Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения»
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Главные члены предложения.
Цель: Развитие умения находить главные члены предложения, различать подлежащее и сказуемое.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Давайте мы с вами настроимся на хорошую работу улыбнёмся друг другу и подарим улыбку мне.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Ну - ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку «5».
-Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
2. Минутка чистописания.
-Давайте мы с вами откроем тетради запишем число классная работа Мы с вами начнём урок с минутки чистописания, а вот какую букву мы будем прописывать вы должны отгадать загадку.
Прям за «А» шагает следом,
И, полакомясь обедом,
Важно ходит у ворот,
Показав большой живот.
(Буква Б).
-Записывают букву.
-Давайте мы с вами повторим правила которые изучили.(Повтор правил)
3.А сейчас я вам предлагаю
- Распределите эти слова в группы:
Снег, хрупкая, пушистое, спешат, машина, читаю
Задание выполняется детьми на доске, получилось 3 группы.
-По какому принципу распределили слова?
(по частям речи)
-А ещё слова могут выполнять другую роль, хотите узнать какую?
4. Подготовка к восприятию нового:
- Когда-то ваши мамы и папы создали семьи и каждый из них стал членом семьи. Потом появились вы и тоже стали членами своей семьи. Похоже ведут себя и слова. Они являются членами предложения. Скоро вы узнаете какими.
- Составьте из слов предложения:
легко, съехала, с горы, на лыжах
мальчишки, снежки, в
-Почему не получаются предложения? ( не хватает слов)
Добавьте по одному слову в каждую строку и составьте предложения
- 1. Девочка легко съехала с горы на лыжах.
2. Мальчишки играли в снежки.
-Запишите полученные предложения.
- Оказывается есть такие члены предложения, без которых мысль выразить нельзя.
-Как вы думаете ,что мы сегодня будем изучать на уроке ?(гланые члены предложения)
-А как вы думаете, как они называться? (подлежащие и сказуемое)
Они называются главными. Это подлежащее и сказуемое.
-Давайте мы с вами послушаем что нам скажет проф.Сам.
-Ребята давайте мы с вами определим цель урока.
-Учиться находить грамматическую основу предложений
-Подлежащее обычно отвечает на вопросы кто? или что?, а сказуемое на вопросы: что делает? что сделал? что будет делать? и другие.
Подлежащее принято подчёркивать одной чертой, а сказуемое –двумя.
Главные члены предложения ещё называют грамматической основой.
-Кто сможет найти в предложении грамматическую основу?
На доске:
Капитан ведёт по морю огромный корабль.
- Найдите подлежащее и сказуемое.
Подлежащее: кто? капитан, что?корабль
-как быть? Где подлежащее?
- Ребята, находить грамматическую основу легче, задавая сразу два вопроса
кто?что делает? Капитан ведёт.
5.Игра «Поймай основу»:
- я читаю предложения, а вы выписываете только основы
На берёзе сидит снегирь.
Мальчик ест вкусный торт.
В классе дети дружат.
6.-Выполним упражнение из учебника ( комментирование)
Улетают журавли.
В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в дальние страны. В глухом лесу сделали отдых.
Физминутка.
- работа в группах
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
7.Самостоятельная работа:
- Допишите недостающий главный член предложения
- Подчеркните грамматическую основу
Художник … красивую картину.
… закрыла дверь.
Яркое … светит нам в окно.
Попугай … разные слова.
8.Итог урока,
-- Над какой темой сегодня работали?
- Какая была цель урока?
- Достигли ли вы цели?
- У кого всё получилось, и кому было всё понятно, нарисуйте в своих тетрадях на полях солнышко.
Кто не совсем разобрался с новым материалом, нарисуйте облачко. Кто не понял новый материал, и ему было трудно, нарисуйте капельки дождя. Не огорчайтесь. Это был первый урок по данной теме. В следующий раз у вас всё получится.