Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах;
развитие самостоятельности;
развитие внимания, восприятия, умения наблюдать и делать выводы.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Форма проведения: урок в форме деловой игры “Заседание редакционного совета”, создание
кластеров по теме “Глагол”.
Ход урока
I. Организационный момент.
I I. Актуализация знаний. Определение целей урока.
Удивительная часть речи в нашем языке живёт: Кто что делает - расскажет: чертит, пишет иль поёт, вышивает или вяжет, или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит. Всё расскажет нам ... ГЛАГОЛ.
Наша цель: проверить знания и сделать вывод: достаточно ли у нас знаний о глаголе, чтобы изучать причастие. После повторения выпустить кластер.
(Каждая группа выбирает, на какую тему готовит кластер).
- Какие задачи поставим на урок?
Задачи урока (для обучающихся):
Научиться безошибочно писать окончания глаголов, еще лучше выучить глаголы-исключения и грамотно их писать:
- учиться работать в парах и в группах;
- систематизировать знания о грамматических признаках глагола;
- учиться контролировать и оценивать себя.
Оценить нашу работу помогут оценочные листы, которые мы заполним в конце урока
III. Работа над темой урока. Повторение теоретических сведений о глаголе.
Слово учителя.
Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры “Заседание редакционного совета. Создание кластеров”.
- Редакционному совету я предлагаю открыть отделы “Информации”, “Новостей”, “Рекламы”, “Лексики”, которым предстоит подготовить кластер для выпуска газеты, которая будет называться “Глагол” и поможет вам при изучении причастия.
Теоретическая пятиминутка.
Для того чтобы качественно выполнять работу, сотрудники всех отделов редакции журнала должны хорошо разбираться в теории.
- Давайте проведём пресс-конференцию!
Вы расскажите, хорошо ли вы знаете теорию о глаголе (Ученики задают вопросы друг другу).Перекрёстный блиц-опрос.
1. Что такое глагол? (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? В предложении является сказуемым).
2.Сколько видов имеет глагол и какие? (Глагол бывает двух видов: совершенный вид и несовершенный вид. Совершенный вид отвечает на вопросы с приставкой -с, несовершенный вид отвечает на вопросы без приставки –с).
3. На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы? (Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?)
4. От чего зависит правописание глаголов на -тся или -ться? Приведите примеры.(Если задать вопрос к глаголу и в вопросе есть мягкий знак, значит и в глаголе пишется мягкий знак, если в вопросе мягкий знак отсутствует, значит и в глаголе мягкий знак не пишется).
5. Что такое спряжение глаголов? (Изменение глаголов по лицам и числам (в настоящем и будущем времени) называется спряжением).
6. Сколько спряжений имеет глагол? (I и II спряжение имеет глагол).
7. Как определить спряжение глагола? (По окончанию в форме 3 лица множ. числа или по инфинитиву: -ут (-ют) – 1 спряжение, -ат(-ят) – II спряжение).
8. Как пишутся глаголы с шипящими на конце? (В окончаниях второго лица единственного числа всегда пишется ь). .
9. Как пишется частица -не- с глаголами? (Частица -не- с глаголами пишется раздельно).
10. Какую синтаксическую функцию выполняет глагол? (В предложении чаще является сказуемым).
Вывод: С теоретической подготовкой всё в порядке.
Значит, можно переходить к практической части нашего заседания.
IV. Работа в творческих группах.
Организация работы в группе (распределение обязанностей, получение заданий). Как нужно работать в группе, какие есть правила?
ПАМЯТКА “Как работать в группе”
Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища!
2. Умей каждого выслушать!
3. Не согласен – предлагай!
Для работы в группе придумайте условные знаки и зарисуйте их.
– прошу тишины,
– спасите,
– запутались,
– просим помощи,
– эврика!
Правила работы в группе
1. Выберите лидера группы.
2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.
7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
8. Лидер группы следит за временем.
- Я прошу вас распределить роли в группе, выбрать корреспондентов, редактора, который будет отчитываться о проделанной работе.
Каждая группа выполняет задания. После выполнения отчитывается редактор отдела. После выполнения заданий начинайте создавать кластер.
- Отделы прошу приступить к работе.
1. Деформированный текст (для всех отделов)
Весна.
1. Поч?ки начинают быстро наливат. ся и развёртыват. ся в з.лёные лист.я.
2. Д.ревья пробуждают.ся от зимнего сна и наполняются соками.
4. Ты вид.ш? кр.соту р.дной пр.роды и радуеш?ся наступлению в.сны.
1. Порт 2. Дом забор 3. Любишь браниться, умей и помириться
2. “Замени одним глаголом”
Бить баклуши-
Клевать носом -
Зарубить на носу-
Унести ноги-
Надуть губы-
Ломать голову-
Считать ворон-
Водить за нос-
Лексическая работа.
- Ребята! Чтобы отредактировать, подготовить материал к печати, редактору необходимо иметь большой словарный запас. Поэтому вы должны умело пользоваться синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.
- А что такое антонимы? синонимы?
1.Запишите синоним и антоним к глаголам.
Грустить –
Бранить –
Оформление кластеров.
Каждая группа ребят представляет отделы и защищает свои кластеры.
Кластеры получились полезными, информативными и научно-познавательными.
V. Итог урока. Рефлексия
Заполнение оценочных листов
Урок
Да
Нет
1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока
2. Умею работать самостоятельно с текстом
3. Умею составлять схему, модель правила
4. Умею применять правило при выполнении заданий
5. Умею работать в паре, в группе: не перебивать другого, выслушивать и уважать мнение других
6. Умею оценивать свою деятельность
САМООЦЕНКА ЗА УРОК
Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)
Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)
Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)
Всем спасибо за работу на уроке!
VI. Домашнее задание. $ 6, выполнить упражнение 35.