kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык художественной литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности языка художественной литературы. Сфера применения, функции, стилевые особенности, языковые средства языка художественной литературы. Практическая работа с текстами художественной литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Язык художественной литературы»

Язык художественной литературы

Язык художественной литературы

  • Основные признаки
  • Выразительные возможности
1. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Кометы – небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; имеют вид туманных пятнышек с ярким сгустком в центре – ядром. У ярких комет при приближении к Солнцу появляется хвост в виде светящейся полосы. (Детская энциклопедия)

1. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Кометы – небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; имеют вид туманных пятнышек с ярким сгустком в центре – ядром. У ярких комет при приближении к Солнцу появляется хвост в виде светящейся полосы.

(Детская энциклопедия)

Ответ 1 Текст научного стиля. Сообщаются сведения, имеющие познавательный характер. Высказывание точное, обобщённое. Отношение автора не передаётся. Значение термина раскрывается в научном определении.

Ответ 1

Текст научного стиля. Сообщаются сведения, имеющие познавательный характер. Высказывание точное, обобщённое. Отношение автора не передаётся. Значение термина раскрывается в научном определении.

2. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

2. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

  • Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.
Ответ 2

Ответ 2

  • Текст научного стиля. Сообщаются сведения, имеющие познавательный характер. Высказывание точное, обобщённое. Отношение автора не передаётся. Значение термина раскрывается в научном определении.
3. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Составьте вопросы к тексту.   Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.

3. Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Составьте вопросы к тексту.

Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.

Вопросы к тексту 3. Данный текст является примером художественного стиля. Докажем это, ответив на несколько вопросов.

Вопросы к тексту 3. Данный текст является примером художественного стиля. Докажем это, ответив на несколько вопросов.

  • Какое явление описал К.Паустовский в этом отрывке?
  • Каким настроением наполнен текст?
  • Какими словами назвал автор осенние листья?
  • Найдите в тексте слова, которые помогают установить сходство этих понятий.
  • Какие слова прямо указывают на наличие другого значения у слова золото?
Текст 3 вопросы 6. Найдите в данном тексте метафору, которая показывает насыщенность листопада. 7. Какие эпитеты использованы в тексте? 8. О чём говорит наличие всех изобразительно-выразительных средств?

Текст 3 вопросы

6. Найдите в данном тексте метафору, которая показывает насыщенность листопада.

7. Какие эпитеты использованы в тексте?

8. О чём говорит наличие всех изобразительно-выразительных средств?

Ответы:

Ответы:

  • Листопад
  • Восхищение красотой подмосковного леса
  • Золото, сухая листва, листья
  • Много лиственного шумного золота
  • Антитеза: золото и сухая листва
  • Метафора: так густо, воздух казался желтоватым
  • Эпитеты:шумного золота, в холодном блеск
  • Вывод: это текст художественного стиля
Сфера использования - художественная литература.  Основная функция – эстетическая (создание художественного образа ).  Художественный образ – обобщенное отражение действительности в искусстве в форме конкретного индивидуального явления.  Художественная речь отличается не только образностью, но и явной эмоциональностью, эстетической направленностью.

Сфера использования - художественная литература.

Основная функция – эстетическая (создание художественного образа ).

Художественный образ – обобщенное отражение действительности в искусстве в форме конкретного индивидуального явления.

Художественная речь отличается не только образностью, но и явной эмоциональностью, эстетической направленностью.

Основной признак  художественной речи   образность  и эстетическая значимость  всех элементов речи

Основной признак художественной речи

образность

и эстетическая значимость

всех элементов речи

Художественный стиль 1. Это образцовый, нормированный язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова. 2. Сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Особенности: устойчивость, стабильность, высокая социальная престижность (обслуживает все сферы человеческой деятельности). 3. Нормы литературного языка - это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом. Язык художественной литературы 1. Характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.  2.Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы. 3. Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.

Художественный стиль

1. Это образцовый, нормированный язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова.

2. Сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Особенности: устойчивость, стабильность, высокая социальная престижность (обслуживает все сферы человеческой деятельности).

3. Нормы литературного языка - это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом.

Язык художественной литературы

1. Характеризуется образностью

и широким использованием

изобразительно-выразительных

средств.

2.Фонетика, лексика, грамматика

литературного языка и языка

художественной литературы одни

и те же, но в языке

художественной литературы

используются и элементы

диалектной и профессиональной

речи, и просторечие, и

жаргонизмы.

3. Язык художественной

литературы предназначен для

создания художественных,

поэтических образов,

эмоционально-эстетического

воздействия.

Литературный язык

Литературный язык

Язык художественной литературы

1. Это образцовый, нормированный язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова.

Язык художественной литературы

1. Это образцовый, нормированный язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова.

1. Характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.

2. Сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Особенности: устойчивость, стабильность, высокая социальная престижность (обслуживает все сферы человеческой деятельности).

1. Характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.

2. Сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Особенности: устойчивость, стабильность, высокая социальная престижность (обслуживает все сферы человеческой деятельности).

2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы.

3. Нормы литературного языка - это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом.

2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы.

3. Нормы литературного языка - это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом.

3. Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.

3. Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.

Специфические черты языка художественной литературы  1. Образная конкретизация – перевод слова-понятия в слово-образ .  Понятие – совокупность существенных признаков предмета.  Стол – предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках.

Специфические черты языка художественной литературы

1. Образная конкретизация – перевод слова-понятия в слово-образ .

Понятие – совокупность существенных признаков предмета.

Стол – предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках.

В разговорно-бытовой сфере слово конкретизируется и называет конкретные предметы, известные говорящим.  Таким образом, слово выражает уже не понятие, а представление – воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий:  Подойди к моему столу; Вон тот круглый стол.

В разговорно-бытовой сфере слово конкретизируется и называет конкретные предметы, известные говорящим.

Таким образом, слово выражает уже не понятие, а представление – воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий:

Подойди к моему столу; Вон тот круглый стол.

М.И. Цветаева Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шел Со мною по всем путям. Меня охранял – как шрам. Мой письменный вьючный мул! Спасибо, что ног не гнул Под ношей, поклажу грёз – Спасибо - что нёс и нёс…

М.И. Цветаева

Мой письменный верный стол!

Спасибо за то, что шел

Со мною по всем путям.

Меня охранял – как шрам.

Мой письменный вьючный мул!

Спасибо, что ног не гнул

Под ношей, поклажу грёз –

Спасибо - что нёс и нёс…

Художественный образ В стихотворении М.И. Цветаевой мы встречаем художественный образ – стол как друг и помощник поэта.

Художественный образ

  • В стихотворении М.И. Цветаевой мы встречаем художественный образ – стол как друг и помощник поэта.

  • Перевод понятийного плана в образный происходит при участи ВСЕХ языковых уровней: от фонетического до синтаксического.
Звукопись Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом  (Ф.И. Тютчев)

Звукопись

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом

(Ф.И. Тютчев)

Звукопись Люблю г Р озу в начале мая, Когда весенний пе Р вый гРом, Как бы Р езвяся и иг Р ая, Г Р охочет в небе голубом  (Ф.И. Тютчев)

Звукопись

Люблю г Р озу в начале мая,

Когда весенний пе Р вый гРом,

Как бы Р езвяся и иг Р ая,

Г Р охочет в небе голубом

(Ф.И. Тютчев)

Звукопись Полночной порою В болотной глуши Чуть слышно, бесшумно Шуршат камыши  (К. Бальмонт)

Звукопись

Полночной порою

В болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно

Шуршат камыши

(К. Бальмонт)

Переносное значение Вокруг меня кольцо сжимается: Неслышно подползает сон  (В. Ходасевич).

Переносное значение

Вокруг меня кольцо сжимается:

Неслышно подползает сон

(В. Ходасевич).

2. Динамизм  Динамизм художественного текста заключается в постоянном движении авторской мысли, смене изображаемых событий или чувств, что составляет развитие сюжета.

2. Динамизм

Динамизм художественного текста заключается в постоянном движении авторской мысли, смене изображаемых событий или чувств, что составляет развитие сюжета.

3. Эмоциональность и экспрессивность  Эти свойства художественной речи призваны воздействовать на читателя, вызвать у него определенный эмоциональный отклик.  Воздействие через образное моделирование мира.

3. Эмоциональность и экспрессивность

Эти свойства художественной речи призваны воздействовать на читателя, вызвать у него определенный эмоциональный отклик.

Воздействие через образное моделирование мира.

4. Недопустимость стандарта  Недопустимость штампов, клише обусловлена установкой на творчество, неповторимость, своеобразие каждого художественного произведения

4. Недопустимость стандарта

Недопустимость штампов, клише обусловлена установкой на творчество, неповторимость, своеобразие каждого художественного произведения

5. Ярко выраженная авторская индивидуальность  Наиболее ярких писателей и поэтов можно узнать по свойственным только им особенностям речи.  Эти индивидуальные особенности стиля отдельного автора составляют идиостиль писателя.

5. Ярко выраженная авторская индивидуальность

Наиболее ярких писателей и поэтов можно узнать по свойственным только им особенностям речи.

Эти индивидуальные особенности стиля отдельного автора составляют идиостиль писателя.

Задание.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?  Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.

Задание.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.

  • А. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.
  • Б. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.
  • В. Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день.
  • Г. В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружевах травы, окрашенной росой.
Ответ к заданию.

Ответ к заданию.

  • В. Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день.
  • Г. В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружевах травы, окрашенной росой.
  • А. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.
  • Б. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.
Ответы на вопросы к заданию

Ответы на вопросы к заданию

  • Стиль текста – художественный. Тип- описание. Автор использует образы и сравнения для описания природных явлений (солнце, морские волны) и передачи эмоционального отношения к ним. Примеры слов, относящихся к данному стилю: улыбается, игра волн, кланяются, красавицы. Средства художественной выразительности, используемые автором, включают в себя сравнение ("как придворные красавицы своему королю"), олицетворение ("Доброе солнце улыбается ночной игре волн"), использование ярких образов и метафор ("в кружевах травы, окрашенной росой")
Домашнее задание . Списатть текст, расставить знаки препинания и ответить на вопросы.Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Запишите ваше мнение в виде сочинения-рассуждения. Приведите не менее 2-х аргументов. В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации но и сама информация. Подбор слов грамматических форм и конструкций даже звуков не менее важен чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия слова предложения которые точно выражают именно то что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того что сказано на то как сказано глубину неповторимость и силу. Читая художественное произведение ощущаешь себя соавтором.  (По Л.Кац)

Домашнее задание . Списатть текст, расставить знаки препинания и ответить на вопросы.Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Запишите ваше мнение в виде сочинения-рассуждения. Приведите не менее 2-х аргументов.

В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации но и сама информация. Подбор слов грамматических форм и конструкций даже звуков не менее важен чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия слова предложения которые точно выражают именно то что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того что сказано на то как сказано глубину неповторимость и силу. Читая художественное произведение ощущаешь себя соавтором.

(По Л.Кац)

Литература

Литература

  • Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., 2000. 
  • Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001
  • Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.
  • Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Язык художественной литературы

Автор: Сызранова Наталия Владимировна

Дата: 13.10.2024

Номер свидетельства: 657593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План-конспект урока "Язык художественной литературы". "
    ["seo_title"] => string(57) "plan-konspiekt-uroka-iazyk-khudozhiestviennoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "105987"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402931418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Язык художественной литературы»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_po_teme_iazyk_khudozhestvennoi_liter"
    ["file_id"] => string(6) "559509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602255546"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Язык художественной литературы»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_po_teme_iazyk_khudozhestvennoi_lit_1"
    ["file_id"] => string(6) "559510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602255656"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Язык художественной литературы"
    ["seo_title"] => string(33) "iazyk_khudozhestvennoi_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "511509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1558375870"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства