Образование действительных причастий настоящего времени.
Образование действительных причастий настоящего времени.
Тема Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы
действительных причастий настоящего времени.
Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
I.Образовательные:
· формирование у обучающихся умений, связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
· закрепление умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать её.
II.Развивающие:
· развитие умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
продолжить работу по формированию навыков самоконтроля, работы в коллективе.
III.Воспитательные:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;
воспитание культуры учебного труда, эстетического вкуса.
Применяемые образовательные технологии:
Информационно-коммуникационные технологии.
Методы обучения: наблюдение, опрос, творчески-репродуктивный, метод интерактивного обучения.
Просмотр содержимого документа
«Образование действительных причастий настоящего времени. »
Образование действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени.
Причастие – это часть речи,
причастная глаголу,
в образе прилагательного
В.И. Даль
Продолжите фразу
Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) признак предмета по действию;
Г) добавочное действие при основном действии.
Причастия бывают:
А) настоящего, пошедшего и будущего времени;
Б) настоящего и прошедшего времени;
В) прошедшего и будущего времени;
Г) настоящего и будущего времени.
Причастия изменяются по падежам, числам и родам, как:
А) существительные;
Б) прилагательные;
В) местоимения;
Г) числительные.
Определите вид причастия. Найдите лишнее:
А) сгоревший дом;
Б) рухнувшая стена;
В) разбитый стакан;
Г) идущий человек.
Найдите лишнее:
А) светлеющий небосклон;
Б) светлевшее небо;
В) светлые облака;
Г) светящийся маяк.
Найдите предложение, где причастный оборот выделен правильно.
А) Ветер притихший и успокоенный после бури, слабо шевелил ветви берёз.
Б) Ветер, притихший и успокоенный после бури слабо шевелил ветви берёз.
В) Ветер притихший и успокоенный после бури слабо шевелил ветви берёз.
Г) Ветер, притихший и успокоенный после бури, слабо шевелил ветви берёз.
Полную и краткую форму имеют:
А) действительные причастия настоящего и прошедшего времени;
Б) действительные причастия настоящего времени;
В) страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
Г) страдательные причастия настоящего времени.
Найдите строку, где написаны только действительные причастия:
А) утомивший, утомлённый;
Б) утомляющий, утомляемый;
В) слушающий, слушавший;
Г) подслушивающий, подслушанный.
Образование действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени.
Подберите действительные причастия настоящего времени, используя рисунки
Какой суффикс выбрать?
Пиш ий
Пиш … ий ?
Дыш … ий ?
Рису … ий ?
Пил … ий ?
АЩ
АЩ
УЩ
Дыш ий
УЩ
Рису ий
ЮЩ
ЯЩ
Пил ий
ЮЩ
ЯЩ
Сначала образуем от инфинитива глагол 3 лица множественного числа
Инфинитив 3лицо мн. ч
пис ать 1 спр. пиш ут
рисов ать рису ют
дыш ать 2 спр. дыш ат
пил ить пил ят
Теперь образуем причастия
Пиш УТ – пиш УЩ ий
Рису ЮТ - рису ЮЩ ий
Пил ЯТ - пил ЯЩ ий
Дыш АТ - дыш АЩ ий
Держ АТ – держ АЩ ий
Смотр ЯТ - смотр ЯЩ ий
Запомним:гласная в суффиксе причастия такая же, как в окончании глагола
Пиш у т пиш ущ ий
Рису ю т рису ющ ий
Дыш а т дыш ащ ий
Пил я т пил ящ ий
Рассуждаем при образовании причастий:
Колоть – кол т – кол щий
Греть – гре т – гре щий
Пылить - пыл т - пыл щий
Ставить – став т - став щий
Срывать – срыва т – срыва щий
Готовить – готов т - готов щий
Проверяем
кол ю т кол ю щий
гре ю т гре ю щий
пыл я т пыл я щий
став я т став я щий
срыва ю т срыва ю щий
готов я т готов я щий
Работа по картине В.Д. Поленова. Выпишите причастия и причастные обороты с определяемыми словами. Обозначьте суффиксы причастий.
Перед нами медленно текущая река, сверкающая в теплых лучах солнца. Деревья, стоящие по её берегам, будто замерли в ожидании перемен. Здесь и желтеющие березки, и краснеющие клены, и трепещущие на ветру осинки. Красив наряд осени, меняющийся на глазах. В торжествующем спокойствии замер дуб-великан: его одежды все еще остаются зелеными. Плывущие над рекой облака таят угрозу для засыпающего берега. Скоро начнутся холодные моросящие дожди.
Причастия
От глаголов I
Действительные причастия настоящего времени
спряжения
От глаголов
-ущ-, -ющ-
II спряжения
-ащ-, -ящ-
От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?
От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий настоящего времени?