Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения. Сказуемое»
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока.Главные члены предложения. Сказуемое.
Цель урока:
- учить находить в предложении сказуемое, правильной постановке вопроса нему;
- обратить внимание на глаголы-синонимы, точно выражающие действие
предметов;
- прививать навык описания действий предметов;
- воспитывать уважение к прошлому Родины.
Оборудование: карточки для лингвистической работы (РМ – один на парту).
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорный знаний
Беседа
Как связывают слова в предложении?
Что такое грамматическая основа?
Как по-другому сказать «грамматическая основа предложения»?
Могут ли подлежащее со сказуемым образовывать словосочетание?
На какие вопросы отвечает подлежащее?
На какие вопросы отвечает сказуемое?
Выборочный диктант
Запишите только предложения.
Стояла зима. Зимний день. Красивый дом. Дом стоял. Зеленый сад. Вокруг был сад. Наступило лето. Летний день. Очень красиво. Было очень красиво.
Этимологические загадки
Грамматика (слово заимствовано из греческого языка) – «наука о грамоте (чтении и письме)». В русском языке встречается с одиннадцатого века.
Родственные слова – (обратить внимание на написание!) грамота, грамотей (пришли из греческого, но «по дороге» потеряли одну «м»); грамматический.
Каким образом это слово связано с изучаемой темой?
Мотивация учебной деятельности
Если представить подлежащее и сказуемое в виде людей, то какие бы черты характера вы у них обнаружили? Какие отношения были бы между ними?
Постановка целей и задач урока
Работа над темой урока
Слово учителя
- Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы: что делает предмет? Какие предметы? Что такое (кто такой) предмет?
Запишите предложения, определите подлежащее и сказуемые.
Выясните, чем они выражены.
В комнате стояли два шкафа и стул.
Объяснение. Подлежащие в этом предложении – два шкафа (словосочетание), стул (существительное), отвечают на вопрос что? Сказуемое – стояли (глагол), отвечает на вопрос что делали?.
Дверца одного шкафа распахнута.
Объяснение. Подлежащее – дверца (существительное), отвечает на вопрос что?, Сказуемое – распахнута (причастие), отвечает на вопрос какова?.
Книга – лучший товарищ.
Объяснение. Подлежащее – книга(существительное), отвечает на вопрос что?. Сказуемое – товарищ (существительное), отвечает на вопрос что есть такое?.
Объяснительный диктант
Учитель. Кто знает, что такое Ладога?
Это дорога, проложенная по льду Ладожского озера, которая (единственная!) соединяла окруженный немцами во время Великой Отечественной войны (1941 – 1945) Ленинград с родной землей. По ней доставляли боеприпасы и продукты в город, а оттуда вывозили раненых, голодающих детей, тяжелобольных.
Запишите текст.
Ладога! Это слово переходило из уст в уста хлебных очередях, в обледеневших ленинградских квартирах. И смягчались страдания, и укреплялась надежда. Незабываемая ладожская дорога военного времени. Песня о ней живет до сих пор. Ладога – дорога жизни для многих русских людей.
Задание.
Подчеркните подлежащее и сказуемые. Напишите, какими частями речи они выражены.
Лингвистическая работа
Прочитайте предложения.
Выберите из скобок подходящее по смыслу сказуемое. Объясните свой выбор.
Спишите. Подчеркните сказуемые.
Луна (осветила, озарила, расцветила) чащу. (Засверкали, заискрились, раскраснелись) снежинки на ветвях деревьев. (Почернел, засеребрился) ствол осины. Мягкими прыжками (поскакала, подбежала, прилетела) к сосне куница. Хищница не (жалеет, щадит, любит) мелких зверей. Из дупла (выскочила, выпрыгнула, выбежала) белка, (понеслась, помчалась) по суку и легко (перепрыгнула, перескочила) на ветку соседней сосны. Куница (прилетела, перемахнула) на еще качавшуюся ветку. Белка (слышит, чует, чувствует) погоню. Куница (упала, приземлилась, примостилась) на то место, где только что (была, существовала) белка. А белочка уже (летела, неслась, парила) по воздуху. Это (была, имелась) летучая белка.
Работа с учебником
А) материал для наблюдений
Б) Чтение орфограммы
Работа с упражнениями 164,165, 166
Творческая работа
Опишите с помощью сказуемых приход весны, движение весенних ручьев.