- Прочитайте задание к упр.100 - В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова? (формы слова) - Докажите. Игр а ть – игр а л а – игр а й те - Назовите формы слов в 1-й группе (н.ф., прош.вр., пов . ф.) - В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике? (н.ф.) - Что общего в форме слов 2-го столбика? (суффикс –л прош.вр.) - А чем различаются эти формы? (суффиксами) - Что общего в словах 3 – го столбика? (пов. ф.) - А в чем различие? (суффикс –И , - Й) -Что помогло вам сразу ответить на все вопросы? (знание глагольных суффиксов) - Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику. (1 – Т Ь, - ЧЬ,- ТИ - н.ф., 2 - Л - прош.вр., 3 – И,- Й пов. н.) - Запишите каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица - Выполните это задание самостоятельно. - Давайте проверим. - Игра ть – игр а ю, игр а ешь Крич а ть – крич у, крич ишь Бере чь – берег у, береж ешь Нес ти – нес у, нес ешь - Можете теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов? (потому что они образуют формы одного и того же слова) - Прочитайте задание к упражнению 101. - Запишите слова в столбик. - Над ними укажите часть речи. - От основ данных слов письменно образуйте глаголы. - Выделите глагольные суффиксы. - Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте. - С помощью чего от данных слов образовали глаголы? (с помощью суффиксов) - Каких? - Теперь выполним упражнение 102. - Прочитайте стихотворение. - Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. - Выпишите глаголы в повелительной форме столбиком, а рядом напишите форму настоящего времени 2-го лица мн.ч.: Выручайте – выруча Е ТЕ Берите – бер Е ТЕ Ловите – лов И ТЕ - Разберите эти глаголы по составу и поставьте ударение. - Назовите те формы глагола, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному (ловите – ловите) - Подчеркните их. - Какие глаголы выписали? - Какая у каждого из них форма н.в. 2-го л., мн.ч? - Покажите на доске, как вы разобрали глаголы по составу. - Теперь выполним упражнение 103. - Вам нужно будет списать текст, поставив глаголы в скобках в нужную форму – в форму прош.вр. - Так же нужно будет выделить глагольный суффикс и суффикс глагола прош.вр. - Проверьте, правильно ли вы выполнили это упражнение по эталону на доске. - Итак, сохраняется ли глагольный суффикс в формах прошедшего времени? - Какой вывод вы можете сделать по теме нашего урока? (глагольные суффиксы – а,-я,-и,-ы,-о,-е называются формообразующими и в основу слова не входят) |