kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гласные в приставках пре- и при-.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке используется проблемно-диалогический метод работы,а также разноуровневые задания,способствующие развитию мышления,логики и правильного написанию слов с приставками пре- и при-.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гласные в приставках пре- и при-.»

Тема: «Гласные в приставках пре- и при-»

Цели: 1) познакомить с правилами написания гласных в

приставках пре- и при-;

2) научить писать слова с приставками пре- и при-.


Ход урока

  1. Мобилизующий этап

Учитель:

Напишите слова, которые я буду называть, в три столбика – в зависимости от их приставок.

В первый столбик – слова, в которых приставки пишутся всегда одинаково.

Во второй столбик – слова, с приставками на з-, с-.

В третий столбик – слова с приставками, с правописанием которых мы не знакомились, и пропустите в них гласные буквы:

Слова: бессилие, отвердение, прибить, положение, избрать, приплыть, замедление, испугать, приморский, разведать, вздрогнуть, присесть, потепление, премилый, преградить.

Учитель:

- Назовите слова первой группы. Выделите в них приставки (отвердение, положение, замедление, потепление)

- Какое из слов можно считать лишним? (лишнее положение. В корне этого слова чередующаяся гласная о, т.к. стоит перед ж. А в корнях слов – проверяемая безударная гласная е. Проверочные слова – твердый, медленный, теплый).

Учитель:

- Перечислите слова второй группы. Выделите в них приставки. Объясните написание (бессилие, избрать, испугать, разведать, вздрогнуть)

- Найдите лишнее (лишнее бессилие. Это имя существительное, а остальные – глаголы)


  1. Формирование темы и цели урока:

Учитель:

Прочитайте слова третьего столбика. Подумайте, что у вас вызывает сомнение в их написании, и сформулируйте тему урока (слова третьего столбика - приплыть, присесть, премилый, преградить. Вызывает сомнения какую гласную надо писать в приставках: е или и). Значит тема сегодняшнего урока – «Гласные в приставках пре- и при-».

Учитель:

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с…

2) Учиться писать слова…

Цель урока: познакомится с правилом правописания пре- и при-; научиться писать слова с пре- и при-.

  1. Изучение нового материала.

Учитель:

- Ещё раз прочитайте слова третьего столбика. Скажите, в ударном или безударном положении находятся гласные в приставках пре- и при-? (гласные находятся в безударном положении)

Учитель:

- Выбор гласных в приставках пре- и при- зависит от значения приставки. В нашу задачу входит определить, в каком значении пишется приставка пре-, в каком при-.

- Прочитайте первое слово 3-его столбика. Что обозначает приставка? (в слове прибить – присоединение)

Учитель:

- Если приставка обозначает присоединение, то в ней пишется и. Напишите гласную в приставке, выделите её. Обозначьте значение приставки.

- Что обозначает приставка в слове приплыть? (приплыть – приближение)

Учитель:

Если приставка обозначает приближение, то в ней тоже пишется и. Напишите в слове букву и и выделите её. Обозначьте значение приставки.

- Что обозначает приставка в слове приморский? (приморский – близко к морю)

Учитель:

- Если приставка обозначает близость - то тоже пишется и. Напишите букву и и выделите её. Обозначьте значение приставки.

- Что обозначает приставка в слове – присесть?

Учитель:

- Если приставка обозначает неполное действие - то тоже пишется и. Напишите букву и и выделите её. Обозначьте значение приставки.


А теперь, дайте полный ответ, когда пишется гласная и в приставке, какое она имеет значение.

(на листке прикрепить к доске)

- приближение

- присоединение

- близость при-

неполное действие

Остались ещё два слова, вернемся к ним.

- Что означает слово – премилый?

(премилый – очень милый)

Учитель:

- Если приставка близко к слову очень, то в ней пишется гласная е. Напишите букву е в слове и выделите её, обозначьте значение.

- Что обозначает приставка в слове преградить? (преградить – перегородить, поставить преграду).

Учитель:

- Если приставка по значению близка к приставке пере-, то в ней пишется е. Напишите гласную е, выделите её, обозначьте значение приставки

А какое значение у приставки пре-?

1. близко к слову очень

2. близко к приставке пере- пре-


Обобщают материал. Читают правило в учебнике, повторяют по памяти, приводят примеры из учебника (2-3 чел.).


  1. Закрепление изученного материала.

Упражнение № 1

  1. Привязать…

  2. Придорожный…

  3. Приседать…

  4. Преинтересный…

Учитель:

- Внимательно прочитайте слова и рассмотрите запись. Сформулируйте задание упражнения. (надо продолжить ряд, подбирая слова с приставкой пре- или при-).

После выполнения задания проверяем вместе и ещё формулируем правильно.


Упражнение № 2

  1. Стереть с лица земли.

Разнести в щепки.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

  1. Закусить губу.

Набрать в рот воды.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

  1. Пятое колесо в телеге.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

  1. Класть в карман.

Запускать лапу.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

  1. Мозги набекрень.

Не все дома.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

  1. Подставлять подножку.

Становиться поперек дороги.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

  1. Петь дифирамбы.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.


Справка: пр..градить дорогу;

пр..брать к рукам;

пр..дать огню и мечу;

пр..кусить язычок;

пр..возносить до небес;

не пр..шей, не пр..стегни;

из – за угла мешком пр..битый.

Учитель:

Прочитайте фразеологические обороты и справку к ним. Сформулируйте задание (к каждой группе надо добавить подходящие по смыслу фразеологические обороты, вставить пропущенные буквы)

Выполняем задание.

Назовите группы, в которых есть в каждом фразеологическом обороте, хотя бы одно слово с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (ответ 1 и 6).

Учитель:

- Расскажите о написании этих слов.

Стереть – стер

Подставлять – подставил

Земли – земли

Дороги – сочет. оро

  1. Словарно – орфографическая работа.

На доске записаны пары слов:

  1. пр..вет,

пр..увеличил

  1. п..р..зовел,

п..т..лок

  1. пр..ломть,

пр..давать (добавлять)

Учитель:

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. С каким, вы определите, выполнив несколько заданий.

- Прочитайте слова. Первый слог нового слова – это первый слог одного из слов первой пары. Он не является в нем приставкой. Какой это слог?

(Это слог при первый слог в слове привет. Здесь нет приставки. В слове преувеличить – пре-, она близка к слову очень)

Учитель:

- Второй слог нового слова – это второй слог в одном из слов второй пары. В нем есть приставка. Какой это слог?

(Это слог ро- в слове порозовел, в котором есть приставка по-. В слове потолок приставки нет).

Учитель:

- Третий слог нового слова является корнем в слове с приставкой при- третьей пары. Какой это слог?

(Это слог да. Он является корне в слове с приставкой при. Это слово придавать).

Учитель:

Какое составили слово? Природа

Учитель:

- Как вы понимаете значение слова природа?

- Обобщая можно сказать, что природа это человек и среда его обитания, планета и животный мир, и растительный мир. Это значение слова в широком смысле. В узком – это место, где люди любят отдыхать (поля, леса, горы).

  1. Упражнение № 3.

Музыка в траве пр..утихла. Мелкая листва облетела с пр..брежных лозин. Ветер осторожно пр..гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр..задумался, затуманился.

В августе в родной природе улавливались пр..меты наступающей осени. В этих пр..метах нежность и грусть. Проникновенно, пр..ятно, тревожно. Что – то пр..поднесет нам осень?

пр..


  1. 2

пр..

текст

  1. 3

пр..

пр..




Учитель:

- Прочитайте предложение. Рассмотрите схемы, сформулируйте задания.

Ученик:

- Надо соединить части, чтобы получился текст.

В 1 части должны быть два слова, в котором пре, и при – часть корня.

Во второй части в 3-х словах пре-при- приставки.

В третьей части: есть слово, где пре(при) – приставка и часть корня.


Составляем текст и формулируем правило, объясняя написание слов.


  1. Итог урока.

Учитель:

- С каким правилом мы познакомились?

Расскажите о правописании гласных в приставках пре-, при-.

Домашнее задание: упр. 137, прав., стр. 54

Оценки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Гласные в приставках пре- и при-.

Автор: Мартыновская Ирина Николаевна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Технологическая карта к уроку русского языка по ФГОС  в 5 классах на тему: "Буквы е, и в приставках пре-­, при­- ". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassakh-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-pristavkakh-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "246939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446478261"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 6 классе на тему: "Буквы -е, -и в приставках пре-­, при-"­ . "
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-6-klassie-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-pristavkakh-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "246962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446479527"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по русскому языку "Гласные в приставках пре - и при-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaporusskomuiazykuglasnyievpristavkakhprieipri"
    ["file_id"] => string(6) "321686"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461348467"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Разработка урока "Правописание гласных в приставках пре- и при-" "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-uroka-pravopisaniie-ghlasnykh-v-pristavkakh-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "144499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418738175"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- ""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_glasnyie_v_pristavkakh_prie_i_pri"
    ["file_id"] => string(6) "360652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479643834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства