Просмотр содержимого документа
««Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных»»
Разработка урока по русскому языку в 6 классе.
Тема: «Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных»
Автор:учитель рсского языка и литературы МОБУ СОШ №14
ГО г.Нефтекамск РБ Тимиргалиева Флюра Уразметовна
Тип урока:работа с информационным материалом.
Технология:развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цели: 1)формировать знания об образовании существительных с помощью суффиксов-ок,-ек,-онок,-еньк и др. в условиях выбора в них гласных о-е после шипящих под ударением с использованием технологии критического мышления;
2)воспитывать умение внимательно слушать и слышать,уважать другое мнение,поддерживать других и быть к ним благожелательными;
3)развивать критическое мышление,языковое чутье,чувство красоты языка,умение работать в команде,видеть в слове данную орфограмму.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Доброе утро! Сегодня у нас в это прекрасное утро в этом уютном классе открытый урок.Здесь присутствуют гости.Мы должны с вами показать,как умеем работать на уроке,свои способности,знания.Чувствуем себя уверенно,свободно.Итак,начинаем.
А начнем мы с проверки домашнего задания.Письменную часть задания проверили ответсвенные по группам.Все выполнили?.(1,2,3,4,5 группы?)Собираем тетради.Домашнеее задание было несложным,должны были справиться все. Устную часть домашнего задания проверим в ходе работы по перфокартам.Вы дома повторили тему(какую?)ответ:»О-е после шипящих в корне и в окончании».Все готовы к работе?
II.Повторение(работа по перфокартам)
1.Багажом 7.Крышей 13.Дачей 19.Борщом
2.Желудь 8.Шорох 14.Решетка 20.Крыжовник
3.Плащом 9.Пальцем 15.Ножом 21.Солнцем
4.Шепот 10.Желтый 16.Шоссе 22.Шоколад
5.Тучей 11.Со свечой 17.Огурцов 23.Птицей
6.Шелк 12.Почет 18.Капюшон 24.Черточка
Взаимопроверка,работа над ошибками.Составить словосочетания со словами,в которых допущены ошибки.Критерии оценки записаны на доске:
0 ошибок-«5»
1-2ошибки- «4»
3-4ошибки- «3»
5 и более-«2»
Сколько «5», «4», «3», «2»-?
III.Стадия вызова.Результаты повторения показали,что вы готовы приступить к изучению новой темы,так как она неразрывно связана с темой повторения.Но для этого мы с вамидолжны вспомнить:по каким ступенькам языкознания уже прошли в этом году?(Фонетика,синтаксис,лексикология и фразеология,морфемика и словообразование).Что изучает фонетика?Синтак-
сис?Лексикология и фразеология? Словообразование?
А какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?Морфологию.Дайте определение морфологии.Морфология_это раздел науки о языке,изучающий части речи и их формы.
Оформим сказанное кластером.
М ОРФОЛОГИЯ
С УЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
С ЛОВО
Приставка е/ё ? о/е
жёлудь о/е ключом
искл.-о медвежонок солнцем
кусочек
шорох, шов ,капюшон и т.д.
В начале урока мы повторили орфограмму (какую?).Запишем это в кластере.Известно ли нам написание данной орфограммы в суффиксе?Нет.Это мы узнаем на сегодняшнем уроке.Итак, попробуйте сформулировать тему урока,записываем число,тему: «Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных.».Цели,которые мы ставим перед собой(называет учитель).
IV.Стадия осмысления.
Н а доске задание для наблюдения(прочитает 1 ученик):корешок,бумажонка,внучек,значок,пушок,зайчонок.
Сделайте вывод о правописании данных слов,посовещавшись в группах.Какая группа готова ответить?
А сейчас немного отдохнем.Физкультминутка.Инсценируем и проговариваем все хором:
Как на тоненький ледочек
Выпал беленький снежочек,
Выпал беленький снежочек,
Ехал Ванечка-дружочек.
Ехал Ваня поспешал,
Со добра коня упал.
Он упал,упал-лежит,
Никто к Ване не бежит…
Случайно ли выбрана данная потешка?(В данной потешке присутствуют слова с о-е после шипящих в суффиксах существительных)
Читаем учебный материал параграфа 41-сверяемся.Правильно ли мы рассуждали? Используем известный вам прием маркировки- составляем инсерт,заполняем таблицу.Работу выполняем в группах.Время ограничено.Какая группа справится быстрее?
«v»знаю
«+» новое
Вызывает сомнение
Тонкие и толстые вопросы
В корне:о,е
В окончании:о,е
1.В ^сущ.:о,е
Комочек
Медвежонок
2.Чередование в корнях
ч//к,ж//д
Нет ли исключений в правиле,во всех ли случаяхдействует правило?
1.уровень А(тонкий):когда в^сущ.пишется о,е?
2.Уровень В(толстый):как связаны морфология и словообразование?
Беседа по инсерту.Отчет групп по проделанной работе.1 гр.-«знаю»,2 гр.-«новое», 3 гр.-«вызывает сомнение»,4 гр.-«тонкие и толстые» вопросы,5 гр.-отвечает на эти вопросы.Остальные,пока отчитываются группы,дополняют записи,исправляют ошибки. «Толстый» вопрос зададим вместе.Молодцы,справились с инсертом.
V.Стадия рефлексии.Вернемся к кластеру.Какими деталями мы можем его уточнить?(написание о,е в ^сущ.,зависимость постановки выбора гласных о,е от ударения,кроме исключений в корне. Дополним кластер с учетом того нового,что мы узнали.
VI.Выполнение практического задания.Работа по карточкам.Каждой группе –индивидуальная карточка.Задания:
1)вставить пропущенные буквы;2)объяснить графически написание;3)составить устно предложения с данными словами. По цепочке выходим к доске и выполняем задания ,попутно записывая задание в тетради.Решите в группе порядок выхода к доске.После выполнения –совместная проверка.
Какие ^использованы в данном задании? Уменьшительно-ласкательные.Ласктельные-ласково, с любовью(-ик,-ек,-еньк,-онок-детенышей животных,уменьшительное значение может быть еще унижающим,пренебрежительным.Это-онк:книжонка,душонка,кепчонка.Кра-
сиво ли звучат эти слова?Приятныли они слуху? Нет.Ребята,постараемся не использовать данный ^в этом значении,чтобы не очернить красоту нашего языка.
I группа II группа III группа IV группа V группа
Родничок Петушок Горошек Лесовичок Пастушок
Овражек Медвежонок Стручочек Лужок Рожок
Мосточек Гребешок Чесночок Лесочек Петушок
Реченька Собачонка Лучок Пенечек Хлебушек
Дороженька Волчонок Артишочек Сучок Бычок
Составляем по 5-6 красивых предложений в группах(устно).Какие микротемы объединяют данные слова в группах?
Давайте запишем домашнее задание : составить со словами данной группы неболшой рассказ по данной теме. Проверить ответственным по группам.Переписать в тетрадь кластеры.
VII.Заключительный этап.
Итак,подведем итог урока.Возврат к кластеру.(Чтение нового-хором)
Мы достигли поставленных целей? Чему научились?
-Поставим общие оценки за усвоение навыков правописания орфограммы.Кто оценивает свои полученные сегодня знания на «5»-?, «4»-?, «3»-? Оценки по группам: «5», «4». А сейчас проверим ,как вы усвоили учебный материал.Работа с сигнальными карточками: о-желтый,е-красный.Поднимаем карточки соответствующей стороной,когда я буду читать слова с сегодняшней орфограммой: