Психологическийнастрой. Под лежачий камень и вода… Мала пчелка, да и та… … безделью, а … рукоделью. Кто … труд, того люди … Муравей не велик, а горы … … — … и саночки … Цыплят по осени … Ребята чего здесь не хватает, давайте вставим нужные слова. А теперь проверим: Восстановленный текст: Под лежачий камень и вода течет. Мала пчелка да и та работает. Не учи безделью, а учи рукоделью. Кто любит труд, того люди чтут. Муравей не велик, а горы копает. Любишь кататься – люби и саночки возить. Цыплят по осени считают. Какой части речи вставляли слова ? Что можете о них сказать? Введение в тему: 1. Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить». 2. Глагол – это знаменательная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 3. Морфологические признаки: постоянные – глаголы имеют вид, спряжение; непостоянные – изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее), по лицам и числам (в настоящем и будущем), по родам и числам (в прошедшем времени). 4. Синтаксическая роль: в предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с существительным (подлежащим). 5. Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь… Актуализация знаний: Создание групп, защита проектов Коллективное поэтапное оформление информационного листа о глаголе. (Действие, вид, спряжение, возвратность, время, наклонение, число, лицо, переходность, род) Работа в группах: Составление кластера. Работа по вариантам: Задание 1. 1 вариант – кластер «Постоянные признаки глагола»; Задание 2. 2 вариант – «Непостоянные глагольные признаки». Ответить на вопросы по теме «Глагол» Работа с учебником стр.125,130.(упр.184) стр.131 Физминутка. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов «Кто что делает?» Повар — …, врач — …, учитель — …, ученик — …, баянист — …, художник — …, портниха — …, продавец — …, пекарь — …, ветер — …, гром — …, молния — …, трава — …, дождь — …, огонь — …, солнце — …, вода — … Работа с текстом: Работа с учебником 1 группа – упражнение 180 стр.126, 2 группа – упражнение 183, стр.129 Разноуровневые задания: Уровень 1: Записать по 5 глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Уровень 2:Вставить пропущенные буквы, определяя орфограммы: У каждого времени года своя музыка. Снего пом…рк. Веселой струйкой серебряные шарики т…ропятся скатит…ся с крыш. Мелодично п…ет, звонко тика…т капель. Тихо перезванивают…ся бьющиеся сосульки и вдребезги разбивают…ся, точно оброненный хрусталь. А в кустах слыш…т…ся частый звон серебряного колокольчика. Это заливают..ся овсянки. Солнечный луч всюду завод…т тихую музыку весны, а птицы, вода подп…вают ей, Уровень 3: Придумать небольшой рассказ на тему « Как я вижу свое будущее» Контроль знаний. Цифровой диктант: Учитель читает текст с глаголами, учащиеся в тетрадях ставят только цифры соответствующие временам глагола: 1 – настоящее время, 2 – прошедшее время, 3 – будущее время. Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сережки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Заблестят шальные весенние ручьи, наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К.Г.Паустовский) Самооценивание. Закрепление темы: Дискуссионная карта: Глагол – важная часть речи. Вы согласны? Яркая ли была у нас речь без глаголов? Согласны ли вы со словами А. Югова? Почему? Взаимооценивание Рефлексия. Домашнее задание. Написать сочинение-эссе «Обращение к глаголу», упражнение 194 стр.137 Тема: Правописание глаголов. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Глагол. Правописание глаголов”. Развитие орфографической зоркости, познавательной активности, навыков работы в группе, внимания, памяти, логического мышления. Воспитание коллективизма, взаимоуважения, ответственности за свои поступки, интереса к урокам русского языка. Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.
Эпиграф нашего урока - слова Л.Н. Толстого: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит, дать движение фразе”. Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы. Ход урока I. Организационный момент. Психологический настрой на урок. Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Формула удачи: Улыбка - настроение - вера в себя - результат. 2. Повторение пройденных тем. Темы: 1.Не с глаголами. 2.Правописание -тся и -ться в глаголах. 3.Гласная перед суффиксом Л в прошедшем времени. 4.Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения 5.Инфинитив 6. Наклонение глагола 3. Определение темы, цели урока. Как вы думаете, какова будет тема урока, и чем мы будем заниматься, исходя из проделанной работы? 4. Закрепление. 1.Тесты по теме “Глагол”. Учащиеся работают самостоятельно. 1. Глагол отвечает на вопросы: а) что делать? б) какой? в) когда? 2. Глагол как часть речи обозначает: а) признак предмета б) действие или состояние предмета в) предмет 3. Изменение глагола по лицам и числам называете а) спряжением б) склонением в) изменением по временам 4. Укажите ряд, в котором все глаголы 2-го спряжения: а) слышать, пилить, ждать б) видеть, говорить, мирить в) брить, гнать, смириться 5. Укажите ряд, в котором все глаголы 1-го спряжения: а) зависеть, брить, пищать б) сеять, держаться, хотеть в) стелить, сказать, стричь 6. Укажите ряд, в котором все глаголы несовершенного вида: а) сбежать, увидеть, глядеть б) работать, пилить, грабить в) рисовать, срисовать, надписать 7. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения: а) спешишь, не спеши, сходи-ка б) не уходи, сходил бы, уйди в) варю, буду варить, сварила 8. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени: а) ждал, опаздывал, нес б) будешь ждать, не опоздаю, уйду в) согнули, успели, запру 9. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие, возможное при каком-либо условии, но неизвестно, произойдет оно или нет: а) сослагательное б) повелительное в) изъявительное 10. Укажите неправильно образованную форму глагола: а) поезжай б) съезди в) ехай Тест ( правописание глаголов ) Задание .Внимательно прочитай и укажи строку ,в которой во всех словах пишется одинаковая гласная буква . И он дыш…т, увид…т, гоня..тся , раздел…т ; он распил..т, слыш…т, скач..т , гре…т ; он угон..тся , вылет..т , повер..т , объяв…т ; он услыш..т. вздрогн…т ,слуша…т ,поздрав..т . Е он колыш..т , ре …т . реша…т , осво..т ; он посе…т , чу…т , вкуша…т , кол…т ; он кат…тся , утеша …т , кле ...т , та…т; он упуст..т , пове…т , затее…т , стел…т . Ю 1.они вод..т . клее….т ,бре…т , та…т ; 2.они стро…т , бор..тся , высп …тся ,обве …т; 3они слуша…т, дремл…т , гон…тся, леле..т ; 4 . они жал…т , кол…т , пол..т , терп…т . (Взаимопроверка . Правильные ответы на доске .) Подведение итогов игры: Ребята, с какой целью мы проводили данную игру? (обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”). Ключ к тестам: 1-а, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-а, 9-а, 10-в. 2. Взаимопроверка тестов .Оценивание. 5. Подведение итогов. Рефлексия. 6.Домашнее задание. Стр.64.упр.163. 1. Итог.
- Вспомните, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?
2. Рефлексия. Что было важным на уроке? Какая форма работы тебе больше понравилось? Почему? При выполнении какого задания ты испытывал трудности? Удовлетворен ли ты своей работой? Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
|