kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык художественной литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Язык художественной литературы»

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: практическая работа.

Образовательная технология: технология развития критического мышления.

Основной прием: мозаика.

Цель урока: развитие критического мышления старшеклассников через осмысление языковых особенностей художественного стиля речи, формирование ценностного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

актуализация знаний по теме «Стили речи», выяснение особенностей художественного стиля на различных уровнях языка; анализ текст.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

умение структурировать информацию по определённым параметрам; анализировать информацию, выделять её основные смысловые единицы; переводить информацию из одной знаковой системы в другую (текст в таблицу); на основе наблюдений делать выводы и строить умозаключения.

Коммуникативные УУД:

владение способами сотрудничества; формулирование, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем и  организовывать сотрудничество для их решения; умение осуществлять оценку и самооценку учебной деятельности.

Личностные УУД:

формирование ценностного отношения к русскому языку.

ХОД УРОКА

Организационный этап.

  1. Приветствие. Зарядка, настрой на работу.

  2. Знакомство с эпиграфом к уроку:

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

Мишель де Монтень - фр. писатель и философ 16 в.

  1. Распределение ролей внутри группы (хранитель времени – «прямоугольник», миротворец – «круг», генератор идей – «зигзаг», спикер – «треугольник», секретарь – «квадрат») при помощи теста «Психогеометрия личности».

  2. Знакомство с правилами общения внутри группы.

  1. Активное участие в работе группы.

  2. Слушать и понимать друг друга, уметь вежливо договариваться.

  3. Соблюдать заданное время и условия выполнения задания.

  4. Серьезное отношение к порученному заданию.

  5. Не стесняться задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Для определения темы урока учащиеся выделяют лишние слова в строчках, затем соединяют их:

Постфикс, пицца, язык, килограмм.

Литература, робот, кукла, лошадка.

Фонетический, шерстяной, детский, художественный.

  1. Учащиеся выясняют, зачем изучается данная тема. Учитель сообщает учащимся о существовании разных точек зрения среди ученых-лингвистов о выделении художественного стиля среди функциональных стилей речи. Определяется проблема урока.

Целеполагание. Определение задач урока.

Учащиеся определяют цели и задачи урока, записывают их в рабочие листы.

Учебные действия.

  1. В каждой группе учащиеся получают индивидуальные задания - работа с научными текстами:

1 уч-ся - текст «Стили речи»;

2 уч-ся – тексты с разными позициями ученых;

3 уч-ся – тест « «Открытость» художественной речи»;

4 уч-ся – текст «Образность художественной речи»;

5 уч-ся – текст «Отхождение от нормы».

Старшеклассники изучают свой текст, выделяют главное, делают выводы.

  1. Учащиеся объединяются в новые группы, в которых все изучали один текст, обсуждают полученную информацию, готовятся сообщать ее своим одноклассникам.

  2. Учащиеся возвращаются в первоначальные группы. И в определенном порядке (см номер учащегося) обучают всех членов своей группы. По ходу объяснения заполняются таблицы №1, №2, №3 и выполняется задание, связанное с преобразованием предложения с помощью средств выразительности.

- Попытаемся предложению Сегодня переменная облачность придать некую художественную форму. Поступим следующим образом.

1. Утро туманное, утро седое…(эпитет)

- Попробуйте с помощью эпитета преобразовать сообщение метеобюро. Что такое переменная облачность?(Сегодня на небе легкие, серебристые, немного ленивые облака.)

2. В саду горит костёр рябины красной (метафора).

- Преобразуйте предложение, используя метафору, например: По синему морю плывут белые острова, белые корабли. Над деревьями громоздились замки облаков.

3. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны (сравнение).

- Измените предложение, использую сравнение. (По небу, словно белоснежные лебеди, весь день медленно проплывали лёгкие, серебристые, немного ленивые облака.)

А теперь послушайте, как это звучит у Тургенева.

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжёлта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса.

4. Работа с текстом В. Астафьева «Приветное слово»:

-анализ синтаксического строя предложений 1 абзаца;

-роль пейзажа;

-анализ средств создания образа;

-анализ лексики, определение роли просторечных слов в тексте;

-определение идейного содержания текста.

ПРИВЕТНОЕ СЛОВО

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес. Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разродятся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

- Дляствуй, дядя! – сия чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась.

- Ей пока еще все люди – братья!

Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березнику, приветствует всех, всему радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.

5. Просмотр мультфильма «Каменный великан и каменные сердца». Сопоставление с идеей текста В. Астафьева.

Информация о домашнем задании:

  1. Создание собственного рассказа, притчи, сказки, стихотворения «Доброта» (по желанию).

  2. Упражнение.

  3. Повторить средства выразительности.

Закрепление и подведение итогов.

  1. Учащиеся высказывают свое мнение по проблеме урока (следует ли язык художественной литературы рассматривать как один из видов функциональных стилей речи или относиться к нему как явлению индивидуальному).

  2. Применяя принцип аналогий, старшеклассники сравнивают художественный стиль речи с предложенными предметами: глобусом, свечой, шкатулкой, матрешкой, коробкой с разноцветные карандашами.

Рефлексия.

Учащиеся определяют, достигнута ли цель урока, дают оценку своей деятельности по дереву Блоба и выставляют баллы в таблицу «Самооценка».

САМООЦЕНКА

«5»

Все понятно, могу этот материал объяснить другому.

«4»

Все понятно, но объяснить другому не берусь.

«3»

Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Я ничего не понял.







РАБОЧИЙ ЛИСТ

Десятое апреля

Классная работа

Очень полезно оттачивать и

шлифовать свой ум об умы других.

Мишель де Монтень

(Фр. писатель и философ 16 в.)

Роль в группе:________________.

Правила общения внутри группы

  1. Активное участие в работе группы.

  2. Слушать и понимать друг друга, уметь вежливо договариваться.

  3. Соблюдать заданное время и условия выполнения задания.

  4. Серьезное отношение к порученному заданию.

  5. Не стесняться задавать вопросы.

Тема урока:___________________________________________________

В каждой строчке найдите лишнее слово, попробуйте составить тему урока.

Постфикс, пицца, язык, килограмм.

Литература, робот, кукла, лошадка.

Фонетический, шерстяной, детский, художественный.

________________ЗАЧЕМ?________________

_________________________

Определяем проблему урока: _______________________________________

__________________________________________________________________

Цель:_____________________________________________________________

Задачи:___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ознакомьтесь с текстами, выделите главное. В чем расходятся ученые?

Часто язык художественной литературы считают особой функциональной разновидностью языка – наряду с официально-деловым, научным, публицистическим и т.п. Но такое мнение неверно. Язык деловых документов, научных трудов и язык прозы и поэзии нельзя рассматривать как явления одного порядка. Язык художественной литературы не имеет того лексического «набора», который отличает один стиль речи от другого, не имеет и специфических примет в области грамматики. Сравнивая произведения разных писателей, нельзя не прийти к выводу, что различия между ними могут быть исключительно велики, что никаких ограничений в использовании средств языка здесь нет.

Ограничение одно – все в произведении должно быть художественно целесообразно. При этом условии писатель свободно пользуется и особенностями бытовой речи, и научной, и деловой, и публицистической – любыми средствами языка.

Специфика языка художественной литературы в том, что он – «открытая система», ничем не ограничен в использовании любых языковых возможностей (даже нелитературной речи – диалектной, просторечной, жаргонной). (М.В. Панов, Е.А. Земская)

Обычно среди функциональных стилей называют и художественный (В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов и др.). Имеется и иная точка зрения, согласно которой нет основания в числе стилей выделять особый художественный стиль (Л.Ю. Максимов, Н.А. Мещерский, Д.Н. Шмелев и др.). В качестве аргументов последнего положения отмечают, что язык художественной литературы не включается в понятие литературного языка, что язык художественной литературы многостилен, вбирает в себя прочие стили и не имеет специальных примет, что у языка художественной литературы особая, эстетическая функция. Более того, можно говорить о стиле автора, произведения, жанра, литературного направления.

Однако, несмотря на кажущуюся многостильность художественной речи, последняя использует лишь отдельные черты и элементы других стилей. Кроме того, -и это особенно важно – элементы других стилей используются в художественной речи в эстетической функции, а не в той, которую они выполняют в тех стилях, откуда взяты. Заметим также, что художественная речь, несмотря на яркое проявление в ней авторской индивидуальности, отличается достаточным единством речевой системности. (М.Н. Кожина)_

_____________________________________________________________________________

Попытаемся предложению «Сегодня переменная облачность» придать некую художественную форму. Поступим следующим образом.

1. Утро туманное, утро седое.

Попробуйте с помощью эпитета преобразовать сообщение метеобюро.

2. В саду горит костёр рябины красной. 

Преобразуйте предложение, используя метафору.

3. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны.

Измените предложение, использую сравнение.



ПРИВЕТНОЕ СЛОВО

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разродятся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

- Дляствуй, дядя! – сия чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась.

- Ей пока еще все люди – братья!

Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березнику, приветствует всех, всему радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.

В. Астафьев

ПРИНЦИП АНАЛОГИЙ

_____________________________________________________________________________

ШКАЛА МНЕНИЙ

_____________________________________________________________________________

САМООЦЕНКА

«5»

Все понятно, могу этот материал объяснить другому.

«4»

Все понятно, но объяснить другому не берусь.

«3»

Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Я ничего не понял.



Домашнее задание:

  1. Создание собственного рассказа, притчи, сказки, стихотворения «Доброта» (по желанию).

  2. Упражнение № 536.

  3. Повторить средства выразительности.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Десятое апреля

Классная работа

Очень полезно оттачивать и

шлифовать свой ум об умы других.

Мишель де Монтень

(Фр. писатель и философ 16 в.)

Роль в группе:________________.

Правила общения внутри группы

  1. Активное участие в работе группы.

  2. Слушать и понимать друг друга, уметь вежливо договариваться.

  3. Соблюдать заданное время и условия выполнения задания.

  4. Серьезное отношение к порученному заданию.

  5. Не стесняться задавать вопросы.

Тема урока:___________________________________________________

В каждой строчке найдите лишнее слово, попробуйте составить тему урока.

Постфикс, пицца, язык, килограмм.

Литература, робот, кукла, лошадка.

Фонетический, шерстяной, детский, художественный.

________________ЗАЧЕМ?________________

_________________________

Определяем проблему урока: _______________________________________

__________________________________________________________________

Цель:_____________________________________________________________

Задачи:___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ознакомьтесь с текстами, выделите главное. В чем расходятся ученые?

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль (от греч. – остроконечная палочка для письма) – способ словесного выражения мыслей. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, имеющая определенную сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми языковыми средствами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

Разговорный стиль Книжные стили:

научный

официально-деловой

публицистический

Художественная литература как вид искусства выполняет особую эстетическую функцию, поэтому язык художественной литературы (художественный стиль) – это явление индивидуальное. (Школьный учебник, авт. Гольцова Н.Г. и др.)

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный язык (книжный). Литературный язык включает научную, официально-деловую, публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности. В зависимости от этого различают научный, официально-деловой, публицистический стили речи и особо – художественный стиль, или стиль художественной литературы. Умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами и отличает один стиль речи от другого. Особенности художественного стиля:

-цель: эмоциональное воздействие на читателя или слушателя;

-сфера применения: художественная литература;

-жанры: роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия и др.;

-языковые средства выразительности: весь арсенал имеющихся в языке средств выразительности;

-основная функция: эстетическая (приобщение к прекрасному с помощью художественных образов);

-стилевые черты: образность, присутствие автора, эмоциональность, выразительность, конкретность речи, использование возможностей разных стилей.

В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого стиля и жаргонные, грубые слова, профессионально-деловые обороты и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической. (Школьный учебник, авт. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)____________________________________________________

Попытаемся предложению «Сегодня переменная облачность» придать некую художественную форму. Поступим следующим образом.

1. Утро туманное, утро седое.

Попробуйте с помощью эпитета преобразовать сообщение метеобюро.

2. В саду горит костёр рябины красной. 

Преобразуйте предложение, используя метафору.

3. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны.

Измените предложение, использую сравнение.

ПРИВЕТНОЕ СЛОВО

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разродятся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

- Дляствуй, дядя! – сия чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась.

- Ей пока еще все люди – братья!

Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березнику, приветствует всех, всему радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе. (В. Астафьев)

ПРИНЦИП АНАЛОГИЙ

_____________________________________________________________________________

ШКАЛА МНЕНИЙ

_____________________________________________________________________________

САМООЦЕНКА

«5»

Все понятно, могу этот материал объяснить другому.

«4»

Все понятно, но объяснить другому не берусь.

«3»

Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Я ничего не понял.

Домашнее задание: Создание собственного рассказа, притчи, сказки, стихотворения «Доброта» (по желанию). Упражнение № 536. Повторить средства выразительности.



РАБОЧИЙ ЛИСТ

Десятое апреля

Классная работа

Очень полезно оттачивать и

шлифовать свой ум об умы других.

Мишель де Монтень

(Фр. писатель и философ 16 в.)

Роль в группе:________________.

Правила общения внутри группы

  1. Активное участие в работе группы.

  2. Слушать и понимать друг друга, уметь вежливо договариваться.

  3. Соблюдать заданное время и условия выполнения задания.

  4. Серьезное отношение к порученному заданию.

  5. Не стесняться задавать вопросы.

Тема урока:___________________________________________________

В каждой строчке найдите лишнее слово, попробуйте составить тему урока.

Постфикс, пицца, язык, килограмм.

Литература, робот, кукла, лошадка.

Фонетический, шерстяной, детский, художественный.

________________ЗАЧЕМ?________________

_________________________

Определяем проблему урока: _______________________________________

__________________________________________________________________

Цель:_____________________________________________________________

Задачи:___________________________________________________________

__________________________________________________________________

«ОТКРЫТОСТЬ» ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Художественная речь использует языковые средства всех других стилей. Сравните особенности языка и стиля, сделайте вывод:

Чем больше леса, тем чаще прикоснутся дождичком к земле те постоянные двести миллиметров осадков, что в среднем получаем из океана в год. Но мы не учитывает также, сколько дополнительной влаги выкачивают корнями с глубины сами деревья, внушительные автоматические насосы с отличным коэффициентом полезного действия. Лес приближает море, и сам как море, и корабли туч ночуют у его зеленых причалов. (Л.М. Леонов, роман «Русский лес», из лекции Вихрова)

При изучении роли леса в круговороте воды возникают два основных вопроса: какова роль леса как фактора образования осадков и какова роль в распределении осадков, выпадающих из атмосферы? Лес, образуя огромную охлаждающую поверхность в виде многочисленной листвы, ветвей, сучьев и стволов, содействует конденсации паров в большей степени, чем другие типы растительности. (М.Е. Ткаченко, из учебного пособия-курса лекций «Общее лесоводство»)

Но при этом сравните, как рисует художник слова и описывает ученый возможность видеть и слышать, как прорастает трава:

«Каково? Слышно и видно, как трава растет!» - сказал себе Левин, заметив двинувшийся грифельного цвета мокрый осиновый лист подле иглы молодой травы. (Л.Н. Толстой, роман «Анна Каренина»)

Каждый раз, когда растению грозит недостаток в углекислоте, она сама собою отпускается ему из прибора В и при этом звонит колокольчик… Итак… мы в состоянии не только видеть, но даже слышать, как прозябает растение. (К.А. Тимирязев)

В художественное произведение могут входить такие слова и даже грамматические особенности, которые находятся за пределами литературного языка и в нехудожественной речи отвергаются. Уместны ли диалектизмы и канцеляризмы в данных художественных текстах? Какова их роль?

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. (А.П. Чехов)

Умерщвление произошло по причине утонутия. (А.П. Чехов)

Дело об изгрызении плана оного мышами. (А.И. Герцен)

Днями по карнизам куреней с соломенных сосульчатых крыш стекала дегтярная вода. Надрывно чекакали на плетнях сороки…(М.А. Шолохов)

_____________________________________________________________________________

Попытаемся предложению «Сегодня переменная облачность» придать некую художественную форму. Поступим следующим образом.

1. Утро туманное, утро седое.

Попробуйте с помощью эпитета преобразовать сообщение метеобюро.

2. В саду горит костёр рябины красной. 

Преобразуйте предложение, используя метафору.

3. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны.

Измените предложение, использую сравнение.

ПРИВЕТНОЕ СЛОВО

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разродятся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

- Дляствуй, дядя! – сия чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась.

- Ей пока еще все люди – братья!

Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березнику, приветствует всех, всему радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.

В. Астафьев

ПРИНЦИП АНАЛОГИЙ

_____________________________________________________________________________

ШКАЛА МНЕНИЙ

_____________________________________________________________________________

САМООЦЕНКА

«5»

Все понятно, могу этот материал объяснить другому.

«4»

Все понятно, но объяснить другому не берусь.

«3»

Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Я ничего не понял.



Домашнее задание:

  1. Создание собственного рассказа, притчи, сказки, стихотворения «Доброта» (по желанию).

  2. Упражнение № 536.

  3. Повторить средства выразительности.



РАБОЧИЙ ЛИСТ

Десятое апреля

Классная работа

Очень полезно оттачивать и

шлифовать свой ум об умы других.

Мишель де Монтень

(Фр. писатель и философ 16 в.)

Роль в группе:________________.

Правила общения внутри группы

  1. Активное участие в работе группы.

  2. Слушать и понимать друг друга, уметь вежливо договариваться.

  3. Соблюдать заданное время и условия выполнения задания.

  4. Серьезное отношение к порученному заданию.

  5. Не стесняться задавать вопросы.

Тема урока:___________________________________________________

В каждой строчке найдите лишнее слово, попробуйте составить тему урока.

Постфикс, пицца, язык, килограмм.

Литература, робот, кукла, лошадка.

Фонетический, шерстяной, детский, художественный.

________________ЗАЧЕМ?________________

_________________________

Определяем проблему урока: _______________________________________

Цель:_____________________________________________________________

Задачи:___________________________________________________________

ОБРАЗНОСТЬ

Остаётся выяснить, как обыкновенные слова, которыми мы чуть ли не ежедневно пользуемся, попав в стихотворение, рассказ, приобретают особое поэтическое очарование, прелесть, глубину. Что происходит со словами в художественном произведении?

Слово, как известно, выражает понятие. В контексте же художественной речи слова выражают не просто представления, а художественные образы. Таким образом, слово-понятие переходит в слово-образ. Очевидно, дело здесь в особом отборе и организации языковых средств. Нередко метафорическое значение слова нередко может быть полностью понято и определено лишь по прочтении всего художественного произведения. Так смысловое значение слова «гроза», поставленного в заглавие известной пьесы А.Н. Островского, означает не то же, что общеизвестное значение этого слова. Происходит своеобразное «приращение» смысла.

К тем требованиям, которые предъявляет к слову всякая речь, художественная добавляет еще повышенные фонетические требования, сам звук становится одним из средств выразительности:

В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от роста трав. (Л.Н. Толстой)

Образность осуществляется и морфологическими средствами. Определите роль видовых значений глаголов в тексте:

Тут вышел из воды первый желтый цветок, и, как соты, лежала икра лягушек, такая спелая, что через прозрачные ячейки просвечивали черные головастики. Тут же над самой водой носились во множестве голубоватые мушки величиной почти в блоху и тут же падали в воду, откуда-то вылетали и падали… Блестящий, как медный, завертелся на тихой воде паучок, и наездник скакал во все стороны и не шевелил даже воду.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.  Все пласты лексики: книжная лексика, просторечия, диалектизмы; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. Здесь возможна полная безглагольность или, наоборот, насыщенность текста глаголами, что передаёт интенсивность действия, динамичность; большое количество причастий, прилагательных, передающих образное описание предмета, представление его признаков в динамике; личные и притяжательные местоимения, придающие оттенок искренности, взволнованности; неопределенные местоимения –“отдаляют” события и предметы

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. Все виды предложений по цели высказывания, интонации, по наличию главных (простые, сложные), и второстепенных членов, односоставные, двусоставные, неполные предложения;) ряды однородных членов предложения, предложения с вводными словами, многосоюзие, бессоюзие, диалогичность изложения, парцелляция.

_____________________________________________________________________________

Попытаемся предложению «Сегодня переменная облачность» придать некую художественную форму. Поступим следующим образом.

1. Утро туманное, утро седое. Попробуйте с помощью эпитета преобразовать сообщение метеобюро.

2. В саду горит костёр рябины красной. Преобразуйте предложение, используя метафору.

3. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны. Измените предложение, использую сравнение.

ПРИВЕТНОЕ СЛОВО

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разродятся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

- Дляствуй, дядя! – сия чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась.

- Ей пока еще все люди – братья!

Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березнику, приветствует всех, всему радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе. (В. Астафьев)

ПРИНЦИП АНАЛОГИЙ

_____________________________________________________________________________

ШКАЛА МНЕНИЙ

_____________________________________________________________________________

САМООЦЕНКА

«5»

Все понятно, могу этот материал объяснить другому.

«4»

Все понятно, но объяснить другому не берусь.

«3»

Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Я ничего не понял.



Домашнее задание: Создание собственного рассказа, притчи, сказки, стихотворения «Доброта» (по желанию). Упражнение № 536. Повторить средства выразительности.



РАБОЧИЙ ЛИСТ

Десятое апреля

Классная работа

Очень полезно оттачивать и

шлифовать свой ум об умы других.

Мишель де Монтень

(Фр. писатель и философ 16 в.)

Роль в группе:________________.

Правила общения внутри группы

  1. Активное участие в работе группы.

  2. Слушать и понимать друг друга, уметь вежливо договариваться.

  3. Соблюдать заданное время и условия выполнения задания.

  4. Серьезное отношение к порученному заданию.

  5. Не стесняться задавать вопросы.

Тема урока:___________________________________________________

В каждой строчке найдите лишнее слово, попробуйте составить тему урока.

Постфикс, пицца, язык, килограмм.

Литература, робот, кукла, лошадка.

Фонетический, шерстяной, детский, художественный.

________________ЗАЧЕМ?________________

_________________________

Определяем проблему урока: _______________________________________

__________________________________________________________________

Цель:_____________________________________________________________

Задачи:___________________________________________________________

__________________________________________________________________

ОТХОЖДЕНИЕ ОТ НОРМЫ

Родовые различия у существительных неодушевленных семантически пусты – с ними не связываются никакие смысловые различия. Но если в стихотворении (или в песне) говорится о березке и клене, то березка – всегда девушка, а клен – юноша. Иван Павлович Яичница - персонаж «Женитьбы» Н.В. Гоголя, его фамилия комична в значительной степени потому, что пол персонажа и род существительного «яичница» находятся в разладе.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь…

Один из критиков заметил: «В первый раз, я думаю, дровни в завидном соседстве с торжеством» (простонародные дровни и книжное торжествуя). Пушкин разрушил устарелую стилистическую систему и установил новые принципы многообразия стилей в пределах единого национального литературного языка.

На уроках мы говорили о различных видах ошибок, нарушениях норм русского языка.

Прочитайте предложения. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/

Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/

Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.

В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».

В слове «расстояние» нет приставки рас- (для современного русского языка). Однако в поэзии «мертвые» смыслы оживают:

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли. (М.И. Цветаева)

_______________________________________________________________________

Попытаемся предложению «Сегодня переменная облачность» придать некую художественную форму. Поступим следующим образом.

1. Утро туманное, утро седое.

Попробуйте с помощью эпитета преобразовать сообщение метеобюро.

2. В саду горит костёр рябины красной. 

Преобразуйте предложение, используя метафору.

3. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны.

Измените предложение, использую сравнение.

ПРИВЕТНОЕ СЛОВО

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разродятся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

- Дляствуй, дядя! – сия чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась.

- Ей пока еще все люди – братья!

Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березнику, приветствует всех, всему радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.

В. Астафьев

ПРИНЦИП АНАЛОГИЙ

_____________________________________________________________________________

ШКАЛА МНЕНИЙ

_____________________________________________________________________________



САМООЦЕНКА

«5»

Все понятно, могу этот материал объяснить другому.

«4»

Все понятно, но объяснить другому не берусь.

«3»

Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Я ничего не понял.

Домашнее задание:

  1. Создание собственного рассказа, притчи, сказки, стихотворения «Доброта» (по желанию).

  2. Упражнение № 536.

  3. Повторить средства выразительности.

Таблица №1

Язык художественной литературы -функциональный стиль

Язык художественной литературы -индивидуальное явление















Таблица №2

Стиль речи

Цель, функция

Сфера применения,

жанры

Средства языка, характерные для стиля

Стилевые черты

Художественный








Таблица №3

Особенности художественной речи

Примеры

Фонетические




Лексические







Морфемные




Морфологические







Синтаксические






Дополнительный материал по теме:

«Художественные средства выразительности»

1.Определите средства выразительности.

1.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

2.Мужичок с ноготок.

3.Ступеням и дорогам не кончен счет,

Камням и порогам не найден счет.

4.Из ненавидящей любви.

5.Село было обрадовано произошедшим событием.

А – метонимия, Б – аллитерация, В – литота, Г – эпифора, Д – оксюморон.

2.Определите средства выразительности.

1.Под ним струя светлей лазури.

2.Буйная головушка поникла на его широкую грудь.

3.Под окнами костер метели белой.

4.Лед в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощелкивает.

5.Студент нынче пошел не тот.

А – градация, Б – сравнение, В – эпитет, Г – синекдоха, Д – метафора.

3.Определите средства выразительности.

1.Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?

2.Дожить до седин.

3.Ты красив – я страшен.

4.Тучки грозовые по небу плывут.

5.Легкая атлетика – королева спорта.

А – инверсия, Б – риторический вопрос, В – перифраза, Г – метонимия, Д – антитеза.

4.Определите средства выразительности.

1.День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.

2.Завыл, запел, взлетел под небо камень.

3.Улыбнулись сонные березки.

4.Зато читал Адама Смита.

5.Когда же ты перестанешь опаздывать?

А – метонимия, Б – метафора, В – градация, Г – олицетворение, Д – риторический вопрос.

5.Определите средства выразительности.

1.Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

2.Не то на серебре – на золоте едал.

3.В синем небе звезды блещут,

  В синем море волны плещут.

4.Ты сер, а я, приятель, сед.

5.В час по чайной ложке.

А – гипербола, Б – метафора, В – метонимия, Г – аллегория, Д – параллелизм.

Ответы:

 1)Б,В,Г,Д,А  

2)Б,В,Д,А,Г  

3)Б,Г,Д,А,В  

4)Б,В,Г,А,Д  

5)Б,В,Д,Г,А




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Язык художественной литературы

Автор: Сахарова Светлана Петровна

Дата: 20.05.2019

Номер свидетельства: 511509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План-конспект урока "Язык художественной литературы". "
    ["seo_title"] => string(57) "plan-konspiekt-uroka-iazyk-khudozhiestviennoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "105987"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402931418"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Язык художественной литературы"
    ["seo_title"] => string(35) "iazyk_khudozhestvennoi_literatury_1"
    ["file_id"] => string(6) "657593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1728827891"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Язык художественной литературы»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_po_teme_iazyk_khudozhestvennoi_liter"
    ["file_id"] => string(6) "559509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602255546"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Язык художественной литературы»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_po_teme_iazyk_khudozhestvennoi_lit_1"
    ["file_id"] => string(6) "559510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602255656"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства