Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблички с названием отделов, карточки с заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь.У нас сегодня необычный урок. Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости, которых мы поприветствуем. Во- вторых, наш урок будет проходить в нетрадиционной форме. А начать я его хочу с притчи.
Психологический настрой «Все в твоих руках». (слайд 2)
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
А чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу предложить вам провести его в форме деловой игры «Заседание редакционного совета» журнала «Начальная школа».
В журнале « Начальная школа» издаются уроки и различные статьи в помощь учителю и ученикам.
(слайд 3)
В нашей редакции будет работать три отдела: отдел писем, информации и публикации. Ваши тетради на сегодня будут ежедневниками, в которых вы будете делать соответствующие записи. Отделам писем, информации и публикации вам предстоит подготовить информационную статью к выпуску очередного мартовского номера нашего журнала. Я, как главный редактор, буду вам помогать.
О чем эта статья, вы должны догадаться.
Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (глагол!) (слайд 4)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.
- Отделы вы готовы? Заседание редакционного совета считаю открытым. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
И сейчас мы с вами должны обсудить, какую информацию необходимо опубликовать в нашей статье, чтобы она была познавательной, поучительной и доступной для учащихся начальной школы.
Рубрики для газеты: (слайд 5)
1. Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?
2. Как глаголы изменяются?
3. Что такое спряжение глагола?
4. Каким членом в предложении глагол является?
Оценивать нашу работу будет помогать листы оценивания.
Откройте свои ежедневники, запишите число.
2. Работа по первой рубрике«Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?»(слайд 6)
Учитель: Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?» расскажет отдел информации
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в начальной форме.
Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи?
Отдел информации:Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.
Фиксируют на постерах.
Задание (разноуровневые): На адрес нашей редакции приходит много
корреспонденции от школьников, которые просят помочь им разобраться в тех или иных вопросах.
В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый из вас возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол
Беседа - …
Завтрак - …
Работа - …
Рассказ - …
Чувство - …
3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
1)Труд человека кормит, а лень портит.
2) Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.
3) Что в других не любишь, того и сам не делай.
3. Работа по второй рубрике «Как глаголы изменяются ?» (слайд 7)
Учитель: Как изменяются глаголы расскажет отдел информации
Глаголы изменяются по временам и по числам.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а глаголы в прошедшем времени по родам в единственном числе.
Фиксируют на постерах.
Задание(по группам): Известные вам устойчивые выражения нужно заменить одним словом –глаголом. Изменить глаголы в неопределенной форме по временам и по числам.
Бежать со всех ног - торопиться
Водить за нос - обманывать
Распускать руки – драться
Зарубить себе на носу - запомнить
Витать в облаках – мечтать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. Работа по третьей рубрике«Что такое спряжение глагола?»
( слайд 8)
Учитель: О спряжении глагола нам расскажет отдел информации.
Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются только глаголы настоящего и будущего времени. Любой глагол относится к одному из двух спряжений. Есть глаголы 1 и 2 спряжения.
Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на – ИТЬ,
Исключая брить, стелить
И ещё смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья.
Их на –е спрягать нельзя.
Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.
Фиксируют на постерах.
Задание: В нашу редакцию в отдел писем пришло письмо от девочки, которая рассказывает о своих друзьях. Но в дороге письмо попало под дождь и некоторые слова непонятны. Необходимо узнать, чем же занимаются её друзья. Подобрать глаголы, соответствующие именам детей и определить спряжение.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля … (колет)
Поля … (полет),
Паша … (пашет),
Варя … (варит),
Валя … (валит),
Света … (светит),
Катя … (катит),
Тоня … (тонет),
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню,
Подрисую что-нибудь.
5. Работа по четвёртой рубрике «Каким членом в предложении глагол является?» (слайд 9)
Задание: Отделу публикациипредстоитработа с деформированным предложением (из слов звёзды, тёмном, зажглись, в, яркие, небе составить предложение, разобрать по членам предложения.)
(слайд 10)
6. Обобщение по всем рубрикам (индивидуальная работа)
(слайд 11, 12)
Глагол – это
а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Глаголы изменяются:
а) по временам и числам;
б) по родам и числам;
в) по падежам.
3. Что называется спряжением?
а) изменение глагола по падежам;
б) изменение глагола по родам;
в) изменение глагола по лицам и числам.
Каким членом в предложении является глагол?
а) определением;
б) сказуемым;
в) дополнением.
- Я, как главный редактор согласна с тем, что достаточно информации для выпуска нашей статьи и разрешаю готовить материал к печати. (слайд 13)
(слайд 14)
Домашнее задание (творческое): Подготовить памятку о глаголе
7. Итог урока (рефлексия)
- Лист оценивания.
- Заседание редакционного совета журнала считаю закрытым.