Просмотр содержимого документа
«Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени»
Урок № 21 класс: 7 дата:__________
Тема: «Гласные в причастиях перед нн»
Цель: создать условия для открытия новых знаний, составить алгоритм написания гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и научить применять его
Задачи:
- обучающие: формирование умения верно писать гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
-развивающие: развитие логического мышления учащихся;
–воспитательные: развитие чувства ответственности, формирование познавательного интереса.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Создание проблемной ситуации.
1. Хорошо замешенное тесто — оказаться замешанным в неприятную историю.
2. Выкаченный из сарая велосипед — выкачанная из цистерны нефть.
4. Подстреленная птица — хорошо пристрелянная цель
В чем разница? (Разные суффиксы: -енн, -а+нн, -я+нн)
Актуализация знаний.
От глаголов какого вида образуются причастия пршедшего времени? (И действительные, и страдательные — от глаголов совершенного и несовершенного вида)
От переходных или непереходных глаголов они образуются? (Страдательные причастия и настоящего, и прошедшего времени образуются только от переходных глаголов).
Что вы знаете о написании безударной гласной перед суффиксом -вш в действительных причастиях прошедшего времени? (Перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени пишем ту гласную, что и в глаголе прошедшего времени, от которого причастие образовано, или проверяем по инфинитиву).
Вставить пропущенные гласные (по цепочке, объясняя):
Подта...вший снег, почу...вший добычу, замет...вший нас человек, давно наскуч..вший разговор, стро...вшийся на берегу санаторий, се...вший редкие растения, беспоко...вшаяся о здоровье ребенка мать, слыш...вшаяся вдали песня.
5. Открытие новых знаний
Что же нужно знать для решения проблемы: написание гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени ? (Условия выбора в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени гласных а, я, е перед н и нн )
Как вы думаете будет ли действовать правило написания безударной гласной перед суффиксом -вш в действительных причастиях прошедшего времени применительно к страдательным причастиям прошедшего времени?
Выполним задание письменно : Образуйте от приведенных ниже глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы и гласный, производящий основы. Отдельно собери глаголы, от которых страдательные причастия не образуются, объясни, почему (на экране слова):
( Самопроверка после открытия правильно записанных причастий, т. е.: Оглушенный, прочитанный, брошенный, купленный, окруженный, засеянный, сорванный, подаренный, нарисованный, украшенный, воспитанный
Нельзя образовать: бросать, покупать, окружать- причина в ударении, которое падает на -ать и остается неизменным в образованных от данных глаголов причастий . (Подготовленный ученик рассказывает о данном языковом явлении).
- Как взаимосвязаны инфинитив и гласная перед НН и Н? Что происходит с конечной гласной основы глагола в неопределенной форме перед суффиксом -енн (ЁНН)? (Обычно отсекается, например: укрепить - курепленный).
Учащиеся самостоятельно формулируют закономерности написания гласных перед н и нн в страдательных причастиях.
Составляем алгоритм:
Причастия: -а+НН(Н), -яНН(Н) ------- от глаголов на -ать, -ять я+НН(Н)
-ЕНН(Н), ЁНН(Н)-------------- -ить, -еть
Обращаемся к учебнику «Теория», читаем §15, убеждаемся в верности собственных выводов, отвечаем на на вопросы:
1) Какие буквы пишутся перед нн и н?
2) Почему необходимо находить форму инфинитива?
Уделяем внимание графическому обозначению орфограммы.
6. Развитие орфографических умений (Отработка умений и навыков. Формирование действий по алгоритму. Введение новых знаний в систему изученного материала).
Учимся находить слова с изученной орфограммой. Выполняем упражнение
Обозначаем условия выбора гласной перед н и нн
Делаем вывод о том, что необходимо учитывать, что страдательные причастия и настоящего, и прошедшего времени образуются только от переходных глаголов (на предыдущем уроке мы повторили данную тему)
Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.
Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка, заброш_нный замок, взлеле_нный матерью, прикле_нный к стене
7. Подведение итогов. Рефлексия
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
- Что на уроке вы узнали нового?
- Что вы считаете самым трудным в этой теме? – Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?