Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
- сформировать понятие о правописании гласных в суффиксах причастий настоящего времени
- - продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения;
- развивать умение конструировать предложения, составлять схемы сложных предложений;
- развивать навыки чтения схем.
-обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений в социальной среде;
- создание условий для развития эмоционального потенциала личности, способствующих успешности при выполнении работ творческого характера.
-: воспитывать чувство ответственности за грамотность своей речи.
извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (таблица, схема, алгоритм), анализировать, сравнивать,
рассуждать, делать выводы.
обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений в социальной среде;
; писать буквы гласных в суффиксах причастий настоящего времени, устно и графически объяснять выбор написаний.
Сегодня у нас интересный урок, но материал сложный. Вместе мы преодолеем все трудности. Улыбнитесь, почувствуйте уверенность друг в друге. Я верю, что у нас всё получится.
(в том числе в нестандартных (творческих) ситуациях).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Древнее изречение гласит День без улыбки прожит зря , поэтому улыбнитесь друг другу и начнем наш урок | |
II. Языковая разминка. 2. Актуализация и пробное учебное действие Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий | Всмотритесь в малое – и вы увидите великое Записываем число и классную работу .Включаем и используем презентацию. к уроку Перед вами географическая карта . Определите ,какая страна изображена на ней ,прослушав легенду «Эта страна образовалась из вереницы камней , скатившихся с богатырского копья ,отделившего земную твердь от морской хляби . Изогнутая цепь островов напоминает четыре застывшие капли.(Япония) Где находится Япония (Восточный сосед нашей страны) Назовите символы Страны восходящего солнца | Познавательные УУД 1. Моделировать объекты, владеть разными способами передачи информации. 2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения. |
III. Проверка домашнего задания.(Опережающее индивидуальное домашнее задание)(компрессия текста ,преобразование ) | 1Прототип японского флага – красного круга на белом фоне – появился ещё в период Хэйан (794-1185). Но тогда он использовался на веерах военоначальников. Считается, что легендарный японский первоимператор Дзимму одержал выдающуюся победу, когда солнце было у него за спиной, то есть было на его стороне и ослепляло противников. В средние века военоначальники ставили веера с изображением солнца на белом фоне позади своего войска, тем самым призывая силу солнца на свою сторону. И при принятии этого флага в качестве государственного символа высшие чиновники апеллировали к защищающей функции солнца. Принятие «хиномару» в качестве официального символа страны связано, прежде всего, с отождествлением императора с солнцем. Большое значение имеет сочетание цветов – алого и белого. В синтоизме алый цвет символизирует очистительную энергию огня и солнца. Кроме того, это цвет жизни. Белый цвет – цвет первозданной чистоты. Таким образом, сочетание алого и белого символизирует незапятнанную и счастливую жизнь, в достижении которой помогают синтоистские божества. При выборе флага сказалось, конечно, и географическое положение страны. В Древнем Китае, который по представлению его жителей был «срединной империей», считалось, что Япония находится на самом восточном краю земли и солнце приходит именно оттуда. Такое же представление закрепилось и в самой Японии. Так, флаг стал олицетворением встающего солнца (Компрессия текста) 2 .В Японии с давних времен существовал символ, который выполнял ту же функцию, что и герб в европейских государствах, – являлся официальным знаком правящего рода. Это – цветок хризантемы, который является эмблемой Императорского Дома. Точнее сказать – шестнадцатилепестковой хризантемы с двойным рядом .Хризантема, завезенная из Китая, в Японии стала символом счастья и мудрости. Также древние японцы нередко ассоциировали этот яркий, пышущий силой и энергией цветок с солнцем. Одна из многочисленных легенд об основании Японии связана с хризантемами. В давние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов есть растение хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями. Император и его придворные были людьми грешными, и на остров послали 300 молодых юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору; очарованные природой острова, они основали новое государство – Японию.(Преобразовать тест в диалог,инсценировать) 3-И еще один символ Японии- хокку -Назовите главные особенности хокку (Встречная работа мысли ,материал для вдохновения ,будит творческое воображение) | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. ТОУУ |
IV. Введение в тему с постановкой задач урока. 3. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Целеполагание. Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели, обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем). | Прочитайте написанные на доске предложения Что в них общего (Предложения построены по одной схеме.В обоих предложениях употреблены причастия настоящего времени) Япония – страна восходящего солнца. Хризантема-шестнадцатицветковый символ,распускающийся на гербе Японии. В чём отличие между ними? (Ударный, безударный суффикс.) – В каком случае мы сталкиваемся с орфографической проблемой? Почему? (Можно выбрать разные буквы – я, и, е, ю.) Сформулируйте самостоятельно тему урока и запишите ее в тетради. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Отталкиваясь от темы урока сформулируйте цели урок (Знакомиться с новым видом орфограммы, правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени, объяснять выбор написаний.) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цель урока. |
V. Открытие новых знаний. 4. Реализация построенного проекта Цель: решить типовое задание с проговариванием алгоритма действия | Предложите свой путь решения этой проблемы ,опираясь на свои знания.1. Ученики вспоминают алгоритм и вывод, сделанный на предыдущем уроке, о зависимости выбора суффикса от спряжения глагола. Учитель фиксирует внимание лишь на последнем вопросе: всегда ли необходимо определять спряжение глагола? (Только в случае безударного положения гласного в суффиксе.) -Создайте свою таблицу по теме урока ,назвав ее»Правило четырех капель» 2.–. – Сравните наше «Правило четырех капель» с текстом правила учебника. – Как называется новая орфограмма? – Каков её опознавательный признак? – Обратите внимание на графическое обозначение опознавательного признака и условий выбора орфограммы. – Представьте правило в виде схемы | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (таблица, модель, схема). |
VI. Развитие учебноязыковых и правописных умений. 5. Первичное закрепление | Снова встают от земли, Тускнеют во мгле, Хризантемы прибиты сильным дождем. Басе. Посмотрите на хокку и сформулируйте самостоятельно задания к нему( Заменить глаголы действительными причастиями настоящего времени) – (развивать умение писать буквы безударных гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени, устно и графически обозначать условия выбора орфограмм). Ученики работают по самостоятельно составленному алгоритму: 1. Нахожу глагол, определяю спряжение, если спряжение…, то пишу… 2. Выделяю суффикс, подчёркиваю орфограмму. Задание выполняется письменно в тетрадях.(В паре) Лед растаял в пруду, И снова зажили дружно Вода с водою Басе ( Задания выполняются в группе) Какое природное явление отображено в хокку (Круговорот воды в природе) Представьте хокку в виде геометрической фигуры ( круг) Измените в предложении время и вид глаголов(Настоящее время тает и живут) Подчеркните в этом предложении грамматические основы(Л ед тает ,и живут вода с водою ) ССП замените СПП с придаточным определительным( развивается умение производить синонимические замены) Отталкиваясь от темы урока сформулируйте следующее задание CПП с придаточным определительным заменить простым предложением с действительным причастием настоящего времени ( развивается умение производить синонимические замены) (трансформировать сочетания с глаголами в причастные обороты), конструировать предложения с действительными причастиями настоящего времени, писать буквы гласных в суффиксах, графически обозначать условия выбора орфограмм. . Проверка коллективная. Разрядка- Еще один символ Японии – боевые искусства Написать сочинение-миниатюру (3-5 предлжений) ,опираясь на Упр. 577 и» Правило четырех капель» – развивается умение писать слова с изученными орфограммами, в том числе с орфограммами-буквами гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени,. Выполняется. самостоятельно Проверка коллективная. Видели все на свете Мои глаза- и вернулись К вам, белые хризантемы. Иссе. Выполняется в группе . 1Определите психологическое состояние героя 2Как вы понимаете смысл хокку Иссе 3Подберите русские пословицы и поговорки на эту тему 4 С какой целью мы сравниваем японское хокку с русскими пословицами и поговорками(Мы все в этом мире живем по одним человеческим законам и у нас ..,.как и японцев ,одни человеческие ценности) МИНУТА релаксации – созерцание прекрасного. | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. Владеть навыками отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Взаимодействовать друг с другом, оказывать необходимую помощь. |
VII.Домашнее задание | Послание из Японии. 1Хризантема ,не боящая заморозков ,считается спутником осени и символом Японии. 2Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым. 3Во время выставки(10 в.) Цветущие цветы хризантемы оказали неизгладимое впечатление на посетителей. Сформулируйте , опираясь на тему и цели урока ,домашнее задание (оформите ответ в виде таблицы) | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII Итог урока | Прощаясь с Японией , создадим икебану-песню-цветов , передающуу настроение. Представим,что мы- это японская икебана,руки-цветы-настроение вверх руки- радость В сторону-спокойствие Вниз-печаль. Создайте икебану нашего урока. | |