Урок русского языка в 8 б классе.
Учитель : Баннова О.Н.
Тема: Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего.
Цель деятельности учителя. | Систематизация ранее изученного о главных членах предложения. Углубление знаний о подлежащем и способах его выражения. |
Тип урока, вид урока | Урок рефлексии . Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты. | Предметные: знать понятие подлежащее, способы выражения подлежащего; учить находить подлежащее и определять способы его выражения. Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность извлекать информацию из различных источников. Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. |
Методы и формы работы | Наблюдение над языком; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый методы; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, |
Основные понятия. | Синтаксис, словосочетание, главное и зависимое слово, согласование, управление. Примыкание, именные , глагольные, наречные, подлежащее, способы выражения подлежащего, главные члены предложения. |
Организационная структура(сценарий )урока.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся. | Формы организации взаимодействия. | Формируемые умения(УУД) |
1.Организа-ционный момент. Мотивация к учебной деятельнос-ти. | Эмоциональная , психологическая подготовка. | -Добрый день ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное, поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать, поднимите обе руки. Таких нет. Значит, вы готовы к уроку. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. - Откроем тетради и запишем число. Двадцать третье октября. Классная работа. - Прежде чем мы начнём урок , я хотела бы , чтобы вы выбрали то, что хотите сказать о себе. (слайд 1) Я способен! Я хороший ученик! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я хочу много знать! Я буду много знать! Выбранную вами фразу запишите в тетрадь. | Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к.уроку. Слушают учителя. | | Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. П.: понимают познавательную задачу. Р.: планируютнеобходимые действия, операции. |
2.Актуализация и пробное учебное действие. | Письмо под диктовку. Просмотр мультимедийной презентации и самопроверка Воспроизведение ранее изученного. Индивидуальная работа. | Словарно- орфографическая работа. Запишите слова по диктовку: (Самопроверка по шаблону) - ( эталон проверки на слайде, критерии оценки) «5»- нет ошибок «4»- 1-2 ошибки. «3» -3-4 ошибки «2»-5 и более ошибок. (слайд 2.) Объяснение правописания слов. Собирать Истинный Новинка Тяжёлый Аллея Косьба Сделал Избежать Съезд - Что интересное вы увидели, записав эти слова? - Какое слово спряталось? - Что изучает синтаксис? - Что такое словосочетание? - Какие виды словосочетаний вы знаете? - Как определяется вид словосочетания? - Какие виды подчинительной связи вам знакомы? Комментированное выполнение задания Заниматься спортом( гл., упр.) Русская природа ( имен., согл.) Очень тихо.(нар. прим.) Работа по карточкам 4 человека(2 у доски, 2 в тетради) (взаимопроверка) Работа по карточке. Определить вид словосочетания и вид подчинительной связи в словосочетании. Последний звонок. Решать задачу. Тучи неслись. Действовать решительно. Шла пританцовывая. Очень хорошо. Стакан молока. Работа с предложением.(слайд 3) Прямой, редкий дождь длинными стеклянными нитями засверкал из нового большого облака. - Выпишите все возможные словосочетания. - Какие сочетания слов нельзя выписать? Почему? Вывод: Назовите ключевые понятия , которые мы повторили, выполняя эти задания. (слайд 4) | Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку и самооценку. | Фронта-льная. Самостоятельная | Л.: имеют мотивацию к учебной деятельности. П.:выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.:слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. П.: способны понимать информацию, представленную в изобразительной ,схематичной, модельной форме, |
3. Выявление места и причины затруднения. | Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Воспроизведение ранее изученного. Установление преемственных связей прежних и новых знаний и их применение | Запишите предложение. Простая деревенская изба. - Назовите ГО предложения. ГО предложения образуют главные члены. -Какой главный член предложения есть в данном предложении? | Слушают, выполняют задания, отвечают на вопросы, строят свои высказывания. | Фронтальная. | Л.: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П.: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4.Целеполагание . | Раскрытие сущности новых понятий. | - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.(слайд 5.) Запись темы урока в тетрадь. | Слушают учителя, составляют план работы. | Индивидуальная, групповая. | Л.:осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха4п.: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Р.:планируют необходимые действия, работают по плану. К.: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность. |
5.Изучение нового материала. | Работа по учебнику, по карточке-консультанту | Откройте учебники на стр.55 Используя теоретический материал учебника. Заполните таблицу. (работа в парах) Заполни таблицу. Найди ответы на вопросы. | Вопросы. | Ответы. | 1 | Какие главные члены предложения знаете? | | | | 2 | Что такое подлежащее? | | | | 3 | Что называет подлежащее? | | | | 4 | На какие вопросы отвечает? | | | | 5 | Что может выступать в роли подлежащего? | | | | Вывод: Проверка заполнения таблицы. - А теперь ребята подробнее рассмотрим ответ на 5 вопрос, а именно способы выражения подлежащего. Для этого работаем с карточками –консультантами. Найдите подлежащее в предложениях и определите чем оно выражено. Карточка-консультант. | Способы выражения подлежащего. | Пример. | 1. | | Лошади шли шагом. Иван Петрович сидел рядом | 2 | | Кто стучит в окно? С тех пор уж никто не разговаривал с Татьяной. | 3 | | Пятнадцать – нечетное число | 4 | Инфинитив | Читать- это моё любимое занятие. Жить – Родине служить. | 5 | Любая часть речи, употреблённая в роли существительного. | Сытый голодного не разумеет. Окружающие молчали. | | 6 | Словосочетанием. | | | Географическое название | Северный Ледовитый океан раскинулся на тысячи километров. | | Название учреждений | Министерство иностранных дел находилось рядом | | Сочетанием слов: большинство меньшинство + сущ. Р.п. множество часть ряд | Большинство людей стояли на улице. | | Сочетание числительного + сущ.Р.п. | В каюте его ждут четыре офицера. | | Сочетание местоимений: сколько несколько + сущ. Р.п. столько | Несколько дам шли к дому. | | Сочетания с предлогом ИЗ | Лучший из учеников быстро решил задачу | | Сочетание сущ.+ сущ. в Т.п. | Дед с матерью шли вперёд. | | Сочетание неопределённых местоимений + прилагательное. | Что- то слышится родное в долгих песнях ямщика | | | | Вывод: Чем может быть выражено подлежащее. | Высказывание собственных мыслей, обоснование своей точки зрения. | фронтальная | Л.: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. П.: читают и слушают, извлекают нужную информацию. Р.: контролируют учебные действия, замечают ошибки, осознают правило и применяют его К.: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы. |
| Физкультминутка.. | | . | | |
6.Первич-ная проверка усвоения знаний. | Обобщение и систематизация знаний, формирование способов применения их на практике. Беседа, ответы на вопросы | Заполнение кластера. | Формулируют собственные мысли,высказывания и обосновывают свою точку зрения.Сообща делают выводы | Индивидуальная, групповая | Л.:нравственно-этическое оценивание. П.: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации. Р.: самостоятельно планируют действия, К.: формулируют собственные мысли, высказывания |
7.Первич-ное закрепление знаний. | Обобщение полученных сведений, | Найти подлежащее в предложениях . Выписать его. Шли два приятеля вечернею порою. Каждый из нас встанет на краю площадки. Печальное нам смешно бывает часто. Рассказать об этом – большая сложность. В доме к ужину собрались только близкие. Со мной происходит нечто странное. Мы с ним остановились на берегу у громадного камня. Танцующие увидели свет на сцене. Толпа людей в шинелях вывалилась в сени и на крыльцо. Семеро одного не ждут. Подготовка к ОГЭ Из предложений 1,2,5.6, 10 выпишите ГО. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, | | Л.: понимают в чём значение знаний для человека. П.: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.. Р.: оцениваю свою работу, исправляют и объясняют ошибки. К.: формулируют собственные мысли высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
8.Домашнее задание. | | П.17 Упр.93(слайд 6) | | | |
9.Рефлексия. | Заключительная беседа по вопросам | - Что нового узнали на уроке? - Дайте оценку своей работе. Запо Анкета. 1 | На уроке я работал | Активно/пассивно | 2 | Своей работой на уроке я | Доволен/недоволен | 3 | Урок показался мне | Коротким /длинным | 4 | За урок я | Не устал/устал | 5 | Моё настроение | Улучшилось/ухудшилось | 6 | Материал урока был мне | Понятным/непонятным Полезным/неполезным Интересным/скучным Лёгким/тяжёлым | 7 | Подтвердил ли я свой выбор в начале урока? | Да/нет | По данным анкеты составьте небольшой связный рассказ. лните анкету. На её основе составьте связный рассказ. Оценки. | Отвечают на вопросы, делают вывод | | П.: устанавливают взаимосвязь между объёмом полученных на уроке знаний, умений , навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений |
Приложение.
Работа по карточке.
Последний звонок.
Решать задачу.
Тучи неслись.
Действовать решительно.
Шла пританцовывая.
Очень хорошо.
Стакан молока.
| Способы выражения подлежащего. | Пример. |
1. | | Лошади шли шагом. Иван Петрович сидел рядом |
2 | | Кто стучит в окно? С тех пор уж никто не разговаривал с Татьяной. |
3 | | Пятнадцать – нечетное число |
4 | Инфинитив | Читать- это моё любимое занятие. Жить – Родине служить. |
5 | Любая часть речи, употреблённая в роли существительного. | Сытый голодного не разумеет. Окружающие молчали. |
|
6 | Словосочетанием. | |
| Географическое название | Северный Ледовитый океан раскинулся на тысячи километров. |
| Название учреждений | Министерство иностранных дел находилось рядом |
| Сочетанием слов: большинство меньшинство + сущ. Р.п. множество часть ряд | Большинство людей стояли на улице. |
| Сочетание числительного + сущ.Р.п. | В каюте его ждут четыре офицера. |
| Сочетание местоимений: сколько несколько + сущ. Р.п. столько | Несколько дам шли к дому. |
| Сочетания с предлогом ИЗ | Лучший из учеников быстро решил задачу |
| Сочетание сущ.+ сущ. в Т.п. | Дед с матерью шли вперёд. |
| Сочетание неопределённых местоимений + прилагательное. | Что- то слышится родное в долгих песнях ямщика |
| | |
Анкета.
По данным анкеты составьте небольшой связный рассказ.