Тема: | Глагол (5 класс) |
Цель урока: | Познакомить с глаголом |
Ожидаемые результаты: | Ученики познакомятся с глаголом, с грамматическими категориями глагола, научатся ставить вопросы, согласовывать с существительными, различать от других частей речи, употреблять в речи. |
Ход урока: |
Орг. момент. Приветствие. Целебные стихи: Я себя хвалю Я себя люблю Я себя ценю (повторяем 2 раза) Вопросы: ребята, а за что вы себя хвалите? А любите за что? А за что ещё его можно похвалить? Вы себя цените? (если дети затрудняются ответить, я отвечаю на вопросы сама, затем прошу ответить их) |
І этап Вызов Методическая цель: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. |
Вопросы |
Действия учителя | Действия учеников |
Прошу ответить на вопросы: На уроках физкультуры что вы делаете? Играть, прыгать, бегать- это какая часть речи? Прошу образовать от существительных глаголы: жизнь, дружба, игра, дело. Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает? | Отвечают на вопросы: - играем, бегаем, прыгаем - глагол -жить, дружить, играть, делать - действие - что делать, что сделать |
ІІ этап Осмысление Методическая цель: обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, практическое усвоение материала (обсуждение и направление учащихся к логическому мышлению, определение уровня усвоения материала учащимися). |
1.Оглашение темы и задач урока (на доске заранее записаны ключевые слова: глагол, грамматические категории глагола, изменение ). | Дети читают записи на доске, знакомятся с задачами урока. |
2.Спрягаем глагол -Глаголы изменяются по лицам и числам (прошу изменить глаголы я себя хвалю, я себя люблю, я себя ценю). | -Дети спрягают глаголы из стихотворения. |
3.Определим лицо и число глаголов: смотришь, бегут, идти, решим, думать, делаете, помогаю, беречь. В каких глаголах мы не смогли определить лицо, число? Вывод: Неопределенная форма (инфинитив) – это начальная форма глагола, которая не указывает на лицо и число. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? | Дети самостоятельно определяют, затем читают. -думать, учить -ть, ти, чь |
4.Упражнение 2 – работа в группе. Прошу списать однокоренные слова, выделить корень, подчеркнуть глаголы в неопределенной форме. | Ученики работают в группах, пишут, выделяют, советуются друг с другом. Первая группа работает на доске. В конце работы каждая группа проверяет свою работу с работой на доске. |
5. Упражнение 3– работа в группе. Прошу написать глаголы в 2 столбика Что делать? Что сделать? | Ученики работают в группах, пишут, выделяют, советуются друг с другом. Вторая группа работает на доске. В конце работы каждая группа проверяет свою работу с работой на доске. |
6. Упражнение 4– работа в группе. Написать глаголы в неопределенной форме. | Ученики работают в группах, пишут, выделяют, советуются друг с другом. Вторая группа работает на доске. В конце работы каждая группа проверяет свою работу с работой на доске. |
7.Игра «Перепутаница» Прошу к существительным подобрать глаголы, задание проецируется на экране: ножницами забивают гвозди молотком стригут топором пилят пилой бреют удочкой рисуют зубной щеткой ловят рыбу градусником мерят температуру карандашом чистят зубы В каком падеже употреблены существительные? | Дети подбирают к существительным глаголы, третья группа презентирует свою работу. - в тв.п, в в.п |
8.Рассказ по картине Прошу составить 7 предложений и 7 вопросов по картине. Вывод: какие части речи вы применили в составлении предложений, вопросов? | 1 и 3 группа составляет 7 предложений, 2 и 4 группа 7 вопросов, затем одна группа задает вопросы, другая группа отвечает. -сущ, глаголы, прилагательные |
Оценка работ: в группах ученики оценивают друг друга, группы оценивают другие группы, затем учитель подытоживает оценивание учащихся. |
ІІІ этап Рефлексия Методическая цель: повторить основные моменты урока, оценивание результатов урока (определение уровня усвоения материала учащимися, определение проблем и вопросов). |
По ключевым словам, записанным на доске в начале урока повторяю материал и обращаю внимание на основные понятия. Довольны ли вы своей работой? В чем вы затруднялись? Что вам больше всего понравилось? | Ученики вместе с учителем повторяют материал, обобщают знания. Оценивают свою работу в течение урока, делятся впечатлениями. |
Д\з: Упр.5,6. Выучить правила. |