совместно с учащимися открыть особенности безличных глаголов.
Практические:
начать развитие умения находить безличные глаголы в предложении, определять их форму, синтаксическую роль, синтаксические связи;
развивать умение работать с таблицами (несплошными текстами);
начать развитие умения употреблять безличные глаголы в речи;
развивать устную учебно-научную и письменную речь учащихся.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II.Орфографическая минутка.
Цель: повторить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Один учащийся работает у доски, остальные - в тетрадях.
Вопрос учащемуся, работавшему у доски: "Над какими орфограммами вы работали?"
Самооценка учащегося. (Проводится в диалоге с учителем по следующему алгоритму, который есть у каждого учащегося:
Алгоритм самооценки.
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой? (какой? в чём?)
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём?)
III. Введение нового материала(у каждого учащегося - тексты в распечатанном виде для работы).
Учитель: Перед вами текст 1 ("Родимая степь" по М.Шолохову).
Родимая степь.
Утром, когда рассветает, на стеблях трав, на ростках хлебов дрожит роса. Ветер стряхивает её, и капельки, радостно сверкая, падают на ласковую землю. Над нарядной степью поднимаются туманы.
Днём нагретая солнцем степь дышит ароматами трав. А когда вечереет и постепенно смеркается, земля остывает.
(По М.Шолохову.)
Учитель: Предположите, о чём данный текст.
Учащиеся(обращают внимание на название, фамилию автора): О степи.
Учитель: О какой степи, где она может находиться?
Учащиеся: О донской степи.
Учитель: Как автор относится к степи, по-вашему?
Учащиеся: С любовью, уважением: называет её "родимая".
Учитель: Прочитайте текст, проверьте свои предположения.
Один из учащихся читает вслух, во время чтения - комментарий учителя.
Родимая степь.
Утром, когда рассветает, на стеблях трав, на ростках хлебов дрожит роса. (Дрожитроса. Увидели? Представили?). Ветер стряхивает её, и капельки, радостно сверкая, падают на ласковую землю. Над нарядной степью (Догадались, почему нарядной?)поднимаются туманы.
Днём нагретая солнцем степь дышит ароматами трав.(Дышит ароматами трав.Представьте себе эту картину) А когда вечереет и постепенно смеркается, земля остывает.
Учитель: Оправдались ли ваши предположения по поводу того, о чём этот текст?
Учащиеся: Да, это текст о степи.
Учитель: Скажите, действительно ли автор относится к степи с любовью и уважением?
Учащиеся: Да.
Учитель: Какой предстаёт перед нами степь в этом тексте?
Учащиеся: Красивой, нарядной, живой.
Учитель: Докажите это. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор изображает степь как живое существо.
Учитель: Найдите в этом тексте глаголы, которые были использованы в орфографической минутке.
Учащиеся: Рассветает, вечереет, смеркается.
Учитель: (Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) Как вы думаете, изменяются ли они по лицам?
Учащиеся высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие - что не изменяются, приводят свои примеры. Испытывают удивление. Учитель:(Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло?
Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия).
Учитель(организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ?
Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения.
Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении?
Учащиеся: Действующее лицо или предмет.
Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Безличные глаголы" »
Тема урока: Безличные глаголы
Класс: 5
ЦЕЛИ:
Познавательные:
совместно с учащимися открыть особенности безличных глаголов.
Практические:
начать развитие умения находить безличные глаголы в предложении, определять их форму, синтаксическую роль, синтаксические связи;
развивать умение работать с таблицами (несплошными текстами);
начать развитие умения употреблять безличные глаголы в речи;
развивать устную учебно-научную и письменную речь учащихся.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II.Орфографическая минутка.
Цель: повторить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Один учащийся работает у доски, остальные - в тетрадях.
Вопрос учащемуся, работавшему у доски: "Над какими орфограммами вы работали?"
Самооценка учащегося. (Проводится в диалоге с учителем по следующему алгоритму, который есть у каждого учащегося:
Алгоритм самооценки.
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой? (какой? в чём?)
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём?)
III. Введение нового материала(у каждого учащегося - тексты в распечатанном виде для работы).
Учитель: Перед вами текст 1 ("Родимая степь" по М.Шолохову).
Родимая степь.
Утром, когда рассветает, на стеблях трав, на ростках хлебов дрожит роса. Ветер стряхивает её, и капельки, радостно сверкая, падают на ласковую землю. Над нарядной степью поднимаются туманы.
Днём нагретая солнцем степь дышит ароматами трав. А когда вечереет и постепенно смеркается, земля остывает.
(По М.Шолохову.)
Учитель: Предположите, о чём данный текст.
Учащиеся(обращают внимание на название, фамилию автора): О степи.
Учитель: О какой степи, где она может находиться?
Учащиеся: О донской степи.
Учитель: Как автор относится к степи, по-вашему?
Учащиеся: С любовью, уважением: называет её "родимая".
Учитель: Прочитайте текст, проверьте свои предположения.
Один из учащихся читает вслух, во время чтения - комментарий учителя.
Родимая степь.
Утром, когда рассветает, на стеблях трав, на ростках хлебов дрожит роса. (Дрожитроса. Увидели? Представили?). Ветер стряхивает её, и капельки, радостно сверкая, падают на ласковую землю. Над нарядной степью (Догадались, почему нарядной?)поднимаются туманы.
Днём нагретая солнцем степь дышит ароматами трав.(Дышит ароматами трав.Представьте себе эту картину) А когда вечереет и постепенно смеркается, земля остывает.
Учитель: Оправдались ли ваши предположения по поводу того, о чём этот текст?
Учащиеся: Да, это текст о степи.
Учитель: Скажите, действительно ли автор относится к степи с любовью и уважением?
Учащиеся: Да.
Учитель: Какой предстаёт перед нами степь в этом тексте?
Учащиеся: Красивой, нарядной, живой.
Учитель: Докажите это. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор изображает степь как живое существо.
Учитель: Найдите в этом тексте глаголы, которые были использованы в орфографической минутке.
Учащиеся: Рассветает, вечереет, смеркается.
Учитель: (Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) Как вы думаете, изменяются ли они по лицам?
Учащиеся высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие - что не изменяются, приводят свои примеры. Испытывают удивление. Учитель:(Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло?
Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия).
Учитель(организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ?
Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения.
Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении?
Учащиеся: Действующее лицо или предмет.
Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях?
Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе.
Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам?
Учащиеся: Не могут.
Учитель: Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица? Вам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные).
Учащиеся: Безличные. (Запись слова на доске одним из учащихся.)
Учитель: Что означает приставка без-?
Учащиеся: Отсутствие чего-либо, в данном случае - отсутствие лица.
Учитель: Предположите, какова будет сегодня тема урока?
Учащиеся: Безличные глаголы.
Запись на доске и в тетрадях.
Учитель: Как вы считаете, каковы цели урока?
Учащиеся: Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи.
Учитель: Верно. Вы правы.
Продолжим наши исследования. Обратите внимание на текст упражнения учебника №631.
Безличные глаголы не изменяются по лицам, у них образуются лишь формы 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени:знобит, завьюжит. Кроме того, используется неопределённая форма:стало светать; начнёт холодать и форма среднего рода единственного числа прошедшего времени и условного наклонения:мело, следовало бы. Эти глаголы обозначают состояние природы:вьюжит, светает, смеркается или живых существ: знобит, нездоровится. Они выражают и другие значения: подобает, следует, недостаёт, хватает. (Из "Справочника по русскому языку")
Предположите, о чём данный текст.
Учащиеся: (обращают внимание на то, откуда взят текст, на выделенные слова). Текст о глаголах.
Учитель: Прочитайте текст изучающим чтением с целью получить новую информацию о глаголах, в частности, изменяются ли эти глаголы по числам и родам, проверьте свои предположения.
Один из учащихся читает текст изучающим чтением.
Учитель: Вы были правы в своих предположениях? Это действительно текст о глаголах?
Учащиеся: Да.
Учитель: Задайте вопросы по тексту его автору.
Учащиеся задают вопросы: Какие формы безличных глаголов существуют? Что обозначают безличные глаголы, какие значения выражают?
Учитель: Какую новую информацию вы получили?
Учащиеся: В русском языке безличные глаголы не изменяются по лицам, у них образуются формы 3 л. ед.ч. настоящего и будущего времени. Используется инфинитив, формы среднего рода ед. ч. прошедшего времени и условного наклонения. Они обозначают состояние природы, живых существ и имеют другие значения.
Учитель: Придумайте и назовите 2-3 словосочетания с глаголами, которые используются в этом тексте в качестве примеров.
Учащиеся называют свои варианты, один из вариантов (2-3 словосочетания) записывается на доске. Обозначаются синтаксические связи безличных глаголов.
Учитель: Составьте 2 предложения с этими словосочетаниями
Учащиеся называют свои варианты, один из вариантов (2 предложения) записывается на доске.
Определяется синтаксическая роль и синтаксические связи безличных глаголов, объясняется постановка знаков препинания (если предложения сложные или осложнённые). Учащийся, работавший у доски, проводит самооценку.
IV. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Учитель: Внимательно рассмотрите таблицу на стр. 156 учебника (№632), в которой содержится новая информация. Ваша цель - извлечь эту информацию из таблицы.
Безличные глаголы
Время
Вид
Несовершенный
Совершенный
настоящее
прошедшее
будущее
темнеет
смеркается
темнело
смеркалось
будет темнеть
будет смеркаться
-
-
потемнело
смерклось
потемнеет
смеркнется
Как называется таблица?
Учащиеся: Безличные глаголы.
Учитель: На сколько групп делится весь материал таблицы?
Учащиеся: На три группы.
Учитель: Как вы определили границы каждой группы?
Учащиеся: Заглавие частей таблицы.
Учитель: Какие термины употреблены в таблице?
Учащиеся: Время - настоящее, прошедшее, будущее, вид - совершенный, несовершенный.
Учитель: Знакомы ли они вам?
Учащиеся: Да, знакомы.
Учитель: Внимательно рассмотрев таблицу, попробуйте пересказать её содержание словами. Какую новую информацию из таблицы вы получили?
Учащиеся: Безличные глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего времени (темнеет, смеркается), прошедшего времени (темнело, смеркалось), будущего времени (будет темнеть, будет смеркаться), а безличные глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, а только формы прошедшего времени (потемнело, смерклось) и будущего времени (потемнеет, смеркнется).
Учитель: Преобразуйте эту таблицу в схему и запишите её в тетрадь.
Один учащийся работает у доски, внизу схемы помещаются соответствующие примеры из таблицы.
Учитель: Разная или одинаковая информация содержится в таблице учебника и в составленной вами схеме?
Учащиеся: Одинаковая.
Учитель: Эта схема понадобится вам для усвоения материала сегодняшнего урока. Кому легче усвоить этот материал в виде таблицы - тот обратится к учебнику, а кому - в виде схемы, тот будет использовать эту схему. Усвоив материал таблицы и схемы, вы избежите ошибок в употреблении безличных глаголов в своей устной и письменной речи. Кроме того, эта схема, как и таблица, понадобится вам при выполнении домашнего задания.
V. Развитие речевых умений.
Учитель: Очень важно уметь употреблять безличные глаголы в речи, в тексте. Тогда речь будет правильной и красивой. Перед вами на доске часть текста на тему "Раннее утро". Чего в этих предложениях не хватает?
Учащиеся: В них пропущены слова.
Учитель: Какие слова пропущены, по-вашему?
Учащиеся: Безличные глаголы.
Учитель: Восстановите предложения, вставив подходящие по смыслу безличные глаголы, определите вид и время безличных глаголов, их синтаксическую роль, найдите в предложениях грамматические основы, объясните знаки препинания
Учащиеся называют свои варианты, потом один из учащихся выходит к доске и вписывает наиболее подходящие слова, определяет вид и время безличных глаголов, их синтаксическую роль, находит в предложениях грамматические основы, объясняет знаки препинания, затем проводит самооценку. Остальные работают в тетрадях.
Раннее утро.
Меня :.(клонило) в сон с раннего вечера, и я вскоре уснул. Мне :.(снилось), что я долго иду в темноте. За окном :.(прогрохотало), и пришлось проснуться.
Потом долго :.(не спалось), и я вышел в сад.
Учитель: Что обозначают безличные глаголы в этих предложениях?
Учащиеся: Состояние природы и человека.
Учитель: А теперь создайте миниатюру на эту же тему "Раннее утро", взяв записанные вами предложения в качестве её начала.
Работать будете в парах. Пары, сидящие на первом ряду, представьте себе, что гроза, грохот которой слышался за окном, прошла мимо. Как можно было бы завершить этот текст?
Пары, сидящие на 2 ряду, представьте себе, что гроза только начинается. Как вы бы завершили этот текст?
Пары, сидящие на 3 ряду, представьте, что гроза была ночью. Как бы вы завершили текст?
В своих миниатюрах используйте безличные глаголы, подходящие по смыслу, из этого списка: рассвело, рассветало, светает, похолодало, заморосило, пахло, зазнобило, захотелось, взгрустнулось.
Помните, что в ваших текстах должно быть не меньше 2-х безличных глаголов.
Объём - 3-4 предложения.
Время выполнения - 2-3 минуты.
Чтение своих вариантов. Чей текст лучше?
VI. Подведение итогов.
- Какую новую информацию получили на уроке? Узнали о том, что существуют безличные глаголы, которые обозначают действие, происходящее без действующего лица, и обозначающие состояние живого существа или природы; эти глаголы не изменяются по лицам, числам и родам.
- Чему учились? Определять время безличных глаголов, находить безличные глаголы в предложении, определять их значение, синтаксическую роль и синтаксические связи.
- Что было труднее всего? Варианты ответов.
VII. Домашнее задание и его комментарий.
Всему классу: упр. №633, составить план ответа по теме "Безличные предложения", используя информацию, полученную на уроке, схему, таблицу; устный рассказ по составленному плану, записанному в тетрадь.
Задания по группам:
1 группа: составить 3 предложения с безличными глаголами, определить их значение, форму, синтаксическую роль и синтаксические связи.
2 группа: Тетрадь для самостоятельных и проверочных работ, проверочная работа №15 А, самостоятельная работа №16 (3), найти предложения с безличными глаголами. У глаголов определить их значение, форму, синтаксическую роль и синтаксические связи.
Задание желающим: найти 3 предложения с безличными глаголами в изучаемом сейчас на уроках литературы произведении или в произведении, которое вы читаете сейчас самостоятельно. У глаголов определить их значение, форму, синтаксическую роль и синтаксические связи.