Просмотр содержимого документа
«Глагол. Закрепление темы.»
Урок русского языка в 4 классе
Учитель: Наумова Наталья Арнольдовна.
Тема: Глагол. Закрепление знаний.
Цель: повторение и закрепление изученного о глаголе
Задачи: 1.Систематизировать изученное о глаголе
2.Совершенствовать умения распознавать части речи, умения рассказывать о глаголе по плану.
3. Выяснить синтаксическую роль глаголов в предложении.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: средства ТСО, индивидуальные карточки, опорные схемы, иллюстрация.
Ход урока:
Организация комфортного и положительного микроклимата на уроке.
- Сегодня у нас необычный урок. Давайте улыбнемся друг-другу и нашим гостям. Что самое главное на уроке? (внимательно слушать, запоминать, помогать друг другу) Давайте-ка вспомним девиз наших уроков:
“Орешек знания твёрд, но все же
мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет простой девиз:
ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”
Актуализации полученных знаний (игра в мяч)
А) Какие самостоятельные части речи вы знаете?
Б) Какие служебные части речи вы знаете?
В) Что мы знаем о существительном?
Г) Что мы знаем о прилагательном ?
3. Объявление темы и цели урока
-Какая часть речи придает динамичность нашей речи, позволяет увидеть предмет в движении?
- Действительно, это глагол. Сегодня мы повторим с вами все, что мы знаем о глаголах (составление модуля).
Глагол.
1.Обозначает действие предмета.
2.Имеет неопределенную форму
3. Бывает совершенного и несовершенного вида
4. Изменяется по временам:
Прошедшее, настоящее, будущее (простое и сложное)
(по подам, числам) (по лицами, числам )
5. В предложении является сказуемым.
Словарная работа: дети записывают ответы, объясняя орфограммы.
А) Антоним к слову решительный (робкий)
Б) В русской сказке богатырь, а в казахской? (батыр)
В) Рыбки в аквариуме, а змеи? (в террариуме)
Г) Посуда, из которой пью чай и кумыс (пиала)
Д) Изделия из муки, продукт первой необходимости (хлеб)
Е) Учреждение, изготавливающее и продающее лекарства (аптека)
Ж) Единственная звезда, которую видно днём (солнце)
Теперь выпишите все выделенные орфограммы по порядку и прочитайте слово, которое у вас получилось.
БАРИБАЛ
(сделайте краткий фонетический анализ этого слова)
Какое интересное слово, что оно обозначает? (тихо звучит музыка, дети дают свои варианты ответов)
-Не догадались?
-Тогда послушайте загадку, может быть это вам поможет…
Загадка: Летом бродит без дороги, между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
-Правильно – это медведь!
-Барибал – это черный медведь, который живет в Северной Америке.
-Какие слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «Медведь»?
Я попрошу вас подобрать несколько прилагательных и глаголов к этому слову, чтобы лучше представить себе нашего гостя. (На доске записываются ассоциации детей).
-Давайте попробуем из этих слов составить предложение.
(записываем на доске несколько предложений, с последующим синтаксическим разбором и по частям речи )
-Наш североамериканский гость необычный медведь. Послушайте, как его написал в своих наблюдениях, натуралист-путешественник Альфред Брен.”…В Северной Америке живут барибалы – черные медведи. Они несколько мельче обычных бурых медведей. Их вы высота достигает 90 см, а вес 160 кг. Морда у этих медведей желтовато- бурая, а на груди небольшое белое пятно. Двигаются барибалы очень осторожно. Они в большей степени вегетарианцы: мясо едят мене охотно, чем другие медведи. Многие из них отличается поразительной сообразительностью, и хорошо поддаются дрессировке ”
-Вот такой интересный гость сегодня у нас на уроке.
Ребята, а какие глаголы вы услышали в тексте? Запишите их в тетрадь и определите их неопределенную форму.(Дети выполняют задание.)
-Об этом медведе написал маленький текст и один ученик 4 класса. Вот только учителя на уроках он видимо не слушал. Помогите ему исправить ошибки и запишите этот текст в тетрадь.
В чащи леса, среди высокай травы и цветущива кустарника бродит черный мидведь – барибал. Своей кагтистой лапой медведь лехко здерает кару с деревьев. Медведь отличаеца редкой сообразительностью и ловкостью. Медведь может влезть на высокое дерево.
Задание:
Исправить допущенные ошибки, выписать из текста глаголы и выполнить морфологический разбор этих слов.
Работа по учебнику упр № 124
Физминутка.
Мне очень хочется поставить вам отличную оценку за урок.
Приготовьте, пожалуйста, карточку номер1 и подумайте какое задание вам нужно выполнить?
У нас принято радушно встречать гостей. Давайте же и нашего гостя чем-нибудь вкусным. Загляните в карточку номер два. Если вы правильно выполните задание, вы узнаете, чем сегодня мы будем угощать нашего мишку.
–Что это? Это соты. Наш медведь – лакомка. Он очень любит ягоды и мед. Давайте наполним наши соты медом (дети раскрашивают соты в желтый цвет).
Наш урок подходит к концу и мне очень интересно узнать, что каждый из вас чувствовал на уроке? Что нового и интересного вы узнали? Какие умения вы сегодня приобрели?
Домашнее задание: Написать мини-сочинение о медведе.