kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-открытие новых знаний. Задачи урока- сформировать понятие о правописании гласных в суффиксах причастий настоящего времени,умение провести рефлексию своих действий на уроке, совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения, умение применять знания в жизненных ситуациях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени »

Конспект урока русский язык 6 класс

в условиях реализации ФГОС

Тема: Гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени* (с презентацией)







Учитель русского языка и литературы

МОАУ СОШ №10 г.Перми

Сергеева С.В.



Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Деятельностные:

Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.


Содержательные:

- сформировать понятие о правописании гласных в суффиксах причастий настоящего времени

- - продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения;

- развивать умение конструировать предложения, составлять схемы сложных предложений;

- развивать навыки чтения схем.

-развивать аналитические способности;

-обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений в социальной среде;

- создание условий для развития эмоционального потенциала личности, способствующих успешности при выполнении работ творческого характера.



Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • ценностное отношение к процессу определения гласных в суффиксах причастий настоящего времени, устно и графически объяснять выбор написаний.;

  • осознание учащимися ценности изучаемого способа определения сложного предложения;

  • осознание практической важности определения вида сложного предложения;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

осознание учащимися  практической и личностной значи-

-: воспитывать чувство ответственности за грамотность своей речи.

  • мости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;

  • умение находить способы решения поставленной цели;

  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (таблица, схема, алгоритм), анализировать, сравнивать,

рассуждать, делать выводы.

обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений в социальной среде;




Предметные:

  • восстановить в памяти учащихся прием распознавания простых и сложных предложений;

  • основные признаки сложного предложения;

; писать буквы гласных в суффиксах причастий настоящего времени, устно и графически объяснять выбор написаний.

  • совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения;

  • умение применять знания в жизненных ситуациях.



Оборудование:

  • Компьютер, проектор, интерактивная доска.

  • Раздаточный материал: дидактический материал к уроку, разработанный учителем.

  • Учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой ОС «Школа 2100».



1.Мотивация к учебной деятельности


Цель: включение учащихся в деятельность; создание положительного настроя учащихся на урок.


Сегодня у нас интересный урок, но материал сложный. Вместе мы преодолеем все трудности. Улыбнитесь, почувствуйте уверенность друг в друге. Я верю, что у нас всё получится.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

  1. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними. Мотивация.

  2. Этап целеполагания и планирования.

  3. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

  4. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.

  5. Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними

(в том числе в нестандартных (творческих) ситуациях).

  1. Этап контроля.



Прогнозируемые результаты:


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1.Мотивация к учебной деятельности



Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Древнее изречение гласит День без улыбки прожит зря , поэтому улыбнитесь друг другу и начнем наш урок


II. Языковая разминка.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Всмотритесь в малое – и вы увидите великое

Записываем число и классную работу

.Включаем и используем презентацию. к уроку

Перед вами географическая карта . Определите ,какая страна изображена на ней ,прослушав легенду «Эта страна образовалась из вереницы камней , скатившихся с богатырского копья ,отделившего земную твердь от морской хляби . Изогнутая цепь островов напоминает

четыре застывшие капли.(Япония)

Где находится Япония (Восточный сосед нашей страны)

Назовите символы Страны восходящего солнца

Познавательные УУД

1. Моделировать объекты, владеть разными способами передачи информации.

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.


III. Проверка домашнего задания.(Опережающее индивидуальное домашнее задание)(компрессия текста ,преобразование )


1Прототип японского флага – красного круга на белом фоне – появился ещё в период Хэйан (794-1185). Но тогда он использовался на веерах военоначальников. Считается, что легендарный японский первоимператор Дзимму одержал выдающуюся победу, когда солнце было у него за спиной, то есть было на его стороне и ослепляло противников. В средние века военоначальники ставили веера с изображением солнца на белом фоне позади своего войска, тем самым призывая силу солнца на свою сторону. И при принятии этого флага в качестве государственного символа высшие чиновники апеллировали к защищающей функции солнца.


Принятие «хиномару» в качестве официального символа страны связано, прежде всего, с отождествлением императора с солнцем. Большое значение имеет сочетание цветов – алого и белого. В синтоизме алый цвет символизирует очистительную энергию огня и солнца. Кроме того, это цвет жизни. Белый цвет – цвет первозданной чистоты. Таким образом, сочетание алого и белого символизирует незапятнанную и счастливую жизнь, в достижении которой помогают синтоистские божества.


При выборе флага сказалось, конечно, и географическое положение страны. В Древнем Китае, который по представлению его жителей был «срединной империей», считалось, что Япония находится на самом восточном краю земли и солнце приходит именно оттуда. Такое же представление закрепилось и в самой Японии. Так, флаг стал олицетворением встающего солнца (Компрессия текста)

2 .В Японии с давних времен существовал символ, который выполнял ту же функцию, что и герб в европейских государствах, – являлся официальным знаком правящего рода. Это – цветок хризантемы, который является эмблемой Императорского Дома. Точнее сказать – шестнадцатилепестковой хризантемы с двойным рядом .Хризантема, завезенная из Китая, в Японии стала символом счастья и мудрости. Также древние японцы нередко ассоциировали этот яркий, пышущий силой и энергией цветок с солнцем.


Одна из многочисленных легенд об основании Японии связана с хризантемами. В давние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов есть растение хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями. Император и его придворные были людьми грешными, и на остров послали 300 молодых юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору; очарованные природой острова, они основали новое государство – Японию.(Преобразовать тест в диалог,инсценировать)

3-И еще один символ Японии- хокку

-Назовите главные особенности хокку (Встречная работа мысли ,материал для вдохновения ,будит творческое воображение)

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

ТОУУ

IV. Введение в тему с постановкой задач урока.

3. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Целеполагание.


Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели,

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем).


Прочитайте написанные на доске предложения

Что в них общего (Предложения построены по одной схеме.В обоих предложениях употреблены причастия настоящего времени)

Япония – страна восходящего солнца.

Хризантема-шестнадцатицветковый символ,распускающийся на гербе Японии.

В чём отличие между ними? (Ударный, безударный суффикс.)

– В каком случае мы сталкиваемся с орфографической проблемой?

Почему? (Можно выбрать разные буквы – я, и, е, ю.)

Сформулируйте самостоятельно тему урока и запишите ее в тетради.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Отталкиваясь от темы урока сформулируйте цели урок

(Знакомиться с новым

видом орфограммы, правильно писать суффиксы действительных

причастий настоящего времени, объяснять выбор написаний.)



Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний. 4. Реализация построенного проекта


Цель: решить типовое задание с проговариванием алгоритма действия


Предложите свой путь решения этой проблемы ,опираясь на свои знания.1.

Ученики вспоминают алгоритм и вывод, сделанный на предыдущем уроке, о

зависимости выбора суффикса от спряжения глагола.

Учитель фиксирует внимание лишь на последнем вопросе: всегда

ли необходимо определять спряжение глагола? (Только в случае безударного положения гласного в суффиксе.)

-Создайте свою таблицу по теме урока ,назвав ее»Правило четырех капель»

2.–.

– Сравните наше «Правило четырех капель» с текстом правила учебника.

– Как называется новая орфограмма?

– Каков её опознавательный признак?

– Обратите внимание на графическое обозначение опознавательного признака и условий выбора орфограммы.

Представьте правило в виде схемы



Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (таблица, модель, схема).


VI. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

5. Первичное закрепление



Снова встают от земли,

Тускнеют во мгле,

Хризантемы прибиты сильным дождем.

Басе.

Посмотрите на хокку и сформулируйте самостоятельно задания к нему( Заменить глаголы действительными причастиями настоящего времени) – (развивать умение писать буквы безударных гласных в

суффиксах действительных причастий настоящего времени, устно и

графически обозначать условия выбора орфограмм).

Ученики работают по самостоятельно составленному алгоритму:

1. Нахожу глагол, определяю спряжение, если спряжение…, то пишу…

2. Выделяю суффикс, подчёркиваю орфограмму.

Задание выполняется письменно в тетрадях.(В паре)

Лед растаял в пруду,

И снова зажили дружно

Вода с водою

Басе ( Задания выполняются в группе)

  1. Какое природное явление отображено в хокку (Круговорот воды в природе)

  2. Представьте хокку в виде геометрической фигуры ( круг)

  3. Измените в предложении время и вид глаголов(Настоящее время тает и живут)

  4. Подчеркните в этом предложении грамматические основы(Л ед тает ,и живут вода с водою )

  5. ССП замените СПП с придаточным определительным( развивается умение производить синонимические замены)

  6. Отталкиваясь от темы урока сформулируйте следующее задание CПП с придаточным определительным заменить простым предложением с действительным причастием настоящего времени ( развивается умение производить синонимические замены)

(трансформировать сочетания с глаголами в причастные обороты), конструировать предложения с действительными причастиями настоящего времени, писать буквы гласных в суффиксах, графически обозначать условия выбора орфограмм.

.

Проверка коллективная.

  1. Разрядка- Еще один символ Японии – боевые искусства

  2. Написать сочинение-миниатюру (3-5 предлжений) ,опираясь на Упр. 577 и» Правило четырех капель» – развивается умение писать слова с изученными орфограммами, в том числе с орфограммами-буквами гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени,.

Выполняется. самостоятельно Проверка коллективная.

Видели все на свете

Мои глаза- и вернулись

К вам, белые хризантемы.

Иссе.

Выполняется в группе .

1Определите психологическое состояние героя

2Как вы понимаете смысл хокку Иссе

3Подберите русские пословицы и поговорки на эту тему

4 С какой целью мы сравниваем японское хокку с русскими пословицами и поговорками(Мы все в этом мире живем по одним человеческим законам и у нас ..,.как и японцев ,одни человеческие ценности)

МИНУТА релаксации – созерцание прекрасного.

Познавательные УУД

  1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

  2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.


Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Взаимодействовать друг с другом, оказывать необходимую помощь.


VII.Домашнее задание


Послание из Японии.

1Хризантема ,не боящая заморозков ,считается спутником осени и символом Японии.

2Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым.

3Во время выставки(10 в.) Цветущие цветы хризантемы оказали неизгладимое впечатление на посетителей.

Сформулируйте , опираясь на тему и цели урока ,домашнее задание (оформите ответ в виде таблицы)


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII Итог урока


Прощаясь с Японией , создадим икебану-песню-цветов , передающуу настроение.

Представим,что мы- это японская икебана,руки-цветы-настроение

вверх руки- радость

В сторону-спокойствие

Вниз-печаль.

Создайте икебану нашего урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Автор: Сергеева Светлана Валерьевна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Образование действительных причастий настоящего времени. "
    ["seo_title"] => string(68) "obrazovaniie-dieistvitiel-nykh-prichastii-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "208906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430933952"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Действительные причастия настоящего времени. "
    ["seo_title"] => string(58) "dieistvitiel-nyie-prichastiia-nastoiashchiegho-vriemieni-1"
    ["file_id"] => string(6) "208896"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430932835"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_7_klassie_dieistvitiel_nyie_prichastiia_nasto"
    ["file_id"] => string(6) "431263"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507444185"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-dieistvitiel-nyie-prichastiia-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "102071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402477796"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени "
    ["seo_title"] => string(74) "dieistvitiel-nyie-prichastiia-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "172732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423848571"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства