Тема урока. ГЛАГОЛ. (обобщение)
Цели урока:
1.Обобщить знания детей о части речи глаголе.
2.Развивать мышление, речь учащихся, сравнивать и делать выводы.
3.Воспитание культуры, умение выслушивать и уважать мнение других.
ХОД УРОКА.
1.Девиз урока.(на доске)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
2. Определение темы.
- Сегодня у нас необычный урок. Предлагаю провести экскурсию по городу, название которого вы узнаете из стихотворения.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья.
И рожь в полях цветет.
- Как называется эта часть речи?
- Как вы догадались?
- Назовите глаголы.
3. Постановка цели.
- Город, в котором вы будете экскурсоводами, называется Глагольск.
- Как вы думаете, какие названия площадей, улиц должны встретиться в этом городе?
- О чем мы должны вспомнить, проводя экскурсию?
4. Актуализация знаний (Экскурсия)
-Сегодня вы экскурсоводы. Посмотрите на карту города и подумайте, что расскажите, используя условные обозначения. Я вам буду помогать.
- Наша экскурсия начинается с площади Неопределенной формы. Почему? (Это начальная форма)
- Всем, кто попадает на нее, задают вопросы. Какие? (что делать?, что сделать?)
- А дома, стоящие на этой площади имеют такие условные обозначения. Почему? О чем они говорят?
- От площади Неопределенной формы влево и вправо ведут 2 шоссе: шоссе 1 спряжения и шоссе 2 спряжения, вдоль которых располагаются удивительные замки.
-Что за условные обозначения у замков этих жителей?
- Шоссе 1спряжения переходит в шоссе 1спряжения – исключений. Кто живет в этих замках? (брить, стелить)
- Шоссе 2 спряжения переходит в шоссе 2 спряжения – исключений. Кто живет в этих замках? (гнать, держать, дышать и слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, вертеть)
- Шоссе привели нас к площади Времен, от которой отходят 3 дороги под названием: улица Будущего времени, улица Настоящего времени, улица Прошедшего времени.
- Почему дома имеют такие обозначения?
- Что можно рассказать о жителях этого города?
- Иногда к жителям города Глагольск могут приходить суффиксы СЯ и СЬ. В какую форму они превращают хозяев-глаголов? (Возвратную)
- Что нужно при этом помнить, чтобы показать свою грамотность?
(В неопределенной форме перед СЯ пишется Ь. А в настоящем и будущем времени Ь не пишется.)
- Как проверить, если вы встретились с глаголами не в домике?
4. Физминутка. Как изменяются глаголы?
- Если глагол изменяется по признакам, которые я назову, вы присядите, если не изменяется, вы хлопните в ладоши.
Глаголы изменяются
по временам,
по спряжениям,
по числам,
по лицам,
по падежам,
по склонениям,
по родам.
5. Правописание НЕ с глаголом.
- Вернемся к девизу нашего урока. С какой частицей не дружат глаголы?
- Что нужно помнить при ее встрече с глаголами?
6. Алгоритм для определения спряжения.
- По какому алгоритму надо работать, чтобы определить спряжение, если окончание глагола ударное? А если окончание безударное?
(на доске)
Ударение – неопределенная форма – суффикс – спряжение. (безуд)
Ударение – окончание – спряжение. (Ударное)
7. Тест.
1.Найди глагол II спряжения.
1) ночу.шь 3) полож.шь
2) раста.шь 4) хвата.шь
2. Где нужно вставить букву Е?
1) вер.те 3) ответ.те
2) люб.те 4) тян.те
3. Окончание какого глагола отличается от окончаний остальных?
1) они скле.т 3) они прос.т
2) они укол.т 4) они посад.т
4. Найди глаголы-исключения.
А) держать
Б) увидать
В) присмотреть
Г) обижать
1) а, б 3)б, в
2) а, в 4) а, г
5. Где нужно вставить букву И?
1)скуча.м
2) дремл.м
3) обид.м
4) бормоч.м
6. Где нужно вставить букву Е?
1 2 3 4
Дятел охраня.т птенцов в гнезде. Увид.т кукушку и гон.т. А та забира.тся в чащу.
8. Итог урока.
Глагол – это серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
Нам с вами в жизни только лишь успех.
9. Рефлексия и самооценка.
- Урок мне …, потому что …
- На уроке мне было (трудно, легко), потому что …
- Я работал …
- Мне надо …, чтобы …