kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глагол как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глагол как часть речи (урок  повторения)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи»



Технологическая карта урока русского языка по теме:

«Глагол как часть речи» (ФГОС)

6 класс







Тема урока: Глагол как часть речи

Цели урока:

- актуализировать имеющиеся знания о глаголе как части речи; развить представление о грамматическом значении глагола;

- повторить морфологические и синтаксические признаки глагола;
- закрепить правило написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов, правило выбора буквы ь в глаголах на -тся и -ться.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное; интерес к изучению языка; стремление к речевому совершенствованию;

- позитивная моральная самооценка

Метапредметные УУД:

- извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; осуществление самостоятельного поиска информации с использованием Интернета;

Познавательные УУД:

- знать грамматические особенности глагола, уметь отличать их от других частей речи.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала.

Регулятивные УУД:

- оценивают достигнутый результат.

Предметные УУД

- знания о глаголе как о части речи (характеристики глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли),

Тип урока: Урок общеметодической направленности

Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, «мозговой штурм», побуждающий диалог.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.



п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I

Организационный момент

включение учащихся в деятельность

Включение в деловой ритм.

- Здравствуйте. Садитесь.

Подготовка класса к работе.

Л:самоопределение; Р:целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

II

Сообщение темы и цели урока

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Создание проблемной ситуации

- Наш урок сегодня необычный, мы не будем писать в тетрадях, у каждого из вас на партах лежат рабочие карты, подпишите их.

- Что изображено на картинке, представленной на рабочей карте? Что делают люди?



- Подберите синонимы к слову «разговаривать»

(общаться, беседовать, говорить, обмениваться мыслями)

2. Проверка домашнего задания.

- Обратимся к истории данного слова. Какой синоним к нему самый древний расскажет….


Сообщение подготовленного ученика.

Древним синонимом к слову «разговаривать» является слово «глаголить». В разговорном стиле речи оно не употребляется.

От старославянского слова «глаголить, то есть говорить» происходит слово «глагол». Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».

В художественном стиле встречается слово «глагол» у Пушкина:

И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.


- В каком значении в пушкинских строках употребляется слово глагол? Глаголом значит… словом

- Запишите в рабочую карту.


3. –Таким образом, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Определите тему урока…

- Давайте запишем… «Глагол как часть речи»


4. Работа с эпиграфом.

- Эпиграфом к уроку послужат слова А. Пешковского:

«Глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены».

- Как вы понимаете данное изречение? Выделите в нем ключевое слово.
Глаголы способны «оживлять», потому что с их помощью совершаются действия, мы узнаем, как всё происходит в этом мире.


5. - Таким образом, каково общее значение глагола?

Обозначает действие предмета.

- Оно вам было известно?

- Давайте теперь попробуем определить цель нашего урока.

Повторение изученного в 5 классе.


- У каждого из вас в рабочей карте есть таблица с Целями, отметьте в левой колонке напротив предложенных целей, чего бы лично вы хотели достичь на сегодняшнем уроке. Каждый из вас определяет свои цели на уроке, но помните при этом, что наша общая цель – это повторение.

- Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой, начиная со слов … Я хочу… Мне надо … Я смогу…


Цели (хочу, смогу, надо)


Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях


Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол, что обозначает


Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.


Вспомнить морфологические признаки глагола


Вспомнить фразеологические обороты и их значения.


Правописание мягкого знака в глаголах.











Определяют тему урока

Записывают число и тему


Записывают эпиграф.


Отвечают на вопрос





Выделяют и формулируют познавательную цель











Отмечают цели, которые хотели бы достичь в процессе урока.






Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

III

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

6. –Для достижения целей нашего урока выполним задание: вставьте подходящие по смыслу слова, используя ПРИЕМ «ИНСЕРТ»: по ходу чтения делайте пометки:

\/ - эту информацию я знаю;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация для меня не понятна.

Глагол-это часть речи, которая обозначает__________________и отвечает на вопросы______________________________.

Глагол в начальной форме имеет суффиксы______________________.

У глаголов в возвратной форме суффиксы_______________________.

Глаголы_____________спряжения имеют окончания -ешь, (ёшь), -ет, -ем, -ете, -ут, (ют).

Глаголы_____________спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

7. - В продолжение урока составим КЛАСТЕР на тему «ГЛАГОЛ» (кластер - технология, устанавливающая связи изучаемой темы). Для этого обратимся к учебнику на странице 100, прочитаем правило.



8. - Проверим наши знания, выполним УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРНО – НЕВЕРНО». Напротив выражений поставьте «плюс» или «минус».

8. УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРНО – НЕВЕРНО»

1. Глагол – это служебная часть речи.

2. Глагол обозначает действие предмета.

3. Все глаголы изменяются по лицам, числам и родам.

4. Глагол – склоняемая часть речи.

5. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.




Индивидуальное сообщение


























Отвечают на вопросы.


Составляют таблицу


Сопоставляют части пословиц


К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

IV

Проблемное объяснение материала

(Повторение и изучение нового)


обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

- Вспомним правописание ь у глагола

9. Работа с таблицей «Мягкий знак в глаголах».

Неопр. ф.

(что (с)делать?)

2-е л. ед. ч.

(ты что (с)делаешь?)

Повел.накл.

(что (с)делай(те)?)


__________________________

___________________________


_____________________


_____________________


___________________________


___________________________

ь не пишется:

_____________________________________________







Объясняют значение пословиц.


Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: формул-ние познавательной цели;

Л:формулирование проблемы

V

Первичное закрепление


проговаривание и закрепление нового знания

10. Закрепим знания. Найдите и подчеркните глаголы двумя чертами.

Образец. Смешной, смешить, смех, смешно, смеющийся, смеясь – (что делать?) смешить.

Желтый, желтеть, желтеющий, желтея, желтизна;

двигаясь, движущийся, движение, двигаться, двигатель, двигается;

зелёный, зеленеющий, зеленея, зелень, зелено, зеленеть;

крик, кричать, кричащий, крича, крикливый.


ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

– На какие слова, имеющие отношение к глаголу, вы обратили внимание? Назовите эти слова и определите части речи. (Это причастия и деепричастия).



11. Подберите к данным глаголам глаголы другого вида:

завершать -

объединять -

посещать -

улыбаться –



12. Определить время глаголов. Я читаю текст, а вы выписываете глаголы, определяете их время.

В пути много бед ждет перелетных птиц.

Стаю ласточек застал ураган над морем.

Свирепый ветер гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо.


13. Найдите конец пословиц, соедините их стрелками.

1. Не надо хвалиться,…

тот ничего не боится.


2. Кто хочет от жизни толку добиться,…

того горе боится.


3. Кто умеет веселиться,…

коли не знаешь, как рожь родится.



14. Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.:

  • обвести вокруг пальца;

  • зарубить на носу;

  • не спускать глаз;

  • пропускать мимо ушей.

(Обманываешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь).


Пишут под диктовку у доски.





Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

VII

Итог урока (рефлексия деятельности)

самооценка результатов деятельности

- Подведем итоги нашего урока. Вначале мы работали с картинкой, изображающей разговор людей, на протяжении урока мы с вами тоже разговаривали, определяли тему урока, его цель.

- Смогли мы достичь цели урока? Докажите на примере синквейна.


Рефлексия.

- Какие у вас сложились впечатления от урока?

Обменяйтесь рабочими картами, напишите пожелания друг другу в виде СМС- сообщения о том, как прошёл урок, оцените, насколько плодотворно работал одноклассник.


Осуществляют самооценку.

Расставляют себе баллы.

К: умение выражать свои мысли;

П: рефлексия

VIII

Домашнее задание


Читать теоретический материал

Повторить правила о правописании мягкого знака в глаголах, выписать из «Словаря пословиц и поговорок» 5 предложений с глаголами, в которых пишется мягкий знак.

Рассматривают задание.

Задают вопросы по выполнению.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Глагол как часть речи

Автор: Шевцова Надежда Александровна

Дата: 03.11.2022

Номер свидетельства: 616659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Глагол как часть речи "
    ["seo_title"] => string(26) "glaghol-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "154826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421219426"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект открытого урока на тему "Разбор глагола как части речи" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-razbor-ghlaghola-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "244841"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446021033"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Понятие о глаголе как части  речи"
    ["seo_title"] => string(40) "poniatiie-o-ghlagholie-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "256966"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448256174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства