- умеют формулировать и обосновывать свою точку зрения;
-умеют работать в паре;
-умеют находить отличительный признак
Личностные:
-имеют желание учиться
- проявляют интерес к познавательной деятельности
Ресурсы урока:
Для учителя: мультимедийное оборудование, презентация Power Point
Для ученика: учебник «Русский язык. 2 класс. 1 часть», тетрадь, конверты с раздаточным материалом для работы в парах, сигнальные карточки «верно/неверно», таблицы самооценки.
Ход урока
Мотивация к деятельности
-Прозвенел звонок,
Пригласил нас на урок!
На уроке будем лениться или трудиться? (трудиться)
-Баловаться или стараться? (стараться)
-Думать или скучать? (Думать)
-Ну тогда позвольте начать… Садитесь, пожалуйста
Актуализация необходимых знаний.
Первым делом на уроке русского языка нужно подготовить тетради для работы.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу
Сяду прямо не нагнусь
За работу я возьмусь
Разомнем кисти рук перед работой. Какую пальчиковую гимнастику выполним? (пальчиковая разминка «Чайничек») (Слайд 1)
Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой, шишечка с дырочкой, в дырочку пар идет. Пар идет в дырочку, дырочка в шишечке, шишечка с крышечки, крышечка с чайничка (гимнастика выполняется обеими руками, чайничек-кулак с отогнутым большим пальцем в роли «носика», крышечка- ладонь второй руки горизонтально над чайничком, шишечка-кулак первой руки вертикально над крышечкой, дырочка- большой и указательный пальцы второй руки сомкнуты кольцом над крышечкой, пар идет - указательный палец первой руки винтовыми движениями имитирует улетающий вверх пар, далее движения выполняются в обратном порядке )
Минутка чистописания
-Черепаха чай пила, чай по чашкам разлила,
Час ждала за чашкой чая, черепах других встречая.
-Какой звук часто встречается в этой скороговорке? (звук ч)
Охарактеризуйте его. (согласный, мягкий, глухой)
-Какой буквой обозначается на письме. (Ч, ч)
Вспомним написание строчной и прописной букв Ч
С какой буквой можно перепутать, на что обратить внимание? (с буквой У, у буквы Ч наклонная с закруглением внизу вправо)
-Самостоятельно вспомните и запишите слова с одним из этих буквосочетаний. Подчеркните орфограмму.
-Словарная работа. Игра «Десяточка» (Слайд 3)
-Почему игра так называется? Сколько слов повторим. (10 слов) Какие это слова? (словарные) Что будем записывать? (пропущенные буквы через запятую) Приготовились, начинаем… (п..тух, в..робей, д..журный, ж..лтый, яг..да, м..тель, сн..гирь, м..роз, М..сква, л..гушка) (Слайд 4)
-Прочитайте код, который получился, сверьте со своей работой. (е, о, о, е, ё, о, е, е, о, о, я)
-Оцените результат на полях цветными кружочками. Без ошибок-зеленый, 1-2 ошибки-желтый, 3 и более –красный. Если допустили ошибки, посмотрите в каком из слов, и запомните, как это слово пишется правильно. (на доске записаны слова в той последовательности, как были продиктованы в игре, но без пропущенных букв, слово Москва намеренно записано с ошибкой «москва», до текущего этапа эта запись должна быть скрыта от учащихся)
Игра «Верно - неверно» (Слайд 5)
-Что обозначают карточки на столе? Зеленая?(Верно)
Оранжевая? (Неверно)
-Слушайте внимательно высказывание и поднимайте нужную карточку. (для игры используются те же слова, что и в словарной игре «Десяточка», они записаны на доске заранее, слово Москва с ошибкой «москва»)
На доске есть слово, в котором звуков больше чем букв.(Слайд 6, верно, ягода)
На доске нет слов, в которых все согласные звуки глухие. (Слайд 7, неверно, петух)
На доске есть слово, в котором букву парного по звонкости и глухости согласного можно проверить. (Слайд 8, верно, мороз)
На доске записаны только имена существительные (Слайд 9, неверно, жёлтый -не существительное)
Все слова записаны без ошибок. (Слайд 11, неверно, Москва)
-Кто не допустил ошибок, мысленно похвалите себя.
Организация познавательной деятельности
-Итак, почему слово Москва нужно писать с большой буквы? (Это название города)
-Какие еще слова пишутся с большой буквы. Приведите примеры. Какой частью речи являются? (Имена, фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, рек, озер и т.д.)
-Давайте сверим свои ответы с доской, какие группы предметов не назвали.(Слайд 12)
-Удобно ли всегда перечислять этот дленный список названий? (Неудобно, долго)
-Как думаете, есть ли в русской языке специальный термин для обозначения всех таких существительных? (Да)
Подумайте, что на уроке узнаем? (Слайд 13, узнаем, как называются имена существительные, которые пишутся с большой буквы)
Где мы можем уточнить? Что нам поможет? (учебник)
-Откроем учебник на странице 51 . Найдем новые термины.
-Давайте попробуем разобраться, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
- Как вы понимаете слово собственный. (мой)
Посмотрите на доску. (Слайд 14)
-Сколько городов в нашей стране мы можем назвать Санкт-Петербург? (один) Можно ли сказать, что это собственное имя нашего города. (да) А словом город? (много)
-Сколько рек называются Волга? (одну) А словом река? (много)
-А какие предметы называют существительные нарицательные? (называют единичные предметы )
-А теперь сверим то, что у нас получилось с правилом в учебнике.
-Как думаете, важно ли научится их различать? (да)
А для чего? -Посмотрите на доску. (Слайд 15) Что можете сказать про выделенные слова. Как они произносятся, одинаково или нет. (одинаково) А пишутся? (одно с большой буквы, другое нет) Можно допустить ошибку, если не разобраться где собственное, а где нарицательное? (да)
-Чему будем учиться? (Слайд 16, различать имена существительные собственные и нарицательные)
-В чем будем упражняться? (в написании имен существительных собственных и нарицательных)
(Задачи урока фиксируются на доске).
-На доске написаны слова, прочитайте (планета, страна, город, река). Сколько предметов можно назвать этими словами? Один единственный или несколько похожих? (несколько похожих)
-Значит это, какие имена существительные, собственные или нарицательные? (нарицательные)
-В тетрадях в широкую линию, где мы выполняем тренировочные упражнения, последние задания состояли из каких слова? (собственные имена существительные)
Это были не только каллиграфические упражнения, но и проверка вашей любознательности. Все ли слова были вам знакомы? (нет)
А вы узнали значение неизвестных слов?
-Давайте попробуем из тех слов, которые вы прописывали в тетрадях в широкую линию, подобрать подходящие имена собственные. Запишем напротив имен нарицательных во второй столбик. Подчеркнем орфограмму. (планета Сатурн, страна Франция, город Париж, река Енисей )
Динамическая пауза
На прошлых уроках мы учились отличать имена существительные от других частей речи. Что нам помогало делать это весело и с пользой для здоровья?
Но сегодня я усложню задание. Как только я произнесу имя существительное собственное, все ученики должны тихо сесть за парту в позицию «готов работать устно». Вспомним правила: (Слайд 17)
предмет-руки вверх, признак- руки в стороны, действие-присесть. Не забываем подкреплять движения вопросом.
Мяч, упругий, скачет,
Бежит, шустрый, заяц,
Старательные ученики работают
Присела внимательная Оля (садятся)
Молодцы, кто узнал собственное существительное и сел за парту? Чье собственное имя я назвала?
А почему мы не сели, когда я сказала ученики? (это существительное нарицательное)
Мальчики, похвалите себя и пожмите себе руку, девочки похвалите себя, погладьте свои умные головы. Сколько сейчас учеников откликнулось на мою просьбу? (все мальчики, все девочки) Я называла вас именами существительными… (нарицательными)
Юля, ты сегодня завтракала? Даниил, ты выполнил домашнее задание? Какие существительные я использовала, чтобы обратиться к Юле и Дане? (собственные) И сколько учеников отвечало? (один) Екатерина Владимировна, вы сегодня дежурите на третьем этаже? К кому я обратилась? (к учителю) Обратите внимание, я назвала не только имя, но и …(отчество)
Кирилл, как ты себя чувствуешь? Какая возникла проблема? (Не понятно к кому обратились, потому что в классе не один Кирилл) Как поступить, если у людей одинаковые имена? (назвать фамилию) Кто знает свое полное имя (фамилию, имя и отчество)? Назовите.
Работа в парах.
На партах конверты. Как мы будем работать? (в парах) Как догадались? (на конверте 2 звездочки)
Достаньте содержимое конвертов. Изучите. Что увидели? Что нужно сделать? На цветных полосках существительные собственные или нарицательные? (собственные) А на белых? (Нарицательные)
Отложите белые полоски в сторону. Подумайте, что нужно сделать с цветными полосками. (Составить полные имена писателей-фамилии, имена и отчества)
Прочитайте, что получилось.
А теперь прочитайте нарицательные имена существительные на белых полосках.
Опираясь на мои подсказки, попробуем подобрать к именам собственным нарицательные существительные.
- Родители мечтали, чтобы дочка стала балериной, Но ей больше нравилось писать, сочинять, рифмовать. Даже самые маленькие дети любят стихи …(поэтесса Агния Львовна Барто)
- Он некоторое время жил и учился в Англии, хорошо знал английский язык, писал сам, а так же переводил зарубежные произведения на русский язык…(переводчик Самуил Яковлевич Маршак)
- Его сказки в стихах читают, перечитывают, знают наизусть. (Сказочник Корней Иванович Чуковский)
-Он говорил, что пишет, потому что жизнь у него очень интересная, и этим интересным нужно непременно поделиться. И он делился в своих многочисленных рассказах. Про затейников и фантазеров, и даже про живую шляпу. (Писатель Николай Николаевич Носов)
- Его стихи простые, понятные и интересные. Поэтому их так любят дети. Ну как можно не любить, например, стихотворения про Дядю Степу? (поэт Сергей Владимирович Михалков)
Давайте сверим с образцом (Слайд 18)
Какое слово осталось лишним? (баснописец)
Кто такой баснописец? (человек, который пишет басни)