kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя числительное как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),его правописание и склонение в письменной и устной речи; формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с  изучаемыми  понятиями и алгоритмами о числительном развитие интеллектуальных умений учащихся; воспитание культуры устной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»

Имя числительное как часть речи

Имя числительное как часть речи

Цель урока: Знать признаки числительных как части речи. Учиться определять синтаксическую роль числительных.

Цель урока:

  • Знать признаки числительных как части речи.
  • Учиться определять синтаксическую роль числительных.

  • Учиться различать числительные и однокоренные слова других частей речи .
Определяем проблему урока Прочитай слова. Что общего в лексическом значении всех слов?  Тройник, два, удвоить, четвёрка, удесятерить, сорок, двойняшки, тридцать три, восьмой, пятитомный, двойной.

Определяем проблему урока

  • Прочитай слова. Что общего в лексическом значении всех слов?

Тройник, два, удвоить, четвёрка, удесятерить, сорок, двойняшки, тридцать три, восьмой, пятитомный, двойной.

  • Выпиши сущ, прилаг, глаголы, опираясь на признаки этих частей речи. На какой вопрос отвечают оставшиеся слова?
  • Какие слова можно заменить цифрой без ущерба для смысла?
Проверим Существительное : ТРОЙНИК, ДВОЙНЯШКИ, ЧЕТВЁРКА.  Прилагательное: ПЯТИТОМНЫЙ, ДВОЙНОЙ.  Глагол : УДВОИТЬ, УДЕСЯТЕРИТЬ.

Проверим

  • Существительное : ТРОЙНИК, ДВОЙНЯШКИ, ЧЕТВЁРКА.

  • Прилагательное: ПЯТИТОМНЫЙ, ДВОЙНОЙ.

  • Глагол : УДВОИТЬ, УДЕСЯТЕРИТЬ.

  • Числительное : два, сорок, тридцать три, восьмой . (СКОЛЬКО? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? КОТОРЫЙ?)
  • 2, 40, 33.
Грамматическое значение имени числительного Обозначает КОЛИЧЕСТВО или ПОРЯДОК предметов при счёте: пять тетрадей, восьмой ряд. Отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? Семеро ( сколько?) одного (скольких?) не ждут. Наш дом находится на второй ( какой?) улице.

Грамматическое значение имени числительного

  • Обозначает КОЛИЧЕСТВО или ПОРЯДОК предметов при счёте: пять тетрадей, восьмой ряд.
  • Отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? КАКОЙ ПО СЧЁТУ?

Семеро ( сколько?) одного (скольких?) не ждут.

Наш дом находится на второй ( какой?) улице.

Для чего нужно числительное в речи?

Для чего нужно числительное в речи?

  • Числительное используется в речи тогда, когда необходимо что- то посчитать или измерить.
  • Числительное может называть КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ: шестнадцать книг
  • РАЗМЕРЫ ( длина - девять сантиметров, ширина - пять метров, высота - восемь километров, объём - четыре кубических метра)
  • ВЕС: сто пятьдесят граммов
  • СТОИМОСТЬ: четырнадцать рублей
  • ВРЕМЯ: одиннадцать часов
  • ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ: сто пятый участок
Морфологические признаки

Морфологические признаки

  • Изменяются по падежам : три книги (Им.п,В.п); трёх книг ( Р.п); трём книгам (Д.п)
  • Не изменяются по числам, кроме ОДИН -ОДНИ
  • Не имеют рода : пять столов, пять тетрадей
  • Исключения: один, два, полтора
  • Один пенал (м.р); одно озеро (ср.р); одна книга (ж.р)
Синтаксическая роль В предложении числительное может быть всеми членами предложения. Дважды два – четыре   В три часа все вернулись.    Последняя стена была занята тремя окошками.  . .

Синтаксическая роль

  • В предложении числительное может быть всеми членами предложения.
  • Дважды два – четыре

В три часа все вернулись.

Последняя стена была занята тремя окошками.

.

.

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? Обозн.ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО, ПОРЯДОК ПРИ СЧЕТЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (цел., дробн., собир.), ПОРЯДКОВЫЕ. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ, СОСТАВНЫЕ. Изменяются по ПАДЕЖАМ. — = - - - ~~~ _._._._

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? Обозн.ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО, ПОРЯДОК ПРИ СЧЕТЕ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (цел., дробн., собир.), ПОРЯДКОВЫЕ.

ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ, СОСТАВНЫЕ.

Изменяются по ПАДЕЖАМ.

= - - - ~~~ _._._._

Закрепление Прочитай задачу, спиши, вставляя пропущенные буквы.  На верё_к_ в_сели и спокойно сохли 8 выст_ранных наволочек, 6 наволочек ст_щила и сж_вала к_за Люська. Сколько наволочек спокойно выс_хло на верё_к_?

Закрепление

  • Прочитай задачу, спиши, вставляя пропущенные буквы.

На верё_к_ в_сели и спокойно сохли 8 выст_ранных наволочек, 6 наволочек ст_щила и сж_вала к_за Люська. Сколько наволочек спокойно выс_хло на верё_к_?

Это интересно!  Прочитайте! Из истории числительных.  Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один «сорок» (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . Числительное сорок  очень сходно по звучанию со словом сорочка . И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки .

Это интересно! Прочитайте! Из истории числительных.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.

В один «сорок» (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.

Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок .

Числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка . И это не случайно!

Сороками когда-то называли примитивные

мешки с разрезами для головы и рук,

то есть своеобразные рубахи, сорочки .

Творческое задание От данных корней со значением количества образуй и запиши слова разных частей речи. Составь с ними словосочетания. Корни: - дв-; -один-; -тр- ; Один (числ), одиночество (сущ), одинокий ( прил), уединяться (гл).

Творческое задание

  • От данных корней со значением количества образуй и запиши слова разных частей речи. Составь с ними словосочетания.
  • Корни: - дв-; -один-; -тр- ;
  • Один (числ), одиночество (сущ), одинокий ( прил), уединяться (гл).

  • Тройка (сущ) лошадей, тройной ( прил) прыжок, утроить (гл) количество, три (числ) этажа, беседовать втроём (наречие).
Словарная работа. Ми лл ион, ми лл иард. Справочный материал. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 12 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего « тысяча », и « оне », соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ – (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову « тысячища».

Словарная работа.

Ми лл ион, ми лл иард.

Справочный материал.

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 12 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего « тысяча », и « оне », соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ – (например, домище, ручища, лесище).

Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову « тысячища».

Фронтальный опрос Что такое имя числительное? На какие вопросы отвечает числительное? Что обозначает числительное? Как изменяются числительные? Каким членом предложения является имя числительные? ?

Фронтальный опрос

  • Что такое имя числительное?
  • На какие вопросы отвечает числительное?
  • Что обозначает числительное?
  • Как изменяются числительные?
  • Каким членом предложения является имя числительные?

?

Как обойтись бы без числа Наука целая могла? Расчёт во всяком деле нужен. И ты с числительным будь дружен .

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Имя числительное как часть речи

Автор: Рашутина Елена Анатольевна

Дата: 02.02.2022

Номер свидетельства: 599453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема: Имя числительное как часть речи."
    ["seo_title"] => string(37) "tiemaimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "267754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450453151"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(108) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty"
    ["file_id"] => string(6) "280370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368049"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(109) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty1"
    ["file_id"] => string(6) "280371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368062"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«Имя числительное как часть речи» с применением технологии проблемного обучения"
    ["seo_title"] => string(84) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280375"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368549"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykanatiemuimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "298525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456337088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства