Гребного канала возле главного корпуса ЕНУ, на которой расположены Цветочные часы, аналоги цветочных часов есть в Швейцарии, а также в столице России Москве. В предложенном тексте найти ключевые слова и числительные, обозначающие порядок и количество .
Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к школе-гимназии №14, в которой мы учимся, и которая имеет свою историю.
2 группа «Юные корреспонденты» заранее получила задание ,и учащиеся взяли интервью у директора школы-гимназии, завуча по УМР, классного руководителя и первой учительницы. Из вопросов, которые задавали учащиеся, мы узнали историю своей школы (количество обучающихся учащихся, сколько лет данной школе, сколько учителей работает в школе, количество учащихся по сменам, количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо».) Учащиеся данной группы написали сочинение - эссе. Таким образом, учащиеся и гости узнали многое об истории нашей школы и закрепили знания по изученной теме.
3группа. « Знатоки фольклора». Оказавшись в стенах родной школы, мы находимся в кабинете русского языка, где на уроках русского языка и литературы знакомимся с произведениями русских и советских писателей и поэтов, знакомимся с произведениями УНТ ,в которых часто встречаем числительные. Учащиеся данной группы подготовили и провели викторину по произведениям и русским народным сказкам, привели примеры об употреблении числительных в пословицах, поговорках, фразеологизмах.
Игра «Собери пословицу» (учащиеся каждой группы должны собрать из разрезных карточек пословицы).
8. Учащимся предлагается самостоятельная работа по учебнику. Работа с текстом « Республика Казахстан» упр. № 447, задание выполняется в группах.
9. Выборочный диктант.
Из предложенных слов выписать только числительные.
Два, двойной, удвоить, пятеро, пятидневный, двадцать пять, шестиклассник, две седьмых, одинокий, дважды, три, шестеро.
- Каким приемом пользовались при определении числительного? (числительное можно записать цифрами, а другую часть речи нет).
10. Заполнение таблицы. Учащимся предложена таблица, которую должны заполнить, используя запас знаний о числительном.
11. Творческая работа. Написать сочинение - эссе о роли числительных в жизни города. Презентация. Афиширование работ.
12. «Волшебная шкатулочка». Возвращение к началу урока, где учащиеся записывали интересующие их вопросы и теперь, извлекая из нее эти вопросы, находим на них ответы.
13. Рефлексия. Чего ожидал, и подтвердились ли твои ожидания? (ответы учащихся).
14. Обобщение.
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас
И я могу, имей в виду
Сказать, в котором ты ряду
Итак, мы завершили путешествие по любимой столице, поднимались на самую высокую достопримечательность столицы Байтерек, побывали в единственном и неповторимом центре Хан-Шатыр, испытали чувство гордости, что живем в самой молодой и красивой столице Астане и что числительное - это часть речи, без которой жить нельзя.