Цель: Сформировать знания о главных членах предложения.
Задачи: 1. Сформировать знания о сказуемом.
2. Развитие навыков и умений употреблять в письменной и устной речи глаголы-сказуемые, развитие орфографической грамотности, обогащение словарного запаса.
3. Содействовать воспитанию любви к природе.
Тип урока: Изучение нового материала.
Метод урока: частично – поисковый.
Формы урока: фронтальная, групповая, творческая, индивидуальная.
Просмотр содержимого документа
««Глагол – сказуемое» »
CТема: Глагол – сказуемое
Тема
«Глагол – сказуемое»
6 класс
ТЕМА: «Глагол – сказуемое»
Цель: Сформировать знания о главных членах предложения.
Задачи: 1. Сформировать знания о сказуемом.
2. Развитие навыков и умений употреблять в письменной и устной речи глаголы-сказуемые, развитие орфографической грамотности, обогащение словарного запаса.
3. Содействовать воспитанию любви к природе.
Тип урока: Изучение нового материала.
Метод урока: частично – поисковый.
Формы урока: фронтальная, групповая, творческая, индивидуальная.
Межпредметные связи: казахский язык, русская литература,
изобразительное искусство.
Ход урока
І. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать тему «Глагол – сказуемое» и продолжим тему о красоте природы. Эпиграфом нашего урока являются слова: «Смотрите, наблюдайте, запоминайте интересное в природе!».
II. Опрос домашнего задания.
1. Учитель: Ребята, вы читали текст «Осень» по К.Ушинскому, расскажите по нему, какие изменения происходят в природе осенью? (пересказ близко к тексту)
Ответы учеников: В воздухе становится холоднее, появляются легкие морозы. Осенний дождик не похож на летний. Он идет день и ночь. Часто дует ветер. Листья на деревьях начинают желтеть. Береза первая зеленеет весной, а осенью первая начинает желтеть. С каждым днем все больше и больше желтых листьев. Осенний ветер срывает их. Поля все пустеют. Цветов уже нет, они завяли и засохли. Осенью природа похожа на человека, который много работает, устал и хочет спать.
2. Учитель: Какие глаголы встречались в тексте?
Ответ: становится, появляются, идет, дует, начинают желтеть, зеленеет, срывает, пустеют, завяли, засохли, работает, устал, хочет спать.
3. Учитель: Ребята, а теперь сформируйте определение глагола как части речи.
Ответ: Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
III. Подготовка к усвоению нового материала.
Учитель: Ребята, вспомните по курсу казахского языка и русского языка, что входит в грамматическую основу предложения?
Ответ: в казахском языке бастауыш, баяндауыш – сөйлемнің негізі, а в русском языке подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения.
Учитель: Ребята, чем выражаются подлежащее и сказуемое.
Ответ: Подлежащее выражается существительным и личным местоимением в именительном падеже. Сказуемое выражается глаголом и кратким прилагательным.
Учитель: Ребята, вспомните из курса казахского языка времена глагола.
Ответ: осы шақ, өткен шақ, келер шақ
IV. Изучение нового материала.
1. Учитель: Ребята, прочитайте таблицу, вспомните, как изменяются глаголы по временам.
Настоящее время – что делаю? – смотрю, наблюдаю.
Прошедшее время - что делал? – смотрел, наблюдал.
Будущее время – что буду делать? – буду смотреть, буду наблюдать,
что сделаю? – посмотрю, понаблюдаю.
2. Работа по учебнику. Упражнение 2. Спишите и произведите синтаксический разбор предложения, определите, в каком времени употреблены глаголы-сказуемые.
(1 ученик выполняет на доске)
Наступила поздняя осень.
Ветер срывает листья с деревьев.
Скоро начнутся холода.
3.Учитель: Ребята, а теперь сформулируем, что такое сказуемое.
Ответ: Сказуемое – главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета – подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? Что делал предмет? Что будет делать предмет? Что сделал предмет? Сказуемое в русском языке, как и в казахском языке обычно выражается глаголами настоящего, прошедшего и будущего времени.
V. Закрепление.Тренировочные упражнения по учебнику.
Упражнение 5 на странице 106
1) Работа по учебнику. Ппрочитайте текст «Скоро зима» по Г.Скребицкому, перескажите его. (Выразительное чтение учеников)
2) Словарная работа: укроет – жабу
Блестят – жылтырау
Прозрачным – мөлдір
Затянули – қаптау
Роем – топталып ұшу
3) Работа в тетрадях. Кто помнит и дополнит? Спишите, вставьте глаголы – сказуемые из текста, определите их время.
Природа ждет, когда выпадет снег.
Пруды и озера замерзли, они блестят прозрачным льдом.
Небо затянули серые облака.
Из них падают первые снежинки.
Скоро снежинки лягут на землю и укроют ее до весны.
4) 1 ученик выполяет работу по карточке на доске.
Спишите предложения, подчеркните глаголы – сказуемые, устно поставьте к ним вопросы и переведите эти предложения на казахский язык.
Сейчас падает снег. Вчера падал снег.
Зимой будет падать снег. Скоро выпадет снег.
Устный ответ ученика: что делает снег? Что делал снег?
Что будет делать снег? Что сделает снег?
Қазір қар жауып тұр. Кеше қар жауды.
Қыста қар жауады. Жақында қар жауады.
VI. Поэтическая минутка. Проверка опережающего задания.
Учитель: Временам года композиторы посвящали музыку, художники писали картины, а поэты слагали прекрасные стихи.
1. Ученики 1 ряда выучили наизусть стихи об осени: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Ученики 2 ряда выучили наизусть стихи о зиме: А.С.Пушкин «Зимнее утро», С.Есенин «белая береза» (выразительное чтение стихов учениками)
2. Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА №1.
Найдите в стихотворных строках глаголы – сказуемые,
определите их время.
Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
КАРТОЧКА №2.
Найдите в стихотворных строках глаголы – сказуемые, определите их время.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникли ели,
Зелень мрачную хранят.
VII. Релаксация.
Учитель: А сейчас, ребята, слушая приятную музыку, представим картины природы. Ассоциации (устно). Ученики 1 ряда, сделайте устные зарисовки картины осени. Ученики 2 ряда, сделайте устные зарисовки зимы.
Ответ учеников: 1 ряд. Осень – разноцветная пора. Каких только красок нет в лесу! Земля покрылась желтыми листьями. Стоит красный клён, золотистая береза и тут же зеленая сосна.
Ответ учеников: 2 ряд. Наступила белоснежная зима. Лес покрылся белым пушистым снегом. Деревья тихо спят, укрывшись одеялом. Тихо и красиво в зимнем лесу!
Учитель: А теперь, ребята, ваши устные картины сравним с картинами художников (просмотр слайда – картины осени и зимы). Ребята, вы очень хорошо описали картины, которые вы сейчас увидели. Не переставайте в жизни наблюдать и запоминать интересное в природе! Любите и берегите её.
VIII. Итог урока.
Учитель: А теперь, ребята, сделаем итог по теме «Глагол – сказуемое». Давайте составим кластер, назовем все признаки глагола. Учитель задает вопросы для составления кластера.
ПВ изменяется по родам
Сказуемое
изменяется по числам
ПВ, НВ, БВ Обозначает действие
изменяется по временам
Что делать? Что сделать?
IX. Задание на дом: 1. Используя все наши беседы о природе, ученики 1 ряда
напишите эссе на тему «Золотая осень», ученики 2 ряда –
на тему «Белоснежная зима».
2. В своей работе подчеркните глаголы – сказуемые.
3. Сделайте зарисовки к своим работам на белых листах.