«Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -л- в прошедшем времени»
«Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -л- в прошедшем времени»
Тема: «Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -л- в прошедшем времени».
Цели: Знакомство учащихся с образованием глаголов прошедшего времени; формирование умения выбирать орфограмму перед -л; употреблять в речи глаголы в прошедшем времени; закрепление навыков правильного написания окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Способствование совершенствованию речевых умений и навыков, развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы. Воспитание у детей любовь к русскому языку. Умение видеть и слышать прекрасное в природе, способствовать воспитанию культуры труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -л- в прошедшем времени» »
МАОУ «СОШ»№52 РБ
г.Улан-Удэ
Урок
Тема: «Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -л- в прошедшем времени».
Составила: Агафонова Людмила Ивановна
Тема: «Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -л- в прошедшем времени».
Цели: Знакомство учащихся с образованием глаголов прошедшего времени; формирование умения выбирать орфограмму перед -л; употреблять в речи глаголы в прошедшем времени; закрепление навыков правильного написания окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Способствование совершенствованию речевых умений и навыков, развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы. Воспитание у детей любовь к русскому языку. Умение видеть и слышать прекрасное в природе, способствовать воспитанию культуры труда.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ, ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- Проверить свою память. Прочитайте слова, записанные на экране, запомните их и запишите столбиком.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова.
- Кто остался доволен своей памятью?
-Что вы можете сказать про эти слова?
- Подчеркните то слово, которое считаете лишним. Объясните свой выбор /Ответы разные/
-Как надо изменить глаголы, чтобы нельзя было определить время, лицо, число.
1. Запись слов в тетрадь столбиком.
Смешишь
Желаешь
Заговоришь
Видишь
САМОПРОВЕРКА
Ответ с помощью сигналов (светофоров)
Это глаголы, все они стоят во 2 лице ед. ч. (пишется на конце – ь )
Слово заговоришь - единственный глагол совершенного вида с приставкой
/1-ый ученик/.
6. Слово видишь - глагол исключение 2 спряжения, в корне нет безударной гласной /2-ой ученик/.
7.-Слово желаешь - словарное слово, глагол 1 спряжения, которое определяется по начальной форме. /3-ий ученик/.
-Поставить глаголы в неопределенную форму.
2.Самостоятельная работа
- Разобрать глаголы по составу.
- Проверить работу, выполненную на доске, оценить ее, сверьте со своей.
- Запишите во второй столбик эти же глаголы, поставив их в неопределенную форму.
- Обратить внимание на глагольный суффикс -е- в слове видеть.
- Один ученик работает на ноутбуке около доски, остальные – самостоятельно.
Смешишь
Желаешь
Заговоришь
Видишь
Смешить
Желать
Заговорить
Видеть
3.Сообщение темы урока (дети сообщают тему урока)
- Сегодня мы продолжим знакомство с глаголами прошедшего времени.
Расскажите все, что вы о них знаете.
- Запишите в третий столбик глаголы в форме прошедшего времени;
желательно поставить их в разные формы и указать морфемы.
- Какую гласную надо написать перед -л-?
- Почему в остальных словах вы не встретили таких затруднений?
- Что мы еще знаем о глаголах прошедшего времени?
- Отвечают на вопросы: что делал? Что сделал? Что делали?
- Показывают, что действие произошло до момента речи.
б) видеть (что делать?) глагол несовершенного вида.
(Что делал?) видел.
- Гласную -е- .
- Гласные перед -л- находились в ударном слоге.
- Как узнать, какую гласную писать перед суффиксом -л- .
4.Наблюдение
- Прочитайте глаголы, записанные на доске, сравните их написание, сделайте вывод.
Слушать - слушал
Сеять - сеял
Бросит - бросил
Видеть - видел
- В каких случаях написание гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени является орфограммой?
- Как определить написание этой буквы?
- Дети называют в каждом слове суффиксы.
- Перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени пишется тот же суффикс, который стоит перед ТЬ в неопределенной форме глагола.
-Когда гласная перед -л- находится в безударном положении.
- Поставить глагол в неопределенную форму. Какая буква будет перед ТЬ, та же будет и перед суффиксом -л-
5. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Назовите глаголы, оканчивающиеся на - ЯТЬ. Таких глаголов не очень много, все они записаны в орфографических словарях.
- Многие вы изучите в старших классах. Сейчас запишем несколько из них и постарайтесь их запомнить.
1. Ответы детей.
2. Запись глаголов парами, с орфографическим проговариванием.
Сеять - сеял
Веять - веял
Реять - реял
Таять - таял
6. САМОСТЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Списать текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени.
- Слабым детям даются карточки со словами /спрятаться, укутать, серебриться, дремать/
- Наблюдение над употреблением глаголов в речи в прямом и переносном значении.
- Указать в словах текста все знакомые орфограммы и назвать глаголы в прошедшем времени, требующие проверки.
- Сделать синтаксический разбор четвертого предложения.
- Коллективная проверка.
- Снег укутал деревья. Дуб дремал в мохнатой шапке. На ветках берез серебрился белый шарф. Молодая елочка спряталась в сугроб. Не страшны деревьям мороз и холод.
а) Чтение предложений.
б) Выделение наиболее удачного глагола, объяснение его значения.
Ответ на вопрос, какие глаголы в прошедшем времени требуют проверки.