Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола"»
Урок русского языка в 4 классе
Образовательная система «Школа 2100»
Учебник «Русский язык», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина,
Москва, Баласс, 2013.
Учитель начальных классов БОУ города Омска «Гимназия №115»
Соколова Ольга Васильевна
Тема урока:
«Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола».
Планируемые результаты:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:умениепринимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные:строить речевое высказывание в устной форме, использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные:работать дружно в паре, в группе, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
знание о том, какие глаголы называются глаголами-исключениями;
знание способов определения спряжения глаголов;
умение правильно определять спряжение глаголов, писать букву безударного гласного в окончании глаголов, графически объяснять её выбор.
Цели урока: познакомить с глаголами-исключениями, развивать умения определять спряжение глаголов, правильно писать букву безударного гласного в окончании глаголов, графически объяснять её выбор.
Технология: проблемно-диалогическая.
Конспект урока
Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
-Урок русского языка.
-Проверьте готовность к уроку.
-Я вижу, что вы готовы. У вас на партах лежат учебник, тетрадь, дневник, 2 ручки (зеленая и синяя) и раздаточный материал.
Молодцы! Мы можем начинать урок, желаю вам успехов!
-Распределите слова на группы в зависимости от спряжения. Запишите их в 2 столбика.
Проверка:
Ученик представляет свой ответ на доске, остальные высказывают своё мнение.
1спр.
2 спр.
рисует
подарит
идёт
гудит
шепчет
делит
смотреть
смотрит
-Что нужно было сделать?
-Что получили в результате?
-Какие глаголы относятся к 1 спр.? Почему?
-Какие глаголы относятся ко 2 спр.? Почему?
-Кто так же выполнил задание?
3. Постановка учебной проблемы.
-Были ли сомнения? Может, заметили что-то необычное?
Смотреть – н.ф. (гл.суффикс указывает на 1 спр.)
Смотрит – 3 лицо, ед.ч. (гласная и в окончании указывает на 2 спр.)
Спряжение – постоянный признак?
Как же так?
(Значит, это какие-то особенные глаголы?)
4.Формулирование проблемы, планирование деятельности
-Какой же возникает вопрос?
Как называются эти особенные глаголы?
-Подходят ли к ним известные нам способы определения спряжения?
-Можно сказать, что их как-бы исключили из правила?
-Предположите, как они могут называться?
Значит, какая тема урока?
-Что предстоит выяснить?
Как определить спряжение у таких глаголов?
-А какова цель урока?(Слайд) (познакомить с глаголами-исключениями, развивать умения определять спряжение глаголов, правильно писать букву безударного гласного в окончании глаголов, графически объяснять её выбор)
-Давайте конкретизируем цель и поставим задачи себе на урок? (Слайд)
Запомнить глаголы-исключения
Отличать их от других глаголов
Определять спряжение глаголов
Графически объяснять выбор буквы безударного гласного в окончании глаголов
-Как будем действовать?
Проведём наблюдение.
Открытие нового знания, формулирование правила.
Работа по учебнику стр.85, упр. 260
Спишите данные глаголы в таблицу и выделите глагольный суффикс перед -ть
Глаголы -
спряжение
спряжение
1
1
2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
-Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть глаголы?
-Проверим, так ли это?
-Проспрягайте один из глаголов. Работайте в паре.
слышать
ед.ч.
мн.ч.
1 лицо
слышу
слышим
2 лицо
слышишь
слышите
3 лицо
слышит
слышат
брить
ед.ч.
мн.ч.
1 лицо
брею
бреем
2 лицо
бреешь
бреете
3 лицо
бреет
бреют
-Выделите личные окончания. О чём они говорят? Значит, какого спряжения глаголы в 1 столбике? (2 спр.) А во 2? (1 спр.)
Подпишите столбики.
-Как нам проверить свои предположения? (по учебнику, стр.86)
Читаем в рамочке. Проверяем.
-Верно ли определили спряжение?
- Допишите название глаголов в табличке.
-Как у них определять спряжение, если известные способы не подходят? В рамочке так и сказано: «Запомни».
-В табличке на верхней строчке, что напишем? (Памятка или Запомни!)
Чтобы лучше запомнить 11 глаголов 2 спряжения, нужно выучить стихотворение:
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.
Слышать – (глагол-исключения, II спряжения
Слушать – I спряжения
-Как же можно определить спряжение глаголов? Составим алгоритм.
1. Ставим ударение, определяем какое окончание у глагола – ударное или безударное.
2.Это глагол-исключения?
3.Ставим глагол в н.ф.
-Сравните свой ответ с правилом на стр.87
Допишите в алгоритм заключение-вывод: (Слайд)
Проговорите в парах. (Слайд)
Развитие умений – применение нового знания (Самост. работа).
Учебник стр.88, упр.262
Проверка по слайду (+, -, ± ): (Слайд)
Подходит – (подходить-2 спр.)
Слышит – (слышать-2 спр., искл.)
Смотрит – (смотреть-2 спр. искл.)
Видит – (видеть-2 спр. искл.)
Бьётся - (1 спр.)
Носится – (носиться-2 спр.)
Плещет – (плескать-1 спр.)
Мутит - (2 спр.)
Хлещет - (хлестать-1 спр.)
Проверка по слайду
-Кто справился?
-Как удалось?
-В чем затруднения?
-Что ещё не получается?
7. Итог. Рефлексия.
-Чему учились на уроке?
Запомнить глаголы-исключения
Отличать их от других глаголов
Определять спряжение глаголов по алгоритму
Графически объяснять выбор буквы безударного гласного в окончании глаголов
-Что было трудным? Над чем ещё нужно поработать?
-Где нам могут понадобиться новые знания, которые мы сегодня открывали на уроке?