Тема: «Глаголы – исключения». Закрепление.
Цели и задачи урока:
познакомить с глаголами-исключениями;
научить распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания;
уточнить знания об особенностях глаголов 1 и 2 спряжения;
развивать умение распознавать глаголы – исключения в тексте и правильно писать их безударные личные окончания;
создавать условия для развития познавательных и творческих способностей, умений работать в группах, в парах и индивидуально;
формировать интерес к урокам русского языка, учить прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: экран, проектор, карточки с заданиями.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие. Создание ситуации успеха.
- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.
- А теперь вы все садитесь и друг другу улыбнитесь.
Я всем вам желаю хорошего настроения и успехов на уроке!
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Чистописание.
Эпиграфом нашего урока послужит пословица: «Кто много видит и слышит, тот много знает».
Как вы её понимаете?
Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. Запись даты.
Запись под диктовку.
Какой это текст? (описание)
Назвать все изученные орфограммы. Синтаксический разбор предложения (грамматическая основа, характеристика, схема).
Степь радостно пестрит цветами. Высоко в небе летят птицы. Весело поёт малиновка, свистят синички, стрекочет в траве кузнечик. Степь живет своей жизнью.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам -------- (ГЛАГОЛ)
Определите спряжение глаголов по алгоритму:
Прочитай глагол.
Определи ударное или безударное у глагола окончание.
Если окончание ударное, смотрим на букву в окончании: -е (-ё) -1 спр., -и – 2 спр.
Если окончание ударное и глагол в 3 – ем л. мн.ч , то окончания – ут, (-ют) – 1 спр., - ат (-ят) – 2 спр.
Если окончание безударное, ставим глагол в неопр.форму.
Если перед суффиксом – ть, стоит суффикс –и-, глагол 2 спр. Если перед – ть стоят суф. – а-, -я-, -у-, -е-, -о- 1 спр.
Физминутка
СТОЯ ВЫПРЯМИЛИ СПИНКИ
И СЛЕДИТЕ ВСЕ ЗА МНОЙ.
ПОКАЧАЛИ ГОЛОВОЙ.
РУКУ ПРАВУЮ ПОДНЯЛИ.
ЕЮ ДРУЖНО ПОМАХАЛИ.
ДВЕ РУКИ ТЕПЕРЬ СКРЕПИЛИ,
А ТЕПЕРЬ РАЗЪЕДИНИЛИ.
РУКУ ЛЕВУЮ ПОДНЯЛИ.
ЕЮ ДРУЖНО ПОМАХАЛИ.
ДВЕ РУКИ ТЕПЕРЬ СКРЕПИЛИ,
А ТЕПЕРЬ РАЗЪЕДИНИЛИ.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
А теперь поработаем в группе:
Каждой группе предложена карточка с нашей пословицей, которую мы писали в начале урока.
«Кто много видит и слышит, тот много знает».
Проспрягайте глаголы из пословицы:
Видит – видеть, слышит – слышать, знает – знать
| Ед.ч | Ед.ч | Ед.ч | Мн.ч | Мн.ч | Мн.ч |
1-е л | | | | | | |
2-е л | | | | | | |
3-е л | | | | | | |
Определите спряжение глаголов:
1 спр. 2 спр.
знает видит
слышит
ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
- Как думаете, к какому спряжению относятся эти глаголы? (В неопр. форме имеют суффикс Iспр., а в 3 лице множественного числа – окончания II.)
- Какой можно сделать вывод?
-Назовите тему урока. («Глаголы - исключения».)
-Сможете определить основную задачу урока? (учиться находить глаголы – исключения и правильно писать в них окончания).
- Что такое исключения? Как вы это понимаете?
ИСКЛЮЧЕНИЕ - особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются правилам, т.е. это – исключения из правил.
Попробуйте сформулировать правило.
Читаем стр.86, правило.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Стр. 88, упр.262. Как объяснить постановку гласной в окончании глагола?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ.
Напишите глаголы в единственном числе, укажите спряжение.
Рису…т, слыш…т, отвеча…т, дыш…т, дежур…шь, дыш…шь, завис…т, купа…т, помож…т.
РЕФЛЕКСИЯ.
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Заполните шкалу успеха.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Дидактич.материал стр.77, упр.156