В данной разработке используется проблемно-диалогический метод работы,а также разноуровневые задания,способствующие развитию мышления,логики и правильного написанию слов с приставками пре- и при-.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Назовите слова первой группы. Выделите в них приставки (отвердение, положение, замедление, потепление)
- Какое из слов можно считать лишним? (лишнее положение. В корне этого слова чередующаяся гласная о, т.к. стоит перед ж. А в корнях слов – проверяемая безударная гласная е. Проверочные слова – твердый, медленный, теплый).
Учитель:
- Перечислите слова второй группы. Выделите в них приставки. Объясните написание (бессилие, избрать, испугать, разведать, вздрогнуть)
- Найдите лишнее (лишнее бессилие. Это имя существительное, а остальные – глаголы)
Формирование темы и цели урока:
Учитель:
Прочитайте слова третьего столбика. Подумайте, что у вас вызывает сомнение в их написании, и сформулируйте тему урока (слова третьего столбика - приплыть, присесть, премилый, преградить. Вызывает сомнения какую гласную надо писать в приставках: е или и). Значит тема сегодняшнего урока – «Гласные в приставках пре- и при-».
Учитель:
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.
1) Познакомиться с…
2) Учиться писать слова…
Цель урока: познакомится с правилом правописания пре- и при-; научиться писать слова с пре- и при-.
Изучение нового материала.
Учитель:
- Ещё раз прочитайте слова третьего столбика. Скажите, в ударном или безударном положении находятся гласные в приставках пре- и при-? (гласные находятся в безударном положении)
Учитель:
- Выбор гласных в приставках пре- и при- зависит от значения приставки. В нашу задачу входит определить, в каком значении пишется приставка пре-, в каком при-.
- Прочитайте первое слово 3-его столбика. Что обозначает приставка? (в слове прибить – присоединение)
Учитель:
- Если приставка обозначает присоединение, то в ней пишется и. Напишите гласную в приставке, выделите её. Обозначьте значение приставки.
- Что обозначает приставка в слове приплыть? (приплыть – приближение)
Учитель:
Если приставка обозначает приближение, то в ней тоже пишется и. Напишите в слове букву и и выделите её. Обозначьте значение приставки.
- Что обозначает приставка в слове приморский? (приморский – близко к морю)
Учитель:
- Если приставка обозначает близость - то тоже пишется и. Напишите букву и и выделите её. Обозначьте значение приставки.
- Что обозначает приставка в слове – присесть?
Учитель:
- Если приставка обозначает неполное действие - то тоже пишется и. Напишите букву и и выделите её. Обозначьте значение приставки.
А теперь, дайте полный ответ, когда пишется гласная и в приставке, какое она имеет значение.
(на листке прикрепить к доске)
- приближение
- присоединение
- близость при-
неполное действие
Остались ещё два слова, вернемся к ним.
- Что означает слово – премилый?
(премилый – очень милый)
Учитель:
- Если приставка близко к слову очень, то в ней пишется гласная е. Напишите букву е в слове и выделите её, обозначьте значение.
- Что обозначает приставка в слове преградить? (преградить – перегородить, поставить преграду).
Учитель:
- Если приставка по значению близка к приставке пере-, то в ней пишется е. Напишите гласную е, выделите её, обозначьте значение приставки
А какое значение у приставки пре-?
1. близко к слову очень
2. близко к приставке пере- пре-
Обобщают материал. Читают правило в учебнике, повторяют по памяти, приводят примеры из учебника (2-3 чел.).
Закрепление изученного материала.
Упражнение № 1
Привязать…
Придорожный…
Приседать…
Преинтересный…
Учитель:
- Внимательно прочитайте слова и рассмотрите запись. Сформулируйте задание упражнения. (надо продолжить ряд, подбирая слова с приставкой пре- или при-).
После выполнения задания проверяем вместе и ещё формулируем правильно.
Упражнение № 2
Стереть с лица земли.
Разнести в щепки.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
Закусить губу.
Набрать в рот воды.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
Пятое колесо в телеге.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
Класть в карман.
Запускать лапу.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
Мозги набекрень.
Не все дома.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
Подставлять подножку.
Становиться поперек дороги.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
Петь дифирамбы.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
Справка: пр..градить дорогу;
пр..брать к рукам;
пр..дать огню и мечу;
пр..кусить язычок;
пр..возносить до небес;
не пр..шей, не пр..стегни;
из – за угла мешком пр..битый.
Учитель:
Прочитайте фразеологические обороты и справку к ним. Сформулируйте задание (к каждой группе надо добавить подходящие по смыслу фразеологические обороты, вставить пропущенные буквы)
Выполняем задание.
Назовите группы, в которых есть в каждом фразеологическом обороте, хотя бы одно слово с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (ответ 1 и 6).
Учитель:
- Расскажите о написании этих слов.
Стереть – стер
Подставлять – подставил
Земли – земли
Дороги – сочет. оро
Словарно – орфографическая работа.
На доске записаны пары слов:
пр..вет,
пр..увеличил
п..р..зовел,
п..т..лок
пр..ломть,
пр..давать (добавлять)
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. С каким, вы определите, выполнив несколько заданий.
- Прочитайте слова. Первый слог нового слова – это первый слог одного из слов первой пары. Он не является в нем приставкой. Какой это слог?
(Это слог при первый слог в слове привет. Здесь нет приставки. В слове преувеличить – пре-, она близка к слову очень)
Учитель:
- Второй слог нового слова – это второй слог в одном из слов второй пары. В нем есть приставка. Какой это слог?
(Это слог ро- в слове порозовел, в котором есть приставка по-. В слове потолок приставки нет).
Учитель:
- Третий слог нового слова является корнем в слове с приставкой при- третьей пары. Какой это слог?
(Это слог да. Он является корне в слове с приставкой при. Это слово придавать).
Учитель:
Какое составили слово? Природа
Учитель:
- Как вы понимаете значение слова природа?
- Обобщая можно сказать, что природа это человек и среда его обитания, планета и животный мир, и растительный мир. Это значение слова в широком смысле. В узком – это место, где люди любят отдыхать (поля, леса, горы).
Упражнение № 3.
Музыка в траве пр..утихла. Мелкая листва облетела с пр..брежных лозин. Ветер осторожно пр..гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр..задумался, затуманился.
В августе в родной природе улавливались пр..меты наступающей осени. В этих пр..метах нежность и грусть. Проникновенно, пр..ятно, тревожно. Что – то пр..поднесет нам осень?