kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глагол. Времена глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4-м классе "Изменение глаголов по временам"

Цели:

повторять знания о существенных признаках глагола;

подвести детей к выводу как изменяется глагол;

продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;

совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;

воспитывать взаимопонимание, товарищество;

развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

                                                          Ход урока

I. Организационный момент.

- Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу.

Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь!

И к знаниям откроешь путь!»

II. Чистописание.

- Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)

На доске написаны слова:

СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ.

- Сегодня на чистописании мы напишем три буквы. Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук. Какая это буква?( З )

- В каком слове? (ПРИВЕЗУТ)

- Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука. Какая это буква? (Е)

- Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])

- В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)

- Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Л)

- Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)

- Напишите шесть вариантов расположения данных букв. (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)

III. Словарь.

ВАСРЬЛО. (Словарь.)

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

2) Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата.)

3) Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем,

Носит обувь из резины,

И питается бензином! (Автобус.)

4) На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох ).

5) Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец.)

6) Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

Но прислони меня к стене –

Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)

- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока.(Глагол.)

У: Какую работу я вам сейчас предложу? (вспомнить всё о глаголе)

Работа в группах.

У: Найдите верное утверждение. Поставьте в тетради ту букву, под которой верное утверждение. Докажите.

А). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? И обозначает действие предмета. В предложении глагол является сказуемым. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма имеет суффиксы ть, ти.

В). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что? кто?

- Что вы можете рассказать о глаголе?

IV. Физкультурная минутка.

- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

V. Подготовка к новой теме.

А) Синтаксический разбор предложения.

Наступило прекрасное время года.

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

- Какие пословицы со словами Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

Б) Фонетический разбор.

Произведём фонетический разбор слова время.

В – [в ] - согл., тверд., зв., парн.

Р – [р] – согл., мягк., зв., непарн.

Е –[ э] – гл., ударн.

М – [м] – согл., мягк., зв., непарн.

Я – [а]– гл., безударн.

____________

5 б., 5 зв.

VI. Новая тема.

- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

- Кто сформулирует тему нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)

А) Постановка проблемы.

- Как изменяются глаголы?

Б) Поиск решения.

Работа в парах.

- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, и постараться рассказать о них, на какие вопросы они отвечают.

Помним наш вопрос: как изменяются глаголы?

Работаем в парах. Напоминаю правило: «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание.»

Была я малышкой,

Играла пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней-мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала.

Я скоро узнала,

Что взрослою стала

И детство моё

Навсегда потеряла.

Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

Я в школу бужу

По утрам малышей,

Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю,

Мету, отмываю,

Кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.

В понедельник или в среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Буду плавать, буду прыгать,

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним,

К безобразникам моим.

- Проверка.

- Итак, как изменяются глаголы? Сделайте вывод. (Глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? не имеют настоящего времени.)

- А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем вывод в учебнике, с. 216.

VII. Физкультурная минутка.

- Я назову вам глаголы, если это:

глагол настоящего времени – руки на пояс;

глагол прошедшего времени – присядьте;

глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)

VIII. Работа с учебником. Закрепление.

Стр. 216 упр. 504.

Стр. 217 упр. 506

IX. Упражнение «Четвёртый лишний».

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)

Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)

Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

X. Кроссворд.

Чёрные кривые

От рождения немые.

А как только станут в ряд

Сразу вдруг заговорят. (Буквы.)

Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка.)

Сколько падежей в русском языке. (Шесть.)

Антоним слова кривой. (Прямой.)

Сколько гласных букв в русском языке. (Десять.)

Говорит она беззвучно,

А понятна и нескучна

Ты беседуй чаще с ней

Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение.)

Главный член предложения. (Сказуемое.)

Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какая?, какое?, какой?, какие?. (Прилагательное.)

Изменяемая часть слова. (Окончание.)

В каком значении употребляется выражение рукой подать. (Близко.)

Приспособление для письма. (Ручка.)

XII. Итог урока.

- Как изменяются глаголы? (По временам.)

- Как определить время глагола? (По вопросу.)

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)

XII. Домашнее задание.

С. 217 упражнение 507, правило.

- Отгадайте зашифрованное слово.

ЛОЦЫДОМ. (Молодцы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Времена глагола »

Урок русского языка в 4-м классе "Изменение глаголов по временам"

 

 

Цели:

повторять знания о существенных признаках глагола;

подвести детей к выводу как изменяется глагол;

продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;

совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;

воспитывать взаимопонимание, товарищество;

развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

 

                                                          Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

- Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу.

 

Девиз нашего урока:

 

«Учись, смекай, активным будь!

И к знаниям откроешь путь!»

 

II. Чистописание.

 

- Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)

 

На доске написаны слова:

СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ.

 

- Сегодня на чистописании мы напишем три буквы. Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук. Какая это буква?( З )

- В каком слове? (ПРИВЕЗУТ)

- Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука. Какая это буква? (Е)

- Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])

- В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)

- Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Л)

- Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)

- Напишите шесть вариантов расположения данных букв. (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)

 

III. Словарь.

 

ВАСРЬЛО. (Словарь.)

 

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

 

1) Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

 

2) Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата.)

 

3) Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем,

Носит обувь из резины,

И питается бензином! (Автобус.)

 

4) На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох ).

 

5) Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец.)

 

6) Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

Но прислони меня к стене –

Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)

 

- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока.(Глагол.)

У: Какую работу я вам сейчас предложу? (вспомнить всё о глаголе)

 

Работа в группах.

У: Найдите верное утверждение. Поставьте в тетради ту букву, под которой верное утверждение. Докажите.

А). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? И обозначает действие предмета. В предложении глагол является сказуемым. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма имеет суффиксы ть, ти.

В). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что? кто?

 

- Что вы можете рассказать о глаголе?

 

IV. Физкультурная минутка.

 

- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.

 

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

 

V. Подготовка к новой теме.

 

А) Синтаксический разбор предложения.

 

Наступило прекрасное время года.

 

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

 

- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

 

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

 

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

 

- Какие пословицы со словами Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

 

Б) Фонетический разбор.

 

Произведём фонетический разбор слова время.

 

В – [в ] - согл., тверд., зв., парн.

Р – [р] – согл., мягк., зв., непарн.

Е –[ э] – гл., ударн.

М – [м] – согл., мягк., зв., непарн.

Я – [а]– гл., безударн.

____________

5 б., 5 зв.

 

VI. Новая тема.

 

- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

 

- Кто сформулирует тему нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)

 

А) Постановка проблемы.

 

- Как изменяются глаголы?

 

Б) Поиск решения.

 

Работа в парах.

 

- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, и постараться рассказать о них, на какие вопросы они отвечают.

 

Помним наш вопрос: как изменяются глаголы?

 

Работаем в парах. Напоминаю правило: «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание.»

 

Была я малышкой,

Играла пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней-мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала.

Я скоро узнала,

Что взрослою стала

И детство моё

Навсегда потеряла.

 

Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

Я в школу бужу

По утрам малышей,

Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю,

Мету, отмываю,

Кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.

 

В понедельник или в среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Буду плавать, буду прыгать,

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним,

К безобразникам моим.

 

- Проверка.

 

- Итак, как изменяются глаголы? Сделайте вывод. (Глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? не имеют настоящего времени.)

 

- А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем вывод в учебнике, с. 216.

 

VII. Физкультурная минутка.

 

- Я назову вам глаголы, если это:

глагол настоящего времени – руки на пояс;

глагол прошедшего времени – присядьте;

глагол будущего времени – ходьба на месте.

 

(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)

 

VIII. Работа с учебником. Закрепление.

 

Стр. 216 упр. 504.

Стр. 217 упр. 506

 

IX. Упражнение «Четвёртый лишний».

 

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)

Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)

Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

 

X. Кроссворд.

Чёрные кривые

От рождения немые.

А как только станут в ряд

Сразу вдруг заговорят. (Буквы.)

Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка.)

Сколько падежей в русском языке. (Шесть.)

Антоним слова кривой. (Прямой.)

Сколько гласных букв в русском языке. (Десять.)

Говорит она беззвучно,

А понятна и нескучна

Ты беседуй чаще с ней

Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение.)

Главный член предложения. (Сказуемое.)

Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какая?, какое?, какой?, какие?. (Прилагательное.)

Изменяемая часть слова. (Окончание.)

В каком значении употребляется выражение рукой подать. (Близко.)

Приспособление для письма. (Ручка.)

 

 

XII. Итог урока.

 

- Как изменяются глаголы? (По временам.)

 

- Как определить время глагола? (По вопросу.)

 

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)

 

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

 

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)

 

XII. Домашнее задание.

 

С. 217 упражнение 507, правило.

 

- Отгадайте зашифрованное слово.

 

ЛОЦЫДОМ. (Молодцы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Глагол. Времена глагола

Автор: Кажаева Нургуль Кабдрашиткызы

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока по русскому языку: "Глагол как часть речи. Значение приставок. Изменение глаголов по временам". "
    ["seo_title"] => string(120) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-glaghol-kak-chast-riechi-znachieniie-pristavok-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "159527"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421918955"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "урок Изменение глаголов по временам"
    ["seo_title"] => string(42) "urok-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "296666"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456063103"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме "Неопределённая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "101434"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417348"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Повторение по теме "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(32) "povtorieniie-po-tiemie-glaghol-1"
    ["file_id"] => string(6) "142572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418315986"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства