Данный урок в теме «Причастие» восьмой. На последующих уроках продолжится изучение правил образования и правописания причастий. Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок проводится в 7а классе. Обучающиеся со средними способностями, имеют хороший потенциал, любознательные. С удовольствием откликаются на выполнение творческих работ. Эти особенности учтены на данном уроке. Для развития интереса к русскому языку использована информационно-коммуникационная технология. Для лучшего усвоения новый материал представлен наглядно.
На уроке были поставлены следующие цели
Образовательные:
· формирование у обучающихся умений, связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
· закрепление умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать её.
Развивающие:
· развитие умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
продолжить работу по формированию навыков самоконтроля, работы в коллективе.
Воспитательные:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;
воспитание культуры учебного труда, эстетического вкуса.
На уроке была обеспечена их компетентность и взаимосвязь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Действительные причастия настоящего времени. »
Урок русского языка в 7а классе
Тема Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы
действительных причастий настоящего времени.
Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
I.Образовательные:
· формирование у обучающихся умений , связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
· закрепление умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать её.
II.Развивающие:
· развитие умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
продолжить работу по формированию навыков самоконтроля, работы в коллективе.
III.Воспитательные:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;
воспитание культуры учебного труда, эстетического вкуса.
Применяемые образовательные технологии:
Информационно-коммуникационные технологии.
Методы обучения: наблюдение, опрос, творчески-репродуктивный, метод интерактивного обучения.
Прежде чем обратиться к теме нашего сегодняшнего урока, давайте проверим домашнее задание (упр.88). Найдите в упражнении причастия, назовите, какими членами предложения они являются.
Повторение и актуализация опорных знаний (на слайдах, устная работа)
Давайте вспомним, что мы уже знаем о причастии.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»
1.Продолжите фразу.
Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) признак предмета по действию;
Г) добавочное действие при основном действии.
2.Причастия бывают:
А) настоящего, пошедшего и будущего времени;
Б) настоящего и прошедшего времени;
В) прошедшего и будущего времени;
Г) настоящего и будущего времени.
3.Причастия изменяются по падежам, числам и родам, как:
А) существительные;
Б) прилагательные;
В) местоимения;
Г) числительные.
4. Определите вид причастия. Найдите лишнее:
А) сгоревший дом;
Б) рухнувшая стена;
В) разбитый стакан;
Г) идущий человек.
5.Найдите лишнее:
А) светлеющий небосклон;
Б) светлевшее небо;
В) светлые облака;
Г) светящийся маяк.
6. Найдите предложение, где причастный оборот выделен правильно.
А) От реки протянувшейся вдалеке узкой полоской, веяло прохладой.
Б) От реки, протянувшейся вдалеке узкой полоской веяло прохладой.
В) От реки протянувшейся вдалеке узкой полоской веяло прохладой.
Г) От реки, протянувшейся вдалеке узкой полоской, веяло прохладой.
7. Полную и краткую форму имеют:
А) действительные причастия настоящего и прошедшего времени;
Б) действительные причастия настоящего времени;
В) страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
Г) страдательные причастия настоящего времени.
8. Найдите строку, где написаны только действительные причастия:
А) утомивший, утомлённый;
Б) утомляющий, утомляемый;
В) слушающий, слушавший;
Г) подслушивающий, подслушанный.
Верно, вот действительные причастия и станут сегодня объектом нашего изучения.
III. Формирование новых знаний и умений.
Объявление темы урока.
Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы
действительных причастий настоящего времени.
Давайте попробуем образовать действительные причастия настоящего времени с помощью рисунков, представленных на слайде. Постарайтесь составить целые словосочетания.
Примеры словосочетаний записываем и выделяем суффиксы.
Назовите суффиксы, которые вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ).
Как выбрать суффикс, чтобы не допустить орфографической ошибки? (проблема)
Ответа нет.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны выяснить:
Как образуются действительные причастия настоящего времени?
От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?
IV. Объяснение нового материала методом наблюдения.
Презентация.
Давайте посмотрим, от чего зависит выбор суффикса.
Перед вами 4 причастия на слайде. Чем будем руководствоваться, выбирая суффикс? Открываем по щелчку:
Попробуем выработать алгоритм действий. Для этого сначала от инфинитива образуем глаголы 3 лица множественного числа настоящего времени. Надо помнить, от глаголов 1 спр. образуются глаголы настоящего времени с окончаниями –ут-ют, а от глаголов 2 спр.- с окончаниями –ат-ят.
Гласную букву из этого окончания переносим в причастие и получаем суффикс причастия настоящего времени: -ущ-ющ или –ащ-ящ.
Давайте обратимся к учебнику, стр. 43. Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ущ-ющ- ( от глаголов I спряжения) и –ащ-ящ (от глаголов II спряжения).
Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени.
V. Формирование новых умений. (На интерактивном планшете.)
От данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени:
Творческая работа по картине Василия Дмитриевича Поленова.
Выпишите из данного текста причастия и причастные обороты с определяемыми словами. Обозначьте суффиксы причастий.
VI.Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Сегодня мы с вами интересно и плодотворно поработали, узнали много нового. В частности выяснили, как образуются действительные причастия настоящего времени. Давайте посмотрим еще раз.
Для наблюдений используется теоретический материал параграфа.
Причастия
Настоящего времени от глаголов 1 спряжения
Настоящего времени от глаголов 2 спряжения
Действительные причастия
-ущ-, -ющ-
-ащ-, -ащ-
Вопросы, подводящие итог наблюдений:
- От каких глаголов образуются действительные причастия?
- От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?
Отметки и их обоснование.
VII. Задание на дом.
П. 16, стр.42-43, упр.91. Дома еще раз обратите внимание на правила параграфа 16, по заданию выполните упр. 91
Анализ урока
Данный урок в теме «Причастие» восьмой. На последующих уроках продолжится изучение правил образования и правописания причастий. Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок проводится в 7а классе. Обучающиеся со средними способностями, имеют хороший потенциал, любознательные. С удовольствием откликаются на выполнение творческих работ. Эти особенности учтены на данном уроке. Для развития интереса к русскому языку использована информационно-коммуникационная технология. Для лучшего усвоения новый материал представлен наглядно.
На уроке были поставлены следующие цели
Образовательные:
· формирование у обучающихся умений, связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
· закрепление умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать её.
Развивающие:
· развитие умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
продолжить работу по формированию навыков самоконтроля, работы в коллективе.
Воспитательные:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;
воспитание культуры учебного труда, эстетического вкуса.
На уроке была обеспечена их компетентность и взаимосвязь.
Считаю, что выбранная мною структура урока была рациональной для формирования у обучающихся способа образования действительных причастий настоящего времени, правописания гласных в суффиксах причастий. Время урока было эффективно распределено между его этапами.
Для проведения урока избраны следующие формы и методы работы: устный опрос, наблюдение, творчески-репродуктивный, метод интерактивного обучения.
На уроке использовались следующие средства обучения: компьютер, проектор, экран, интерактивный планшет.
Высокая работоспособность на уроке обеспечивалась за счет использования информационно-коммуникационной технологии.
На уроке была комфортная психологическая атмосфера, старалась преподнести материал интересно, доступно, эмоционально, постаралась показать эстетическую сторону языка.
Учитывался принцип здоровьесбережения: переключалось внимание обучающихся (устная работа, письмо, работа по картине).
В целом урок прошел удачно, так как удалось реализовать все поставленные цели.