Оборудование: изображения (вырезанные) цветика-семицветика (для оценивания работы учащихся); карточки, перфокарты, Учебник для 6 кл. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения, 4-е издан. перераб. / В.И. Зеленина. — Т.: «Sharq», 2017.
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала
Вид урока: дидактическая игра - урок-путешествие.
Формирование ключевых компетенций:
Компетенция личностного самосовершенствования: стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения.
Коммуникативная компетенция: умеет выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания в пределах пройденных тем
Национально - и общекультурная компетенция: умеет одеваться опрятно, придерживаться здорового образа жизни и культуры поведения.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я надеюсь, что сегодняшний урок закрепит ваши знания, а вы получите удовольствие от работы друг с другом.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. (5 мин.)
А теперь я попрошу вас всех, ребята,
Настроиться сегодня на урок.
Открыть быстрее классные тетради,
Записать число, классная работа
И тему нашего урока.
- Какова тема нашего урока – это вы попробуете определить сами.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет.
Чертит, пишет, иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам… (глагол).
- Итак, говорить сегодня мы будем о… Глаголе.
Наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим этот загадочный мир. А для этого понадобятся все те знания, которые вы уже приобрели.
- Куда же мы сегодня отправимся?
Осенью раздевается, а весной одевается. Как же это место называется?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем. - Лес.
Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех,
Читать, писать, играть – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех.
Определение целей урока (3 мин.)
Мотивация: - А нужно ли изучать нам эту часть речи? – ДА, ПОТОМУ ЧТО ГЛАГОЛ ВЫРАЖАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.
- Итак, сегодня на уроке мы вспомним знания о глаголе, также будем учиться употреблять их в речи с целью её обогащения, ведь глаголы, по подсчётам лингвистов – исследователей языка, после существительных (40% слов - существительные) занимают 2 место по употреблению (35% - глаголы).
Надеюсь, на вашу активность.
О ценивать вашу работу мне поможет цветик-семицветик. За каждый правильный ответ вы будете получать по цветику.
Повторение ранее изученного материала.
- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо получить допуск. Предлагаю вам выполнить небольшое задание - «Цифровой диктант», который даст вам определенный набор цифр, что и будет служит пропуском в весенний лес. (4 мин.)
Задание: Определите, верно ли каждое утверждение? Если вы считаете, что ДА, то ставьте цифру 1, если Нет – 0.
Я утверждаю, что во всех словах не с глаголом пишется раздельно:
Не свистел
Не шумел
Недоумевал 0
Не журчал
Негодовал 0
Код: 11010
Теперь обменяемся тетрадями и проверим получившиеся коды соседей.
Вывод:
- Что помогло вам правильно узнать код? ( знание правила не с глаголами: глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются).
- Ну всё, теперь мы готовы отправиться в путешествие в весенний лес.
Ну что ж, поехали.
Первая наша остановка - опушка Морфологии. (2 мин.)
- Морфология – наука о языке, которая изучает части речи.
- Вспомним, что обозначает глагол, и на какие вопросы он отвечает? -Действие предмета. Что делать? Что сделать?
- Слова, которые живут в лесу Глаголии, очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные.
Сами вопросы говорят, что всё вокруг движется, работает, творит!
- На нашем пути встретилось первое препятствие.
Игра «Перепутаница». (3 мин.)
- Проведём интересную зарядку ума. Кто как «разговаривает»?
Грач поёт
Воробей трезвонит
Кукушка каркает
Жаворонок кукует
Соловей чирикает
Журавль чивикает
Чибис курлычет
- Каждая самостоятельная часть речи имеет морфологические (грамматические) признаки.
- Перед нами новая преграда – дерево признаков.(2 мин.)
Каких признаков не хватает? - спряжение, число
Как называются эти признаки? - морфологические
На какие две группы делятся признаки? - постоянные и непостоянные
Непостоянные: Наклонение; Время; Лицо и число (в зависимости от наклонения) Род
- А теперь остановимся и чуточку отдохнём, а потом и поиграем.
Опушка Орфографическая и Синтаксическая. (4 мин.)
- Запишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные правила.
Объяснить орфограммы, пунктуацию, указать грамматическую основу, найти в предложении глаголы. Доказать, что это глагол.
Пришел апрель, и выглянуло из-за туч яркое солнце.
Чувствуют тепло птицы и поют свои чудесные песни.
Опушка Лексическая (5 мин.)
Прочитать выразительно текст.
1) Апрель — месяц пробуждения земли, бурного движения соков. 2) Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. 3) Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.4) Греются на солнышке скворцы. 5) С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки. 6) Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. 7) Многое услышишь в весеннем лесу. 8) На вершине высокой ели распевает дрозд. 9) Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли.
- О чем этот текст? – о весне.
- Выпишите глаголы: 1 ряд – из предложений 2, 3 (пахнет, надуваются)
2 ряд – из предложений 4,5 (греются, чирикают, поднимаются)
3 ряд – из предложений 9, 10 (услышишь, распевает, пищат, возятся)
О пушка творческая. (4 мин.)
Прибыли на опушку Творческая.
Весна, весенний лес волнует сердца многих русских художников. Перед нами картина Ильи Семёновича Остроухова «Ранняя весна». Всмотритесь в неё, почувствуйте весну.
- Что вы видите на переднем плане? - Стволы берёз, белый снег, вода.
- Что почувствовали, глядя на картину? – Радость
- В картине художник прекрасно передал свежесть природы, чистоту весны.
Упражнение 82. Спишите, вместо пропусков вставьте глаголы. (6 мин.)
Мы __ с лесником по мелколесью. Кое-где __ маленькие круглые оконца-колодцы.
- Родник, – __ лесник и __ ладонью прозрачную воду.
Из-под камня __ родник. Он __ в ручеёк, который весело __ на восток. Ручей __ и потом стремительно __ вниз. По склону горы он __ дальше. Несколько ручейков __ в один большой ручей, и он спокойно __ по равнине.
– Родник __ в реку, – __ лесник, – а река __ через матушку землю, через родину, кормит народ. Как складно __ – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.
Систематизация и обобщение знаний. (3 мин.)
Итак,
Возвращаемся.
В путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие -
Надо подвести итог.
- Какую часть речи мы сегодня повторили? – ГЛАГОЛ.
- Что обозначает глагол? – ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Какие признаки характерны для глаголов? – ПОСТОЯННЫЕ: вид, переходность, возвратность, спряжение. НЕПОСТОЯННЫЕ: наклонение, время, лицо, число, род.
Домашняя работа. (1 мин.)
Упражнение 83. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1. (Не)хотел котёнок мыт..ся – опрокинул он корытц.. . Часто умыва..т.. ся, а с водой (не)зна..т..ся. 2. (Не)лает, (не)кусает, а в дом (не)пускает. 3. Я старался (не)смотреть на него, но (не)мог (не)делать этого. 4. Я боялась (не)взлюбить его.
Подведение итогов: (2 мин.)
- Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна.
-Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку.
- Дорогие ребята. Спасибо вам за урок. Все были активными.