Просмотр содержимого документа
«Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1
Проект урока
Составила и провела учитель Соловьева Ирина Алексеевна
Учебный предмет: русский язык
УМК «Гармония»
Тема урока «Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
- Познакомиться с глаголами – исключениями;
- Уметь находить их в тексте и научиться правильно писать их безударные личные окончания;
- Продолжить работу по изучению двух спряжений глаголов и упражнять в определении спряжения и запоминании личных окончаний глаголов;
- Искать и выделять необходимую учебную информацию, используя изученный алгоритм;
- Формировать уважение к родному языку;
- Развивать способности обучающихся к рефлексии.
Ожидаемые результаты
Предметные: знакомство с глаголами-исключениями; умение находить их
в тексте и учиться правильно писать их безударные личные окончания; работать над запоминанием личных окончаний глаголов.
Метапредметные:
Познавательные: определять грамматические признаки глаголов, наличие у глаголов двух спряжений на основе различий, проявляющихся в наборах личных окончаний глаголов; моделировать и использовать алгоритм определения безударных личных окончаний глаголов; устанавливать связи на основе аналогии свойств; строить рассуждения, делать и формулировать выводы; искать и выделять необходимую учебную информацию, используя имеющиеся знания.
Личностные: активное и сознательное усвоение нового материала; способность к самооценке; умение адаптироваться в сложной ситуации, анализировать, сопоставлять, обосновывать результаты своего труда.
Регулятивные: умение формулировать, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и осознавать то, что усвоено и применять для нахождения нового; умение планировать свою деятельность, действовать по алгоритму; самоконтроль.
Коммуникативные: учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога; умение слушать и слышать других, выражая свои мысли с достаточной полнотой и точностью; ориентироваться в своей системе знаний, обосновывая свои ответы.
Оборудование: Учебник Соловейчик М.С.Русский язык Ч.2 –Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014.; тетрадь-задачник к учебнику Часть 2;
индивидуальные пособия: таблица-подсказка алгоритма «Как не ошибиться в безударном личном окончании глагола?», табличка-стихотворение «Запомни глаголы-исключения!», таблица «Оцени свою работу на уроке»; таблица «Гимнастика для глаз»; компьютерная презентация.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы
Изучая самостоятельную часть речи глагол, обучающиеся познакомились с образованием неопределённой формы глагола, временами, спряжением глагола, а значит узнали о существовании двух наборов окончаний. В разделе «Обучение правописания личных окончаний глагола» (20 часов) отводится время и на ознакомление с темой «Глаголы-исключения».
Этапы урока и хронометраж
№ п/п
Этапы урока
Хронометраж
(мин.)
I.
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: осознанное включение учащихся в деятель- ность.
1
II.
Актуализация знаний.
Цель: повторение способов определения спряжений; алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов; выявление и обсуждение затруднений в использовании алгоритма.
5
III.
Постановка проблемы и учебной задачи.
Цель: поиск и решение проблемы; проговаривание темы и задач урока.
6
IV.
Физкультминутка
2
V.
Изучение нового материала.
Цель: уточнение характера нового знания через доказательство, что глаголы-исключения спрягаются, как глаголы II спряжения.
10
VI.
Домашнее задание.
Цель: обсуждение домашнего задания.
2
VII.
Первичное закрепление.
Цель: работая в парах, тренироваться в определении безударных личных окончаний глаголов по установленному алгоритму; дифференциация заданий по объёму и по уровню сложности для индивидуальной работы.
15
VIII.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: сформировать личную ответственность за
результаты деятельности.
4
Содержание урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое основание
I.Самоопределение к учебной деятельности
Цель: осознанное включение учащихся в деятельность.
Презентация: слайд 1
Девиз: Мало уметь писать -
Надо уметь думать и рассуждать.
Личностные УУД: формиро- вать мотивационную основу учебной деятельности; интерес к изучению родного
языка
II.Актуализация знаний
Цель: повторение способов определения спряжений; алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов; выявление и обсуждение затруднений в использовании алгоритма.
1). - Мы будем продолжать думать и рассуждать о самостоятельной части речи – глаголе.
- Что мы о глаголе уже знаем?
- У существительных 3 склонения, а у глагола?
- А зачем учёные распреде- лили глаголы в два спряжения?
- Давайте вспомним, а какими способами можно определить спряжение?
Гл.с безуд.оконч.--н.ф. --на ить или нет--спряжение------окончание.
Метод активации познава- тельной деятельности.
ПознавательныеУУД: искать и выделять необходимую учебную информацию, используя имеющиеся знания; устанавливать связи на основе аналогии свойств;
использовать необходимый для этого случая алгоритм.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний, обосновы- вая свои ответы, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УУД:
выделять и осознавать, то что усвоено.
III.Постановка проблемы и учебной задачи.
Цель: поиск и решение проблемы; проговаривание темы и задач урока.
1).- Продолжаем наше путешествие в страну Глаго-лию. Может найдём ещё что-то новое и полезное о глаголе.
- Работаем по задачнику стр. 36 упр.418. (Cм.Приложения
Приложение 5)
Прочитаем отрывок из стихотворения Маршака. - О чём он?
Словарная работа:
- Все ли слова вам понятны?
Какая часть речи?
- Как вы понимаете смысл слова? Как поступим?
Выполняем задания к этому стихотворению самостоятельно.
- Проверяем, что у вас получилось.
Какие глаголы не вызвали затруднений и сомнений?
- А какие глаголы не попали в наше правило?
Презентация: слайд 3
- Вспомним сказку про царя Глагола и его сыновьях Iспряжения и IIспряжения, как они распределили глагольный люд по спряжениям. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.
2). Вывод:
- Так какова тема нашего урока сегодня? Какой секрет русского языка мы открыли?
формировать мотивацион- ную основу учебной деятельности при выполнении домашнего
задания.
VII.Первичное закрепление.
Цель: работая в парах, тренироваться в определении безударных личных окончаний глаголов по установленному алгоритму; дифференциация заданий по объёму и по уровню сложности для индивидуальной работы.
Работа в парах.
- Открываем учебник на стр. 43 упражнение 424 и с помощью таблицы в задачнике стр.37 «Для дополнительной работы» выполняем упражнение.
(См.Приложения. Приложе-
ние 4,5)
- Работаете в парах по определению безударных личных окончаниях глаго- лов. Не забывайте о графе «Исключение или нет»?!
- Объясняя друг другу, закрепляем знание алгоритма. Каждый по 3 глагола.
Дети работают по таблице,
поочерёдно выполняют задание, комментируя свои действия, проговаривание.
Индивидуальное задание
слабоуспевающим
задачник стр.36 упр.421 с обязательной проверкой учителем. (См. Приложения.
Приложение 5)
Познавательные УУД:
искать и выделять необходи- мую учебную информацию,
используя изученный алгоритм.
Регулятивные УУД:
умение контролировать ре-
зультаты своей деятельнос- ти и деятельности партнёра,
вносить коррективы; осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.
Работа в парах. Речевое действие (взаимообучение).
Дифференциация по уровню сложности и объёму.
VIII.Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: сформировать личную
ответственность за результа- ты деятельности.
- Давайте подведём итог нашего урока.
Что узнали нового о глаголах?
-Давайте повторим глаголы-
исключения.
- Завтра мы продолжим работу над глаголами-исключениями и узнаем ещё кое-что новое о них.
- А теперь оцени свою работу на уроке!
Закончите предложение!
Презентация: слайд 7.
Спасибо всем за урок!
Молодцы!
Презентация: слайд 8.
В русском языке есть глаголы-исключения,
которые по неопределённой форме -ать, -еть, а спрягают-
ся по II спряжению.
Дети повторяют их по таб- личкам.
Сегодня я доволен работой, так как …
Не совсем доволен, потому что …
Не доволен своей работой, ведь я …
(См. Приложения. Приложе- ние 3)
Подведение итогов совместной и индивидуаль-
ной деятельности.
Регулятивные УУД:
выделять и осознавать то, что усвоено.
Коммуникативные УУД:
способность высказывать
собственное мнение; оцени- вать свою деятельность на
уроке.
Литература
- Соловейчик М.С. Русский язык: учебник для 4 класса. В 2 частях. Ч. 2. –
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
- Соловейчик М.С. Русский язык: Тетрадь-задачник 2 к учебнику для 4 класса.
Русский язык 4 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
- Поурочные планы к уч. М.С. Соловейчик, Н.Г. Кузьменко «К тайнам нашего языка» - Волгоград: Учитель, 2010.
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.