И сказало существительное: «Я слово удивительное!» (Имя существительное как часть речи)
И сказало существительное: «Я слово удивительное!» (Имя существительное как часть речи)
Реализуемые в занятии технология, методы: ИКТ, сингапурская технология, дифференцированный подход обучения, самоконтроль, взаимопроверка.Технология развития критического мышления, групповая форма работы, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, взаимопроверка и самоконтроль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И сказало существительное: «Я слово удивительное!» (Имя существительное как часть речи)»
Тема урока: «И сказало существительное: «Я слово удивительное!»
Класс: 5
УМК (программа): Линия УМК по русскому языку предназначена для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
Реализуемые в занятии технология, методы: ИКТ, сингапурская технология, дифференцированный подход обучения, самоконтроль, взаимопроверка.Технология развития критического мышления, групповая форма работы, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, взаимопроверка и самоконтроль.
Авторы: Учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ № 80» Волкодав Алла Васильевна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ № 86» Чуянова Маргарита Петровна.
«СКАЗАЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: «Я СЛОВО УДИВИТЕЛЬНОЕ!»»
( Имя существительное как часть речи)
Имя существительное – хлеб языка.
Л. Успенский
Проверка домашнего задания.
Тема, цель и задачи.
Цель: доказать справедливость высказывания: «СКАЗАЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: «Я СЛОВО УДИВИТЕЛЬНОЕ!»»
- узнать нормы употребления существительных в речи.
Переход к существительному (частотность, цель использования).
- Проведём эксперимент. Прочтите стихотворение и вычеркните все имена существительные. Понятно ли, что происходит в тексте?
Грозная хозяйка
«Хозяйка сегодня грозна.
Не к добру!» -
Почувствовал Пёс
И полез в конуру.
«Подальше, мой милый,
Держись от собак!» -
Сказал себе Кот
И махнул на чердак.
«Коты – это скверно,
Пора уходить!» -
Подумала Мышь
И сквозь щёлочку – фить!
- Ой! Мышка!
Спасите меня!
Караул!
Вскричала Хозяйка
И влезла на стул.
Г. Кружков
В мастерской художника.
- Сегодня мы совершим экскурсию в Музей искусств. Побываем в выставочном зале художника Ван Гога.
Ван Гогу принадлежит самая короткая творческая карьера в мире искусств – всего 10 лет. Но объём его наследия удивителен: сохранилось 1700 его работ. За всю жизнь он продал всего 1 картину, и, казалось, никто и никогда о Ван Гоге не вспомнит. Но через 25 лет после смерти художника имя его стало всемирно известным.
Какаие имена существительные в рассказе являются ключевыми? (Искусство, картина, художник, наследие, работа).
- Обратите внимание на картину Ван Гога «Рыбачьи лодки». Эта картина была написана художником в 1888 году.
Какие предметы изобразил живопискц на этом полотне?(Море, вода, волна, берег, песок, лодка, мачта, небо, облако).
Игра «Письмо со дна моря»
-Эту бутылку привёз из долгого путешествия знакомый капитан дальнего плавания. Знаете ли вы, в каких случаях письмо кладут в бутылку? А в каких книжках были описаны такие случаи? В каких фильмах вы это видели?
Прочитаем? Наверное, с кем-то случилась беда!
Милый Джим! Милый мой сыночек!
7 сентября мы увидели землю, которая не обозначена на картах! Похоже, наша экспедиция сделала открытие! Какая радость! Какое счастье! Здесь неизвестные растения и насекомые! Восторг!
Неожиданно испортилась погода. Дождь, ветер, холод, мрак, темнота. Особенно пугала неизвестность. Вдруг я почувствовал толчок и услышал шум. Началось землетрясение! Стал отчётливо слышен вой ветра, треск веток, грохот падающих камней, крик зверей и птичий писк. Нам грозила опасность! В любой момент могло начаться извержение вулкана! Но мы победили испуг.
Мы погрузились на корабль и отчалили. На наших глазах остров погрузился в океан. Какая жалость!
В сердце моём живёт надежда, что мы увидимся, сынок!
Вильям Баум.
Шхуна «Святой Антоний»
В каком году письмо написано, неизвестно – чернила в этом месте расплылись.
Чтобы помочь Вильяму Бауму и его товарищам вернуться домой, надо отыскать в этом письме все-все существительные. Главное – не пропускать те, которые обозначают явления природы, события, чувства. К каждому существительному надо для проверки задавать вопрос ЧТО? или КТО?
- Догадайтесь, во что превратятся глаголы мел`и, окун`и, пряд`и, сол`и, если перенести ударение с последнего слога на первый?
- Определите количество имён существительных, встречающихся в отрывке из стихотворения С. Есенина.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
5 3) 3
7 4) 4
Утро. Роща. Луг. Река.
Воздух. Небо. Облака.
Ива. Трели. Соловьи.
Солнце. Отблески зари.
Одуванчик. Василёк.
Жук. Букашка. Мотылёк.
Стадо. Песня пастуха.
Лето. Травка. Степь. Ольха.
Тишина. Ночь. Темь. Луна.
Звёзды. Свежесть. Мошкара.
Рыба. Плеск. Уха. Костёр.
Пламя. Смех. Крик. Разговор.
Зорька. Капельки росы.
Щебет. Поле. Куст. Дрозды.
Холодок. Вздох ветерка.
Утро. Роща. Луг. Река.
- С какой целью здесь использованы существительные?
Используя любое существительное из текста, расскажите, что вы знаете о существительном.
Часть I
Утро. Солнце. День. Один.
Мой айфончик. Магазин.
Жвачка. Чипсы. Друг-сосед.
Телек, игры и ед.
Часть II
Класс. Дневник. Учитель. Двойка.
Папа. Попа. Перестройка.
……………………………………..
Работа с таблицей «Наведи порядок». Существительные из известных сказок перепутались. Подберите к прилагательным нужные существительные, запишите получившиеся словосочетания, правильно оформляя названия сказок.
Прилагательные
Существительные
Красная
борода
Синяя
шапочка
Белый
цветочек
Храбрый
клык
Голый
портняжка
Аленький
король
- Давайте вообразим, что этому мальчику нужно написать сочинение по одной из тем. Придумайте за мальчика опорные, ключевые существительные для сочинения на темы. (получается словарный диктант).
В цирке: арена, акробат, гимнаст.
В спортзале: брусья, волейболист, шведская стенка, мяч.
О явлениях природы: оттепель, заморозки, землетрясение, звездопад.
О событиях в жизни людей: революция, эпидемия, пожар, любовь.
- Какие части речи мы использовали? Что называется существительным?
- А что мы понимаем под предметом?
а) Посмотрите на наши группы слов. Что они обозначают?
Запомните! Существительные называют вещи, людей, явления природы, события.
б) Образуйте от глаголов существительные: косить – (косьба), просить – (просьба), петь – (пение), прыгать – (прыжок), свистеть – (свист). Эти существительные обозначают процесс как предмет.
в) Образуйте от прилагательных существительные: жёлтый – (желтизна), высокий – (высота), смелый – (смелость), бесстрашный – (бесстрашие). Эти существительные обозначают признак как предмет.
- Выполните упражнения 478 (от прилагательных) и 479 ( от глаголов).
-Выпишите имена существительные в следующей последовательности:
- Я расскажу сказку. Вы внимательно послушайте и найдите в ней одно и то же существительное, но с разными окончаниями. Что такое окончание?
Жила-была желтоглазая ромашка. И был у неё приятель, легкокрылый мотылёк. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. И подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
ромашкА мотылёк
о ромашкЕ мотылькОМ
ромашкУ о мотылькЕ
ромашкЕ мотылькА
ромашкОЙ мотылькУ
для ромашкИ мотылькА
-А если бы окончания не менялись?
- Определите падежи имён существительных.
- Найдите в каждой группе и подчеркните имя существительное в указанной форме.
а) В форме единственного числа, родительного падежа:
(в) домиках (из) домика
домиком (на) домики
б) В форме единственного числа, дательного падежа:
(к) вершинам (у) вершины
(по) вершине вершинами
в) В форме множественного числа, предложного падежа:
книгой (в) книгах
(с) книг книга
2)падеж
- Обозначьте падежимен существительных.
1. Весенний день ( ) год ( ) кормит.
2. Умелый воин ( ) в бою ( ) не дрогнет.
3. С книгой ( ) жить – век не тужить.
4. Солдаты ( ) без командира ( ) что бочка ( ) без обруча ( ).
3)род
- Как определить род существительного? Что помогает определить род имён существительных?
- Накрытый стол. Назовите те предметы, что лежат на столе и определите, какого рода эти существительные.