-развивать умения формулировать свое мнение, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания;
-развивать творческие, речевые способности учащихся;
-формировать логические умения.
3. Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к родному языку, к слову;
-создание благоприятной атмосферы на уроке;
-воспитание умения взаимодействовать в работе.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Наш урок мы начнем со стихотворения.
«Лошадь, которая любила улыбаться». (Читаем вместе текст на экране).
Жила на свете лошадь, Обычнейшая лошадь, Не хуже и не плоше, Чем все другие лошади,
Но вот что примечательно, Что лошадь замечательно, Ну просто удивительно Любила улыбаться!
Идёт и улыбается, Вздохнёт и улыбается, Спит и улыбается – Ну, как не удивляться! (Олег Бундур).
Давайте тоже улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
2. Актуализация знаний.
-Вспомним тему прошлого урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)
Выполнение теста с ответами «да, нет».
1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
2) Дополнение, определение – главные члены предложения.
3) Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения.
4)Подлежащее стоит в именительном падеже.
5)Подлежащее часто обозначает действие.
6)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?
- Проверьте работы друг у друга. Давайте дадим правильные ответы, где был минус. Исправьте ответы.
3. Целеполагание.
-Давайте посмотрим на третью строфу стихотворения, с которого мы начали урок. Какая часть речи встречается здесь чаще? Какова её синтаксическая роль в предложении?
-А кто сможет догадаться, какой будет тема сегодняшнего урока? («Сказуемое».) (Делаются записи в тетрадях.)
- Чему мы должны научиться? (Мы вспомним, что такое сказуемое, какой частью речи может быть выражено, будем учиться находить грамматическую основу предложения).
II. Исследовательская работа.
Словарная работа, запись слов: профессор, учёный исследователь. Слово «исследователь» разберите по составу.
-Как мы можем получить ответы на поставленные нами вопросы?
Ребята, на уроке станем на время исследователями. Мы будем анализировать предложения, сравнивать, находить грамматическую основу. Напишите и выполните упражнение.
1. Упражнение на нахождение грамматической основы.Работа с орфограммами.
У лошади Каурки поздней осенью родился малыш. Она теперь заботливая мама. Жеребенок ещё совсем маленький. Но он мил и послушен.
- Работаем парами, подчеркиваем главные члены предложения, указываем их части речи..
(Подсказка. Если трудно найти сказуемое, берем спасательный круг, на котором написаны слова «был, была». Эти слова помогут найти сказуемое. Учитель располагает на доске рисунок).
2. Работа с текстом учебника.
-Пользуясь информацией учебника, найдите и прочитайте подтверждение вашим действиям.
Этот текст открыл разгадку, почему лошадь улыбалась.
Вы тоже улыбались бы, Конечно, улыбались бы, Всё время улыбались бы, Когда бы рядом с вами
Был радостный – прерадостный И ласковый – преласковый Ребёнок – жеребёнок, Похожий так на вас!
3. Составление таблицы на основе сделанного упражнения. Способы выражения сказуемого. Проверим по учебнику.
Чем выражено сказуемое?
Задайте вопрос к сказуемому.
1. Глаголом.
Что делать? Что сделать?
2.
3.
Физкультминутка по строкам стихотворения. Учитель читает стихотворение, дети выполняют ассоциативные движения. (Наклоны, движение руками, движение,похожее на скачки, повороты, подъёмы на мыски, перекатывание на пятки).
Для облегчения труда, Чтоб не казалась тяжкой ноша, Решили люди, что тогда Можно впрягать в телегу лошадь.
И с незапамятных веков, Стуча копытом по дороге, С подковами и без подков Бегают резвые их ноги.
Повсюду лошади в цене, И люди тянутся к ним ближе, Ведь быть всё время на коне — Это почётно и престижно. (С. Ес).
4. Закрепление изученного. Конструирование текста по подсказкам (Используем прием из технологии интеллектуального развития, методист Г.Бакулина).
Даны перепутанные предложения. Он кровный донец. Его копыта как речной голыш. Ноги тонкие, сильные. У него уши мелки и неподвижны. Конь Мальбрук очень высоких кровей.
Чтобы составить текст по произведению М.Шолохова, используем подсказки. Ответы
В 1 предложении сказуемое выражено краткими прилагательными.
У него уши мелки и неподвижны.
Во 2 предложении сказуемое выражено
полными прилагательным.
Ноги тонкие, сильные.
В 3 предложении сказуемое – существительное и есть сравнительный союз.
Его копыта как речной голыш.
В 4 предложении подлежащее – местоимение.
Он кровный донец.
5 предложение - оставшееся.
Конь Мальбрук очень высоких кровей.
Подчеркните грамматическую основу. Чем выражены сказуемые в 4 и 5 предложениях? (сущ, словосочетанием).
IV. Домашнее задание: выучить правило по учебнику.
1 уровень: выполнить упражнение учебника (Вставьте пропущенные сказуемые, учитывая ситуации речи, описанные в предложениях.)
2 уровень: дополните написанное упражнение своими примерами. Постарайтесь, чтобы сказуемые в предложениях были выражены разными частями речи.
Подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражено сказуемое (глаголом, прилагательным, полным или кратким, существительным в Им.падеже).