kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перый урок по теме "Имя числительное"разработан к  УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. 

Цели: ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение,   морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),

- отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

- уметь находить числительные в тексте;

- развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. »

Имя числительное как часть речи.

Синтаксическая роль имен числительных в предложении. (6 класс)

Цели:

- ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),

- отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

- уметь находить числительные в тексте;

- развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.


Ход урока

1.Орг. момент.

2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новой темы.

- Ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Морфология», продолжаем знакомиться с частями речи.

- Обратимся к загадке. Подумайте, как она может быть связана с темой урока:

( чтение эпиграфа, нахождение отгадки Слайд 1)

С какой частью речи мы будем знакомиться сегодня? – попробуйте догадаться сами.

- О ком и о чем идет речь?


Многоногая загадка


Две ноги на трех ногах,

А четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги,

Ухватили три ноги,

Закричали три ноги,

Закричали на весь дом, -

Да тремя по четырем!

Но четыре завизжали

И с одною убежали. (К.Чуковский) ответ: две ноги – мальчик, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная)


- Знаете отгадку? А какие слова помогли найти отгадку? Это же числа. Или слова?

( отвечают: две ноги, три ноги, четыре ноги, одна нога)


- Один, два, три, четыре – это слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано с словом «число» (записываем на доске и в тетради)

Итак, вы будете изучать имена числительные.


Мы должны знать ……

научиться…

( - познакомиться с частью речи,

- узнать, что обозначает имя числительное,

- на какой вопрос отвечает, как изменяется, синтаксическую роль, в каких стилях речи используется.)


- Да, сегодня мы познакомимся с этой частью речи, её значением и синтаксической ролью в предложение, коснемся* вопроса о том, в каких стилях языка чаще всего она используется. Остальные вопросы более подробно рассмотрим на следующих уроках.

- В конце урока вы должны знать определение числительного и уметь находить его в тексе.


3. Изучение нового материала. (по ходу изучения темы составляем схему, доска, тетради)


Числительное



Количество Порядок

Сколько? Какой?

Пять Пятый

5 5

Синтаксическая роль











Работа над определением имени числительного.

Обращаемся к теме урока: мы с вами уже знакомы с именными частями речи. Какими? (существительное, прилагательное. Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). – по ходу работы над термином, заполняем правило с пропусками


ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ________________ ПРЕДМЕТОВ, __________________, А ТАКЖЕ _____________ ПРЕДМЕТОВ_________. ИИМЕНА ЯЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ_________ И _____________.

ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ БЫТЬ ____________________.


- Дайте определение этих частей речи. А числительному? (самостоятельная часть речи, которая обозначает….)

- Что же обозначают имена числительные?

Работа с предложением. Списать, расставить знаки препинания, раскрыть скобки. (записано на доске) – задаем вопросы к числительным, выясняем, что обозначают, даем определение числительному, работаем над синтаксической ролью в предложении)


Три братца пошли купаться*, два купаются*, а третий на берегу валяется*. (объяснить орфограммы и пунктограммы, сложное предложение, схема.)


Вывод: отвечают на вопрос сколько? Какой? Обозначают количество и порядок предметов при счете. (проверяем себя по учебнику) – работа над определением… спросить 3-4 человека


- Давайте посмотрим, каким же членом предложения может быть числительное (подлежащее, определение)

Выполним упражнение 83из Р.Т.


Вывод: любым членом предложения (повторяем синтаксический разбор предложения).





ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеоролик)


5. Отличие числительных от других частей речи. Наблюдение.

-Какие же части речи могут выражать числовое значение? Для этого….

Образуйте от данных числительных следующие части речи: глагол, прилагательное, существительное. (работа в парах)


Два – удвоить, двойной, двоечник

Три – троечник, утроить, тройной


Вывод: -Какие же части речи могут выражать числовое значение? (существительные, прилагательные, глагол)

- А в чем же заключается основное отличие числительных от других частей речи?

(можно записать и цифрами, и словами) – выполнение упражнения 82 из Р.т.

с последующей проверкой)


6. Закрепление теоретического материала.

- Дать определение числительного. Каким членом предложения может быть числительное.


7. Работа с текстом (распечатан для каждого учащегося). Умение находить числительные в тексте. Определить роль числительных в тексте (точность).

Доброе дерево

Кого берёзой удивишь? Выгляни из окна в городе ли, в деревне, всюду берёзу увидишь о в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей.

Ещё берёза к людям добра. В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.

Какое родное, тёплое, верное дерево!

Ю. Крутогоров


Анализ текста:

- На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль?

- Определите тип речи, стиль (рассуждение, публицистический)

- Есть ли в тексте имена числительные? Назовите их.

- С какой целью автор использует их в тексте?

( мы узнаём, сколько полезных свойств у берёзы!)

- Запишите предложение «В стародавние времена…»

- Определите синтаксическую роль имен числительных.

. Выпишите предложения, в которых есть числительные, подчеркните числительные как члены предложения.

Пернатые часы

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

8*. Самостоятельная работа (тест) – распечатка. Обвести в кружок правильный ответ.

- Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ.


1. Укажите верное утверждение

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.

Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.


2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разным членом предложения



3. Укажите строчку, в которой только числительные, отвечающие на вопрос сколько?

А) шестьсот, сорок два, три

Б) второй, двадцать два, девять

В) пятый, шестого, сороковой

Г) сто, пятнадцать, пятидесятый


4. Укажите строчку, где записаны только числительные

А) семилетний, шестиструнный, удвоить

Б) первый, восемь, тридцать

В) шестиклассник, пятеро, семёрка

Г) десять, двадцать три, трижды


- Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться. Жду в четверг тех, кто допустил ошибки(много)

- Я вижу, что вы сегодня узнали многое об имени числительном. Достигли мы с вами цели урока?


Рефлексия

- Что я узнал…. Запомнил…


- Конечно, с цифрами и числами вы, ребята, давно уже знакомы. Каждый день вы сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй канал, третий и так далее), и в школе, а особенно на уроках математики, и даже на улице нас всех окружают цифры и числа. Мы можем найти человека, если знаем адрес (номер дома и номер квартиры), в большом городе на остановке мы будем ждать автобус именно того номера, который нам нужен.

- А представьте, что было бы, если бы в нашем мире не было бы ни одной цифры…

(не знали бы, какой сегодня год и какое число, сколько каждому из нас лет, не смогли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы цен, денег, да и магазинов бы тоже не было. Мы потеряли бы такое понятие как время: не знали бы истории, событий, когда произошли открытия)

- Как видим, люди без цифр не смогли бы нормально жить и работать.

Счёт возник в глубокой древности, и люди считали по пальцам рук. Было время, когда счёт достигал только четырёх – по числу протянутых четырёх пальцев рук. Потом возник счёт пятёрками. С развитием жизни счёт совершенствовался, и возник, наконец, современный счёт – десятками.



8.Домашнее задание: лингвистическая сказка (творческое, тексты распечатаны) или 5-6 пословиц, в которых есть числительные, объяснить смысл 2-3 пословиц, определить синтаксическую роль в предложения.


Лингвистическая сказка.


Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

- Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

- Много!

- Вы не считали! Или вы не хотите считать?

- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении.

Автор: Изюмова Евгения Николаевна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424921184"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока на тему "Имя числительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokanatiemuimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "294313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455633862"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "План - конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(93) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie-kak-chast-riechi-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "219110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434010941"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Имя числительное как часть речи"
    ["seo_title"] => string(35) "imia_chislitelnoe_kak_chast_rechi_3"
    ["file_id"] => string(6) "599453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1643819544"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технологическая карта урока по теме:"Имя числительное:особенности правописания и употребления в речи" "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie-osobiennosti-pravopisaniia-i-upotrieblieniia-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "134225"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416688252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства