Тема нашего урока на сегодня - глагол. Что же такое глагол для нас? "Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- Все в действие придет. Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растет. О какой части речи это стихотворение? "Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи". А. Югов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Какие задания можно предложить к этой группе слов?
(Ответы учащихся)
- Как определили имена существительные? Прилагательные? Местоимения?
- Какие слова не вошли в группы?
- Почему? Докажите.
- Чем они отличаются от других частей речи?
(Ответы учащихся)
4. Определение темы. (Слайд 7) - 1 мин.
-Сформулируйте тему нашего урока. (Тема:«Глагол»)
- Сегодня мы продолжим изучать части речи и начнем расширять свои знания о глаголе.
- Что вы уже знаете о глаголе?
Предлагаю вам поработать в таблице.
Знаю
Умею
Хочу узнать
5. Работа по теме урока. (Слайды 8, 9, 10, 11, 12) – 10 мин.
1. Составляется кластер.
Учитель обобщает ответы детей.
РАБОТА В ТАБЛИЦЕ.
Знаю
Умею
Хочу узнать
Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что сделать?
что делать?
В предложении является сказуемым.
Задавать вопросы и определять глаголы в тексте.
Хочу узнать о глаголе и его роли в речи.
2. Фронтальная работа.
- Прочти отрывок, и скажите, текст ли это. (Слайд 13)
Цветок встал, потянулся, и рванулся вверх, неся на зеленом стебле
бледно-розовый бутон.
Снег был холодный, но весь просвечивал. Солнечные лучи были теперь
совсем близко.
И цветок поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру.
Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся.
Ему было так радостно, словно пел весь мир.
- Да, это текст.
- Почему так решили?
- Есть тема и основная мысль.
- Что передаёт тему текста?
- Заголовок.
- В чём основная мысль?
- Появление подснежника.
- Сколько частей в тексте?
- Пять.
- Прочитайте первую и четвертую части текста и скажите, какую часть речи часто использует автор?
- Глагол.
- Подумайте, какую работу выполняют глаголы?
- Они передают события от действия к действию.
- Можно ли построить текст без глаголов? Почему?
- Нет. Будет непонятно.
- Какую же роль играют глаголы в речи?
- Делают текст понятным, передают события последовательно от действия к действию.
- В 4 предложении выделите грамматическую основу.
И цветокподнялся из снега навстречу светлому солнечному миру.
- Какой частью речи выражено сказуемое.
3. Орфографическая работа.
- Выпишем слова, называющие действия подснежника.
Дети по очереди выходят к доске и выписывают слова.
6. Физкультминутка. (Слайд 14) - 1 мин.
7. Работа по учебнику. (Слайд 15) - 9 мин.
Самостоятельная работа.
Упражнение 220. Выберите из данных в скобках глаголов подходящие по смыслу.
Учитель учит детей. Дети учатся в школе.
Врач лечит больных. Больной лечится у врача.
Мать одевает сына. Сын одевается.
Лыжник готовится к соревнованиям. Лыжник готовит лыжи к соревнованиям.
8. Работа в парах. (Слайд 16) - 5 мин.
Упражнение «Грамматическая эстафета».
Ученики сидящие на последних партах получают карточку с заданием. Выполнив, свое задание, передают ее ученикам сидящим впереди них. Так карточка оказывается на первой парте.