Просмотр содержимого документа
«Единственное и множественное число имен существительных»
Русский язык.
Тема: Единственное и множественное число имен существительных.
Класс : 3.
Цель урока: Выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Задачи :1) Образовательные: Обеспечить в ходе урока закрепление знаний и навыков определения единственного и множественного числа имен существительных.
Наш класс побывает в одной очень доброй сказке Шарля Перро, встретиться с героиней, которую вы очень любите.
А теперь внимательно послушайте загадку и скажите, как ее зовут.
Такое лишь в сказке волшебной случается,
Карета из тыквы большой получается.
В прекрасном наряде, легка, словно перышко,
Со сказочным принцем знакомится … ( Золушка).
( Рисунок мачехи и Золушки.)
Правильно, это Золушка, и мы сегодня будем не учениками третьего класса, а « волшебниками». Потому что только волшебники творят чудеса. И мы должны обязательно помочь Золушке выполнить все задания Мачехи.
Посмотрите, Золушка встревожена. Она беспокоится: « Успею ли я на Королевский бал?»
Не волнуйся, Золушка, ребята тебе помогут!
Сегодня на уроке мы будем закреплять ваши знания об имени существительном, об изменении имени существительного по числам.
3. Закрепление имеющихся знаний.
А) Первое задание Мачехи: перебрать крупы ( у нас вместо крупы – буквы, нужно их собрать в слова).
Название животных – простые слова.
В них спрятались слоги: один, три или два.
Но буквы рассыпались. Их соберешь.
Кого как зовут ты тотчас найдешь!
1. Живой кактус ( ж,ё) – ёж.
2. Слепой землекоп ( о, т,р,к) – крот.
3. Пушистый трус ( ц,а,я,з) – заяц.
4. Морской зубастик ( а,а,к,л,у) – акула.
5. Летающая воровка ( к,р,с,а,о,о) – сорока.
6. Птица пешеход ( г,в,и,н,п,и,н) – пингвин.
7.Лесная гадалка ( у,у,к,а,ш,к,к) – кукушка.
8. Лесной знаток меда ( в,д,м,д,е,ь,е) – медведь.
- Что можно сказать о записаных словах?
- Это имена существительные, одушевленные, т.к. отвечают на вопрос кто?, в ед. числе.
- Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились, и вот тыква превратилась в карету.
А вот второе задание Мачехи. Нужно посадить клумбу цветочную, чтобы клумба получалась большой и красивой; названия цветов будете записывать во множественном числе.
1. Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ( гвоздиками).
2. Ручьями очищаются и хвоя и валежник,
И первым появляется в проталине ( подснежник).
3. В траве густой, зеленой он выглядет нарядно,
Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек,
Ну, кто его не знает? Ведь это ( василёк).
4. Тот, кто на поле бывал,
Тот, наверно, замечал.
Как вьется розовый цветок.
Он называется ( вьюнок).
Слово подснежник разобрать по составу.
- Милые мои волшебники, вы справились и с этой работой и превратили мышей в лошадей.
4. Физминутка.
5. Новый материал.
6. Закрепление пройденного.
А) новое задание от Мачехи. Нужно прополоть грядки, а для нас это будет выполнение упражнений. ( Разбираем, пишем, проверяем.) работа по вариантам.
- Молодцы, ребята, вот уже у Золушки есть и кучер.
Б) Ну, а чтобы Золушку пропустили через дворцовые ворота, нам нужно составить герб, который состоит из слов, употребляющихся в русском языке только во множественном числе.
Слова на карточках, дети выбирают нужные слова.
- Ну вот и все, дорогие мои волшебники, вы сегодня совершили много чудес и помогли Золушке встретиться с ее Принцем.
Посмотрите, какая она счастливая и все благодаря вам.