Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных» | Тип урока: знакомство с новым материалом |
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями единственное и множественное число имен существительных, упражняться в нахождении и написании имен существительных в единственном и множественном числе, учиться изменять имена существительные по числам Задачи урока Предметные: - определять число имен существительных; - употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных. Метапредметные: - формулировать и удерживать учебную задачу; Личностные: - мотивация учебной деятельности; - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; - формирование социальной роли ученика. |
Планируемые результаты |
Предметные: - определять грамматический признак имен существительных – число; - изменять имена существительные по числам. | Метапредметные: - использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного, использовать правила для подтверждения своей позиции; - работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций). - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Личностные: - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - уметь слушать и понимать речь друг друга. |
| | |
Межпредметные связи: математика, окружающий мир |
Ресурсы урока: учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык», карточки с заданиями |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
1. Организационный момент |
- Приветствие - Какое сейчас время года? Какой по счету месяц зимы? Какой месяц по счету в году ? Что знаем интересного о феврале? - Какие орфограммы нам встретятся сегодня при написании числа? | - Отвечают на вопросы учителя, записывают дату в тетрадь
|
2. Актуализация знаний |
-1).Минутка чистописания: Б (п) о (а) О каких орфограммах нам говорит данная запись? Придумайте слова с орфограммой парный согласный в корне слова в которых мы пишем букву б, а слышим звук п? Придумайте слова с орфограммой безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением, где мы пишем букву о, а слышим звук а. Игра «Наоборот». Я называю слова, а вы по образцу записываете орфограммы. Лед, земля, сугроб, моряк, зуб. 2). Словарная работа. Выполните упражнение на карточках № 1. Запишите словарные слова в тетрадь.
Карточка 1 Врко+ рот-врт+ва=____________ Тпе+фтор- пфо+адь=__________ Зжа+хя-жх+ ц=_______________ Пдле+наж- лдж+л=____________
| 1).- Определяют орфограммы - Высказывают свои предположения - Подбирают слова на заданные орфограммы - Выбирают из слов заданные орфограмма и записывают по образцу - Самооценка на полях
2). Выполняют упражнения на карточках и записывают слова в тетрадь. Проверяют свою работу Самооценка на полях |
3. Самоопределение к деятельности |
1). Какой частью речи являются данные слова? На какие две группы мы можем разделить эти слова? На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные имена существительные? Составьте схему на доске. 2). Я знала, что вы прекрасно справитесь с заданием и приготовила для Вас маленькие сюрпризы. Посмотрите, что у Вас на столе? ….., что у тебя в руках? – Билет. …..,что у тебя в руках? – Билет. А если я попрошу каждого из вас дать мне свой билет, смогу ли я сказать что у меня в руках билет? Как правильно я должна сказать? На доске: Билет Билеты О чем нам говорит слово билет? Сколько предметов он называет? А слово билеты? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Откроем учебники и проверим свои предположения. Какие цели урока мы перед собой поставим? | 1). Отвечают на вопросы учителя. Составляют схему Имя существительное часть речи
Обозначает предмет
Кто? Что?
2). -Отвечают на вопросы учителя - Рассматривают билеты - Высказывают свои предположения относительно тем урока - Проверяют свои догадки по учебнику - Ставят цели урока Цели урока: Познакомиться с понятиями единственное и множественное число имен существительных Учиться определять число имен существительных Образовывать множественное число от формы единственного числа имен существительных. |
4. Работа по теме урока |
1). Работа в парах по карточкам № 2. На обратной стороне вашего билета написаны слова. Прочитайте их. Встаньте те, у кого имя существительное записано в единственном числе. Ребята, которые остались сидеть на местах, внимательно слушайте слова, которые мы будем называть и постарайтесь найти свою пару. Объединитесь в пары и выполните задания на карточках. 2). Фронтальная работа по карточкам № 3. Прочитайте текст. Подчеркните в нем имена существительные. Какие слова в единственном числе? Какие во множественном числе? Запишем в тетрадь. | Работают в парах. Карточка № 2 Фокус-________________ Слон-_________________ Шляпа-________________ Лев-____________________
Карточка № 3 Мальчики посетили цирк. Как же там много интересного! Клоуны показывали фокусы. Воздушный гимнаст исполнял опасный трюк. Ученики провели замечательный день.
|
5. Физ. минутка |
Учитель наблюдает за правильностью выполнения правил игры. Загадывает слово и пишет по одной букве на спине, первому человеку в каждой колонке. | Игра « Запретное движение» Игра « Отгадай слово» Учащиеся выстраиваются в колонки и отгадывают слово. Игра «Кто тише?» По команде учителя, тихо присаживаются на свои места. |
6. Продолжение работы по теме |
1). Игра «один - много» Учитель называет слова. Если слово во множественном числе, учащиеся хлопают в ладоши. Акробат, тигр, медведи, салат, крючок, коробки, жонглер, контролер, арена, купола. 2). Работа по карточке № 4. Дополните предложение подходящим по смыслу словом и запишите его в тетрадь. | 1). Учащиеся слушают слова. Если назвали слово во множественном числе- хлопают в ладоши.
Карточка № 4 В цирке нас смешили веселые……. Слова для справок: артист, клоуны, артисты, мартышка, мартышки, клоун.
|
7. Рефлексия |
1). Самостоятельная работа На доске записаны слова: Верблюд, столы, лощадь, цветы, зал, зрители. Выберите из данных слов имена существительные в единственном числе запишите их и образуйте форму множественного числа. | 1). Учащиеся самостоятельно выполняют задания. Самопроверка Самооценка. |
8. Итоги урока. |
Какова была тема нашего урока? Какие цели мы перед собой ставили? Достигли мы поставленные цели? Продолжите фразу: Имя существительное в единственном числе…… Имя существительное во множественном числе……… | |
|
|
Самоанализ урока |
Достижения | Возникшие затруднения | Идеи на будущее |