kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности учителя: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ»

Конспект урока русского языка в 5 классе

по теме «Гласные в приставках пре- и при-»


Цель деятельности учителя: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-


Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся усваивают правило о правописании приставок пре- и при-, обозначают приставки в словах, выбирают из орфографического словаря и других источников слова с приставками пре- и при- , значения которых трудно определить;

метапредметные: обучающиеся должны уметь определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты,

личностные: обучающиеся развивают уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.


Ход урока.


1этап. Организационный момент.

1). Приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетради даты.

2).Взаимопроверка домашнего задания по эталону.

-Дома вы выполняли упражнение 630. При написании каких приставок вам приходилось решать орфографическую задачу? (Правила написания приставок, оканчивающихся на З-С)

-Каким алгоритмом вы пользовались?

(1-ый шаг – определяем букву в начале корня: гласная, звонкая или глухая.

2-ой шаг – вспоминаем правило – перед гласной и звонкой согласной корня в приставке пишется звонкая согласная З, перед глухой – глухая согласная С.

3- ий шаг – записываем приставку в слове.)

-Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу на экране.

Слайд 1.

Безответный, безграмотный, бессильный, безобидный, бездеятельный, беззаветный, безвкусный, бесконечный, бескрайний, бессердечный.

В лист самоконтроля за домашнее задание впишите балл, поставленный вам одноклассником, сверьте со шкалой отметок:

нет ошибок – 5 баллов;

1-2 ошибки -4 балла;

3-5 ошибок -3 балла;

6 и более – 2 балла.


Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично высказываться по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками,

познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства,

регулятивные УУД: планировать последовательность действий, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку знаний в форме сличения результата действия с заданным эталоном.


2 этап. Актуализация знаний (создание мотивации к учебной деятельности).

- Из данного текста выпишите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

1) неизменяемые приставки;

2) приставки, заканчивающиеся на З-С.

Один учащийся у доски.

Слайд 2

Солнце выглянуло еще раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Все изменилось и приобрело мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки низко пролетели над землей. Вспыхнула молния. Над головой раздался гул.

- Проведите самопроверку работы, сверяясь с эталоном.

Слайд 3

1 столбик – выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетели;

2 столбик – изменилось, вспыхнула, раздался.

- Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик, ни во 2-ой?

Слайд 4. Приобрело.

- Почему? (Приставку при- нельзя записать в наши столбики, потому что она к неизменяемым и приставкам на З-С не относится.)


Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства;

регулятивные УУД: планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самопроверку. самокоррекцию знаний.


3 этап. Подготовка к изучению новой темы (создание проблемной ситуации).

- Сегодня утром на имя нашего класса пришло сообщение. Но, видимо, случился сбой в системе, и некоторые буквы куда-то исчезли. Все же давайте попробуем прочитать его и восстановить потерянные буквы.


Слайд 5

-Пр...бываем в Волжский на автобусе, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом пр…ставки Пре- и При-


- В какой морфеме отсутствуют буквы? ( В приставке.)

- Сможем ли мы сразу правильно записать приставки? (Нет.)

- Почему возникла орфографическая задача при выборе гласной? (На приставку не падает ударение, гласная стоит в слабой позиции, следовательно, надо знать правило выбора гласной в приставке.)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках пре- и при-)


Слайд 6. Тема урока «Гласные в приставках «пре- и при-»

-Текст сообщения лежит у вас на парте. А зачем нам нужны знания об этих приставках? (Они не только помогут нам сегодня восстановить пришедшее сообщение, но и очень пригодятся в дальнейшем, в том числе и на экзаменах по русскому языку.)

- В конце урока, я думаю, мы сможем правильно записать буквы в этом сообщении.


Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

познавательные УУД: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать аналитические умения,

регулятивные УУД: уметь ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

личностные УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


4 этап. Изучение нового материала (наблюдение, анализ языковых закономерностей, вывод).

- Сегодня на уроке мы проведем небольшое исследование и узнаем, при каком условии надо писать пре-, а когда при-. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого из вас.


ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» ( На доске и на партах учеников - пустые таблицы. Заполнение их происходит во время прослушивания сказки).




А сейчас послушаем сказку не простую, а лингвистическую.


Жили-были две приставки Пре- и При-. Приставка Пре- была очень добрая и очень мудрая. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень мудрая – премудрая.


- Какие слова с приставкой пре- встретились в данном тексте? (Предобрая. премудрая.)

(Ученики называют, а учитель вносит слова в таблицу.)

-При каком условии пишется приставка ПРЕ-? (Если ее можно заменить словом «очень»)


Приставка Пре- была дочкой приставки Пере-. Она была очень похожа на мать. только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.


- Какие слова с приставкой пре- встретились в этом тексте? (Прервать, преступить.) Вносим в таблицу.

-В каком еще случае пишется приставка Пре-_? (Приставка Пре- =Пере- )


-Приставка При- была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.


- Какие слова с приставкой при- встретились в этом тексте? (Приляжет, присядет.) Вносим в таблицу.

-Какое же значение имеет приставка при- в данном случае? (Все делается не до конца, чуть-чуть, действие неполное.)


К тому же приставка При- была наблюдательной. Она заметила, что если человек идет пешком и к чему-то приближается, то говорят «пришел», о коне скажут «прискакал», о черепахе – «приползла», а Колобок вообще «прикатился».


- Какие слова с приставкой при- вы нашли? (Пришел, прискакал, приползла, прикатился.) Вносим в таблицу.

-Какое же значение имеет приставка при- в этом случае? (Приближение.)


Однажды приставка При- побывала на уроке технологии. Девочек там учат пуговицы пришивать, а мальчиков – гвозди прибивать.


- Какие слова с приставкой при- вы нашли? (Пришивать, прибивать.)

-Какое же значение имеет приставка при- в этом случае? (Присоединение.)


А еще приставка При- любит все сравнивать. Привокзальная площадь огромная, пришкольная территория не такая большая, а приусадебный участок у ее бабушки совсем маленький.


- Какие слова с приставкой при- вы нашли в тексте? (Привокзальная, пришкольная, приусадебный.)

-Какое значение имеет приставка при- в этом случае? (Близость к чему-либо, ее можно приравнять к слову «около».


-Тут и сказке конец. Будем считать, что наше знакомство с приставками ПРЕ- и ПРИ- состоялось. Мы с вами заполнили таблицу. Сделаем вывод, когда пишется приставка пре-, а когда при-?

Учащиеся делают вывод, опираясь на таблицу, определяют алгоритм действий. Чтобы правильно написать гласную в приставках пре- и при- необходимо:

1) определить значение приставки (4 значения для приставки при- и 2 для приставки пре-); 2) в соответствии со значением выбрать гласную е или и.

При затруднении обратиться к словарю


Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

познавательные УУД: уметь находить и выделять необходимую информацию в тексте;

регулятивные УУД: уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.


5 этап. Первичное закрепление (выполнение аналитических упражнений).

-1).Объяснительный диктант. ( Учащиеся пишут в тетрадях, 1 ученик, записывая слова на доске, комментирует правописание новой орфограммы).

Привязать, пристроить, приземлиться, прибежать, предлинный, прехорошенький. присесть, привстать, преграда.

- 2). Работа с текстом упражнения № 649

- Прочитайте текст. К какому стилю его можно отнести?

-Какие средства выразительности речи использует автор? (Олицетворения, эпитеты).

-Объясните лексическое значение слов «притулились» (прижались) и «причитали» (плакали).

-Объясните правописание приставок в этих словах и подберите к ним синонимы.


Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

познавательные УУД: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценить качество и уровень усвоения нового и уже изученного материала.


6 этап. Дальнейшая отработка знаний и умений.

-1). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – упражнение №646.

Оценка вписывается в листок самоконтроля

Слайд 7


Приближение

Присоединение

Расположение вблизи

Неполнота действия

прилететь

приземлиться

приуралье

приостановить

приплыть

приклеить

приморский

приглушил


припаять


приподнять


-2).Восстановление текста сообщения.

Впишите недостающие буквы в текст и объясните свой выбор.

Сверьте с образцом


Слайд 8

«Прибываем в Волжский на автобусе, приходящем ровно в 10.00 на пригородный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем приступить к работе.

С пламенным приветом приставки Пре- и При-



Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

познавательные УУД: уметь осуществлять контроль и давать оценку процессу и результатам деятельности;

регулятивные УУД: осуществлять контроль и проверку знаний в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона


7 этап. Подведение итогов урока.

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ее достичь?

-Каким способом? Восстановите алгоритм действий. ( Чтобы правильно написать гласную в приставках пре- и при- необходимо:

1) определить значение приставки (4 значения для приставки при- и 2 для приставки пре-); 2) в соответствии со значением выбрать гласную е или и.

При затруднении обратиться к словарю

- Где можно применить новые знания?


Отметки за урок поставьте себе в листах самоконтроля. Тот у кого 10 баллов , получает «5», у кого 8-9 баллов «4», 6-7 баллов «3».


Нарисуйте смайлик, передающий ваше отношение к сегодняшнему уроку.

Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;

познавательные УУД: уметь структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

регулятивные УУД: уметь осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

8 этап. Задание на дом.

При выполнении задания обязательно используйте таблицу, которую мы составили в классе, и прочитайте параграф №54.

Письменное задание по выбору:

  1. кто еще не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, выполнит упражнение №646,

2) кто научился различать значения приставок пре- и при-, составьте словарный диктант из 10-12 слов на изученную сегодня тему.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ

Автор: Карпова Елена Александровна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Технологическая карта к уроку русского языка по ФГОС  в 5 классах на тему: "Буквы е, и в приставках пре-­, при­- ". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassakh-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-pristavkakh-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "246939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446478261"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 6 классе на тему: "Буквы -е, -и в приставках пре-­, при-"­ . "
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-6-klassie-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-pristavkakh-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "246962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446479527"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по русскому языку "Гласные в приставках пре - и при-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaporusskomuiazykuglasnyievpristavkakhprieipri"
    ["file_id"] => string(6) "321686"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461348467"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Разработка урока "Правописание гласных в приставках пре- и при-" "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-uroka-pravopisaniie-ghlasnykh-v-pristavkakh-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "144499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418738175"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- ""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_glasnyie_v_pristavkakh_prie_i_pri"
    ["file_id"] => string(6) "360652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479643834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства