Просмотр содержимого документа
«Имена существительные одушевлённые и неодушевленные.»
№ 54 Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Цели:
уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
развивать умение различать их;
познакомить с устаревшими в русском языке словами и сферой их употребления.
Задачи:
Образовательная – закреплять понятие неодушевлённые существительные;
Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, индивидуальные карточки, карточки для работы в группах, карточки с разноуровневым заданием, паровоз с вагонами и картинками, солнце с лучиками, учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого 3 класс.
Тип урока: изучения нового материала.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно
- взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
предметных результатов:
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;
- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение.
Ход урока
Организационный момент.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны!
II. Повторение пройденного материала.
Проверка домашнего задания.
Работа по индивидуальным карточкам. (3 ученика)
III. Каллиграфическая минутка.
Правило посадки
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку, я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
Р р Рр
Ра ря Ре рю
Рябина рябиновый рябинушка
Покраснел в саду рябиновый лист.
- Найти и обозначить корень в однокоренных словах.
- Назвать лишнее слово, составить с ним предложение.
- Лексическая работа.
Учащиеся объясняют значение слова рябина.
Рябина (книжн.) – дерево или кустарник с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами. (Ожегов С.И.)
IV. Самоопределение к деятельности
1. Словарная работа.
- Работа над загадками
- Отгадайте загадки.
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза.)
Не мой бы труд,
Не мой бы бег,
Ты плохо жил бы,
Человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь,
В отставке буду скоро. (Конь.)
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова.)
У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он не велик,
Но везёт, как грузовик! (Осёл.)
— Допишите по два имён существительных, которые обозначают названия домашних животных.
— Что объединяет эти слова? (Это одушевлённые имена существительные.)
— А какие учебные вещи вы знаете? Назовите.
— Отгадайте загадки.
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)
Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец.)
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль.)
— Допишите по два имён существительных, которые обозначают учебные вещи.
— Что объединяет эти слова? (Это неодушевлённые имена существительные. )
- Сформулируйте цель урока с учетом того, что вы сейчас узнали.
2. Распределение слов по группам.
- По какому признаку можно разделить эти слова? ( Существительные можно разделить следующим образом:
в первый столбик существительные, отвечающие на вопрос кто?, а во второй столбик существительные, отвечающие на вопрос что?)
(Два ученика выходят к доске, делят слова на две группы, а дети по вариантам записывают их)
Вывод: Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто? , а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают на вопрос что? .
V.Работа над новым материалом.
1. Формирование понятий одушевлённое, неодушевлённое (Работа в парах).
Задание:Распределите данные слова на две группы:
Слова, обозначающие одушевленные предметы;
Слова, обозначающие неодушевленные предметы
Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр,
ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар,
салазки, учительница, пшеница, юноша.
2. Игра «Рассади пассажиров».
- Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос КТО? (Животных; людей; живые существа).
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (Разные предметы; неживое; неживые предметы).
Выполнение работы учащимися.
- Сделаем вывод: Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
3. Работа по учебнику.
Упр.15 (с. 12).(устно)
— Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
— Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)
— Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Назовите одушевлённые имена существительные.
— Назовите неодушевлённые имена существительные.
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
Звуко-буквенный разбор слова: горох(на доске)
Горох – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
Г-согл.,зв.парн., тв
А-гл.. безудар.
Р-согл., зв.непарн.,тв
О-гл.,удар.
Х-согл.,глух.непарн.,тв
Упр.16 (с. 12).
— Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
— Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить. Почему?
— Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?
— Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются? (Показ слайдов)
Царь- Тот, кто господствует над всеми, превосходит всех
Око- Старая мера веса, приблизительно равная 1,2кг., глаз
Уста - Рот, губы
Купец - Богатый торговец, владелец торгового предприятия
Престол - Трон монарха.
Чело - (устар.) лоб
Слуга - Человек, посвятивший себя полностью служению кому-чему-нибудь
Кольчуга - Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Перст - Палец руки. Вершок - Старая русская мера длины, равная 4, 4 см Барин - Человек, который не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других
Кафтан - Старинная длиннополая верхняя мужская одежда. Карета - Большой закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах Бурлак - Рабочий , который тянет суда бечевой Ветрило - Парус. — Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
VI. Физкультминутка
Пойдём по заснеженному лесу, но условие, не будем утопать в снегу: если одушевлённое существительное – наклоны влево, вправо; если неодушевлённые – приседаем.
VII. Закрепление изученного материала
Групповая работа. Волшебные превращения.
Участникам группы предложены карточки с пропусками.
Задание: заполнить пропуски, обозначить вопросы, объяснить значение слов.
1 группа: заменить неодушевлённые имена существительные на одушевлённые.
Труба - трубач…
Сила-
Цирк
Барабан
Камень
Аптека
Журнал
2 группа: заменить одушевлённые имена существительные на неодушевлённые.
Мусорщик - мусор
Экскаваторщик
Сварщик
Часовщик
-Трудным ли было задание? В чем его трудность?
-Успешно ли вы с ним справились?
-Трудно ли было проверить себя? На что опирались?
-Как ты думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?
Игра «Данетки» (показывают карточки «Да», «Нет»)
- Имена существительные отвечают на вопрос Что делать?
-Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые?
- Одушевлённые существительные отвечают на вопрос Что?
- Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Кто?
- В русском языке нет слов, которые одновременно могут отвечать на вопросы Кто? Что?
Самостоятельная работа (разноуровневое задание)
-Я предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.
- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.
Карточка №1
Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву одуш. (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву неодуш. (неодушевлённые предметы).
Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать одушевлённые предметы или неодушевлённые.