Просмотр содержимого документа
«Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).»
Конспект урока
Тема: Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).
Цели:актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Воспроизведение знаний о глаголе.
Загадка.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол)
- А сейчас я предлагаю повторить наши знания о глаголе, как части речи. Я начну, а вы продолжите. Итак.
Глагол - это :(часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что делал? Что сделал? Что будет делать? и т.д.)
Глагол в предложенииявляется (главным членом - сказуемым)
Глагол изменяется:( по временам, числам, а глаголы прошедшего времени и вовсе волшебные, потому что они могут быть и в женском, и в мужском, и в среднем роде. в прошедшем времени, т.е. изменяется по родам,).
Словарная работа. (слайд 2)
Кассир продал п…с…жиру б…лет на поезд.
- Определение пропущенных орфограмм.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения.
Кассир продал пассажиру билет на поезд. Кассир продаёт пассажиру билет на поезд. Кассир продаст пассажиру билет на поезд.
— Чем похожи предложения? Чем они отличаются? (В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором — действие, которое происходит в данный момент, в третьем — действие, которое будет происходить.)
— Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола.)
— Что изменяется у глагола? (Время.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как глаголы изменяются по временам, научиться определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 146 (с. 71).
- Выразительное чтение.
- Тема и главная мысль стихотворения.
- Объясните значение слова навострили. (Приготовились к действию.)
(Далее работа по вопросам и заданиям учебника.)
- Назовите все глаголы.
- Расскажите о выделенных глаголах по плану.
- Выпишите все глаголы в следующем порядке: п.в., н,в., б. в.
Взаимопроверка.
V. Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
— Спишите текст.
Речушка замёрзла. На быстрине над полыньёй поднимается пар. Речка дышит. От её холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.
— Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
— Какой частью речи выражено подлежащее?
— Какой частью речи выражено сказуемое?
— Определите время глаголов.
— Какие два признака вы использовали для определения времени глаголов?
VII. Рефлексия
Оценивание своей работы.
- Какое задание понравилось выполнять?
- Кто был самым активным?
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Какое задание было интересно выполнять?
— Кто сегодня на уроке был самым активным?
Домашнее задание
(Задание на карточках.)
Измени глаголы по временам (настоящее, прошедшее, будущее)