kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Глагол как самостоятельная часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала. Вид урока: дидактическая игра - урок-путешествие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Глагол как самостоятельная часть речи"»

Урок-путешествие

«Глагол как самостоятельная часть речи».

Цели урока:

Обучающая – обобщение и систематизация знаний о глаголе как о части речи.

Развивающая - наблюдение за выразительным использованием глаголов  в предложениях и текстах; обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, бережного отношения и любви к природе.

Методы: «Цифровой диктант», перепутаница, дерево признаков,

Оборудование: изображения (вырезанные) цветика-семицветика (для оценивания работы учащихся); карточки, перфокарты, Учебник для 6 кл. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения, 4-е издан. перераб. / В.И. Зеленина. — Т.: «Sharq», 2017.

Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала

Вид урока: дидактическая игра - урок-путешествие.



Формирование ключевых компетенций:

Компетенция личностного самосовершенствования: стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения.

Коммуникативная компетенция: умеет выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания в пределах пройденных тем

Национально - и общекультурная компетенция: умеет одеваться опрятно, придерживаться здорового образа жизни и культуры поведения.



Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я надеюсь, что сегодняшний урок  закрепит  ваши знания, а вы получите  удовольствие от работы друг с другом.



  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. (5 мин.)

        А теперь я попрошу вас всех, ребята,

        Настроиться сегодня на урок.

        Открыть быстрее классные тетради,

        Записать число, классная работа

        И тему нашего урока.

- Какова тема нашего урока – это вы попробуете определить сами.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет.

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам…  (глагол).

       

 - Итак, говорить сегодня мы будем о… Глаголе.

        Наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное.  

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но  я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим этот загадочный мир. А для этого понадобятся все те знания, которые вы уже приобрели.

        

- Куда же мы сегодня отправимся?

Осенью раздевается, а весной одевается. Как же это место называется?

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом.

Чудеса увидишь в нем. - Лес.

Глагол – это весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех,

Читать, писать, играть – и обеспечит

В конце урока непременно нам успех.



  1. Определение целей урока (3 мин.)

Мотивация: - А нужно ли изучать нам эту часть речи? – ДА, ПОТОМУ ЧТО ГЛАГОЛ ВЫРАЖАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

- Итак, сегодня на уроке мы вспомним знания о глаголе, также будем учиться употреблять их в речи с целью её обогащения, ведь глаголы, по подсчётам лингвистов – исследователей языка, после существительных (40% слов  - существительные)  занимают 2 место по употреблению (35% - глаголы).

Надеюсь, на вашу активность.

О ценивать вашу работу мне поможет цветик-семицветик. За каждый правильный ответ вы будете получать по цветику.  

        

  1.  Повторение ранее изученного материала.  

- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо получить допуск. Предлагаю вам выполнить небольшое задание -  «Цифровой диктант», который даст вам определенный набор цифр, что и будет служит пропуском в весенний лес. (4 мин.)



Задание: Определите, верно ли каждое утверждение? Если вы считаете, что ДА, то ставьте цифру 1, если  Нет – 0.  

Я утверждаю, что во всех словах не с глаголом пишется раздельно:

  1. Не свистел                            

  2. Не шумел

  3. Недоумевал     0                                          

  4. Не журчал  

  5. Негодовал        0                                          

Код: 11010

        Теперь обменяемся тетрадями и проверим получившиеся коды соседей.

Вывод:

- Что помогло вам правильно узнать код? ( знание правила  не с глаголами: глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются).

- Ну всё, теперь мы готовы отправиться в путешествие в весенний лес.  

Ну что ж, поехали.  



Первая наша остановка - опушка Морфологии. (2 мин.)

- Морфология – наука о языке, которая изучает части речи.

-        Вспомним, что обозначает глагол,  и на какие вопросы он отвечает? -Действие предмета. Что делать? Что сделать?

- Слова, которые живут в лесу Глаголии, очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные.

Сами вопросы говорят, что всё вокруг движется, работает, творит!

-  На нашем пути  встретилось первое препятствие.



Игра  «Перепутаница». (3 мин.)

        - Проведём интересную зарядку ума. Кто как «разговаривает»?

Грач                       поёт

Воробей                 трезвонит

Кукушка                каркает

Жаворонок            кукует

Соловей                 чирикает

Журавль                 чивикает

Чибис                     курлычет        



- Каждая самостоятельная часть речи имеет морфологические (грамматические) признаки.

  - Перед нами новая преграда – дерево признаков.  (2 мин.)

  • Каких признаков не хватает? -  спряжение, число

  • Как называются эти признаки? -   морфологические

  • На какие две группы делятся признаки? -  постоянные и непостоянные

- Каких признаков нет у глаголов?

 Род,           Склонение,           Падеж,   Неизменяемость.  

Морфологические признаки глагола:

Постоянные: Вид;   Переходность; Возвратность Спряжение;

Непостоянные: Наклонение; Время; Лицо и число (в зависимости от наклонения) Род

- А теперь  остановимся  и чуточку отдохнём, а потом и поиграем.



Опушка  Орфографическая и Синтаксическая. (4 мин.)

-        Запишите   предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные правила.  

Объяснить   орфограммы, пунктуацию, указать грамматическую основу, найти в предложении глаголы. Доказать, что это глагол.

  1. Пришел апрель, и выглянуло из-за туч яркое солнце.

  1. Чувствуют тепло птицы и поют свои чудесные песни.



Опушка Лексическая (5 мин.)

Прочитать выразительно текст.

1) Апрель — месяц пробуждения земли, бурного движения соков. 2) Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. 3) Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.4) Греются на солнышке скворцы. 5) С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки. 6) Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. 7)  Многое услышишь в весеннем лесу. 8) На вершине высокой ели распевает дрозд. 9) Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли.

- О чем этот текст? – о весне.

- Выпишите глаголы: 1 ряд – из предложений 2, 3 (пахнет, надуваются)

2 ряд – из предложений 4,5 (греются, чирикают, поднимаются)

3 ряд – из предложений 9, 10 (услышишь, распевает, пищат, возятся)



О пушка творческая. (4 мин.)

Прибыли на опушку Творческая.

Весна, весенний лес  волнует  сердца многих русских художников. Перед нами картина Ильи Семёновича Остроухова «Ранняя весна». Всмотритесь в неё, почувствуйте весну.

- Что вы видите на переднем плане? - Стволы берёз, белый снег, вода.

- Что почувствовали, глядя на картину? – Радость

- В картине художник прекрасно передал свежесть природы, чистоту весны.



Упражнение 82. Спишите, вместо пропусков вставьте глаголы. (6 мин.)

Мы __ с лесником по мелколесью. Кое-где __ маленькие круглые оконца-колодцы.

- Родник, – __ лесник и __ ладонью прозрачную воду.

Из-под камня __ родник. Он __ в ручеёк, который весело __ на восток. Ручей __ и потом стремительно __ вниз. По склону горы он __ дальше. Несколько ручейков __ в один большой ручей, и он спокойно __ по равнине.

– Родник __ в реку, – __ лесник, – а река __ через матушку землю, через родину, кормит народ. Как складно __ – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.



  1. Систематизация и обобщение знаний. (3 мин.)

Итак,

Возвращаемся.

В путь! Домой!

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтоб закончить наше путешествие -

Надо подвести итог.

        - Какую часть речи мы сегодня повторили? – ГЛАГОЛ.

   - Что обозначает глагол? – ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

  - На какие вопросы отвечает глагол?

   - Какие признаки характерны для глаголов? – ПОСТОЯННЫЕ: вид, переходность, возвратность, спряжение. НЕПОСТОЯННЫЕ: наклонение, время, лицо, число, род.



Домашняя работа. (1 мин.)

Упражнение 83. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1. (Не)хотел котёнок мыт..ся – опрокинул он корытц.. . Часто умыва..т.. ся, а с водой (не)зна..т..ся. 2. (Не)лает, (не)кусает, а в дом (не)пускает. 3. Я старался (не)смотреть на него, но (не)мог (не)делать этого. 4. Я боялась (не)взлюбить его.



Подведение итогов: (2 мин.)

 - Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна.

-Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку.

- Дорогие ребята. Спасибо вам за урок. Все были активными.  



До свидания!

Когда мы увидимся снова? -

Никто не ответит заранее…

Сказать остается два слова,

И мы говорим: “До свидания!”










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Глагол как самостоятельная часть речи"

Автор: Ережепова Роза Жолдасовна

Дата: 11.11.2019

Номер свидетельства: 526624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Из серии уроков "Глагол как самостоятельная часть речи""
    ["seo_title"] => string(55) "iz_serii_urokov_glagol_kak_samostoiatelnaia_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "505885"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1554294064"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Глагол как самостоятельная часть речи"
    ["seo_title"] => string(41) "glagol_kak_samostoiatelnaia_chast_rechi_1"
    ["file_id"] => string(6) "658859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1730537222"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок-спектакль по русскому языку на тему : "Части речи" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-spiektakl-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "108790"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403859748"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Урок русского языка по теме:ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ.  Используемая технология: урок-исследование. "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-priedstavliaiem-ieshchie-odnu-chast-riechi-ispol-zuiemaia-tiekhnologhiia-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "101207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства