kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Функциональные стили речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык – понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и сти­хотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем, со­здания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуа­цию, цели и содержание высказывания, его адресность. Как не похожи, например, по стилю частное письмо и докладная записка на имя начальника! Одна и та же информа­ция получает разное языковое выражение. Русский язык – понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и сти­хотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем, со­здания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуа­цию, цели и содержание высказывания, его адресность. Как не похожи, например, по стилю частное письмо и докладная записка на имя начальника! Одна и та же информа­ция получает разное языковое выражение.

Русский язык – понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и сти­хотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем, со­здания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуа­цию, цели и содержание высказывания, его адресность. Как не похожи, например, по стилю частное письмо и докладная записка на имя начальника! Одна и та же информа­ция получает разное языковое выражение.

Данный урок поможет интересно провести занятие по данной тематике. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Функциональные стили речи"»

Тема: Функциональные стили речи 12 кл

Цели:

-обобщить и систематизировать знания по теме «Функциональные стили речи»,

-повторить их отличительные черты, использование в устной и письменной речи;

-подготовить учащихся к самостоятельному анализу текстов различных типов и стилей речи, подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: таблица «Стили речи», тесты, тексты разных стилей

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Междисциплинарные связи: русский язык, литература, риторика, психология.

Оборудование: ноутбук, тексты для работы, запись фильма «Ералаш» - «Почему мы так говорим».

Оснащение занятия:

  1. Ноутбук

  2. Видеосюжет «Почему мы так говорим?»

  3. Печатные материалы текстов


    1. Организационный момент.

- Добрый день всем!.

Прочитайте слова и подумайте, почему с этих слов мы начинаем урок?

«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Георг Гегель

Предполагаемый ответ: «Нужно учиться многому и каждый день»


2. Актуализация знаний.


Учитель:

- А теперь посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?» (Видеосюжет: ералаш «Почему мы так говорим»)

- Так почему же мы так говорим? (Предполагаемый ответ: «Потому что в языке 5 стилей речи. И каждый стиль уместен в той или иной ситуации».)

- Насколько уместно было общение мальчика на сленговом языке?

-Каких знаний не хватило мальчику? (Предполагаемый ответ: «Знаний стилей речи».)


2.1 Объявление темы урока, постановка цели.


- Значит, нам предстоит разговор по какой теме? (Предполагаемый ответ: «Стили речи».)


Тема урока: Функциональные стили речи.


- А для чего нам нужно знать функциональные стили речи? (Предполагаемый ответ: «Для оформления документов, написания работ, выступления перед аудиторией…».)


- Таким образом, цель урока научиться анализировать тексты, используя знания теории «функциональные стили речи».


- А что для этого необходимо сделать? (Предполагаемые ответы: «Вспомнить теорию, применить её к текстам, анализировать тексты»)


2.3. Повторение темы "Стили речи" (раздатка)

Вопросы:

-Какие стили речи есть в русском языке?

-Расскажите об особенностях каждого стиля.


3.Организация работы по теме урока. Работа с текстами.


Задание: определить стиль текста, доказать свою точку зрения.


Текст №1

«Ангарá» — семейство ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара-А7») тонн на низкой околоземной орбите.


Текст №2

История бережно помнит все даты,
Петровский подъем, восемнадцатый век.
Походы в сибирские земли, казаки,
И Омская крепость в слиянии рек.

Опорой Петру на бескрайних просторах,
Возникла у устья Оми с Иртышем.
Росла, укреплялась, и вот уже город,
Стал для обороны земель рубежом.

От южных границ и до Карского моря,
Раскинулись степи, озера, леса.
И Омск был назначен главой территорий,
Над древней страной его власть пролегла.

Россия росла, расширялась и крепла,
Проложен стальной Транссибирский маршрут.
Реформы Столыпина, смена столетья,
Открыли торговый и транспортный путь.

Менялись эпохи, века уходили,
Огнем революций пылала страна.
И Омск превратился в столицу Сибири,
На год в резиденцию для Колчака.

Вся хроника дней не уместится в строчки,
И снова трехцветный над городом флаг.
Ждет Омск юбилей 300 лет и досрочно,
Становится краше не только в словах.
Ольга Чуенкова








Текст №3


Мэрия опубликовала карту мероприятий к 300-летию Омска.

На сайте администрации Омска появилась карта праздничных мероприятий к 300-летию города. На данный момент в программу праздника включили уже более 100 разноплановых мероприятий, таких как открытие обновленного Любинского проспекта, кинофестиваль «Киносозвездие России», День омича и многие другие.

Ознакомиться с предварительной программой праздничных мероприятий, посвященных 300-летию со дня основания нашего города, поможет виртуальная карта.

Помимо всего прочего, накануне празднования юбилея города планируется торжественно открыть парк 300-летия Омска, а также после масштабной реконструкции заработает цирк.

Но большая часть мероприятий запланирована на 5-7 августа. К примеру, в эти дни в Омске пройдет парад духовых оркестров «Фанфары над Иртышом», фестиваль уличных театров «ВнеСтен». Кроме того, утром в День города в городе по традиции состоится сибирский международный марафон, который два года проводили осенью.

Евгений Светлый



Текст №4

- Скажите, как Вы, ребята, относитесь к своей малой Родине?- спросила учитель.

- Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, где ты родился. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свою малую родину, свой край, свой город Омск, - ответила Оля.

- У каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Наша малая Родина – город, в котором мы живем!- сказал Максим.

Текст №5

Задание. Помогите человеку устроиться на работу. Исправьте ошибки в заявлении.

Дорогому товарищу директору

школы №4 Т.П. Рыковской

от уважающей Вас Седымовой Е.В

заявление.

Убедительно прошу принять меня на работу с 1 сентября сего года учителем русского языка и литературы, т. к. я очень хочу работать, потому что много слышала о Вас хорошего и о школе тоже. Я Вас не подведу и премного буду Вам благодарна. А Вы не пожалеете. Трудиться я люблю и умею. С глубоким почтением.


4. Задание: постройте из данных «предложений» текст, прочитайте его.

1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.

2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.

3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, офицально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь.

4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий.

5. Полное, совершенное владение языком предполагает овладение функциональными стилями.

6. А это требует неустанного внимания к языку.

7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения.

3 1 5 4 2 7 6

Учитель: Вы согласны с тем, что нужно постоянно обращать внимание на свою речь?

Учитель: Процесс постижения родного языка неиссякаем, т.к. нескончаемы богатства русского языка. Знать родной язык – это значит владеть его стилями, составляющими главное его богатство. Знать язык – значит знать секреты грамотного письма.

5. Самостоятельная работа в парах. Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.




текст

стиль речи

№1

- А в каком году была образована Омская крепость?- спросил учитель истории.

- В 1716 году,- ответил Павел.

-А кто является основателем Омской крепости?- спросил учитель истории.

- Бухгольц Иван Дмитриевич отправился расширять и укреплять рубежи Российской империи по именному указу Петра I. Омск служил пограничной крепостью для защиты от набегов кочевников, до 1782 года был острогом, - ответил Сергей.

научный

№2

Директору КОУ

"Средняя школа №4

(очно-заочная)"

Т.П.Рыковской

ученика 12 класса

Жигунова Александра

заявление.

      Прошу  освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 14 по 15 марта) для участия в соревнованиях по подтягиванию.

10. 03. 2016 г.

Жигунов

художественный

№3

Масленичные гуляния в Омске начнутся с «Блинфеста»

Отметить Масленицу можно будет 12 и 13 марта в Омске на площади у Дома Дружбы и на бульваре Мартынова, а также в Большеречье.

Главным элементом этого праздника станет «Блинфест». Он пройдет в Омске во второй раз. Своими кулинарными талантами народное жюри попытаются удивить 10 хозяек. Участницы конкурса уже определены, а дегустатором может стать любой гость праздника. Для этого нужно выиграть в викторине, посвященной Масленице.

разговорный

№4

Здесь появился я на свет,
Прожил счастливых много лет,
С любимою встречал рассвет,
Мне города роднее нет.

Под перезвон колоколов,
Люблю мой Омск трехсот годов,
Ведь я Омич, я сибиряк
И без тебя мне не прожить никак!

Олег Калмин

официально-деловой

№5

Ирты́ш (каз. Ертіс, кит. 额尔齐斯河 — É'ěrqísī hé, сиб. Йөрөтөш) — река в Китае, Казахстане и России, левый, главный приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби. Иртыш вместе с Обью — самый протяжённый водоток в России, второй по протяжённости в Азии и шестой в мире (5410 км).

публицистический


6. Соотнесите прилагательное со стилем речи.

Правильный ответ:

Строгий

Образный

Неподготовленный

Воздействующий

Терминологичный


7. Задание по картинкам.


8.Подведение итогов. Рефлексия.


Учитель:

- Таким образом, какую тему мы сегодня изучали? (Предполагаемые ответы: «Функциональные стили речи»)

-Какие вопросы рассматривали? (Предполагаемые ответы: «Определяли стили текстов).


9. Тест по теме "Стили речи"



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Функциональные стили речи"

Автор: Седымова Елена Владимировна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 306212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по теме "Функциональные стили речи. Основные признаки, языковые средства""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_funktsional_nyie_stili_riechi_osnovnyie_priznaki_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "366002"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480938764"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Функциональные стили речи и их  языковые особенности. "
    ["seo_title"] => string(59) "funktsional-nyie-stili-riechi-i-ikh-iazykovyie-osobiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "222362"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436210939"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Функциональные стили речи""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klassie_funktsional_nyie_stili_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "386628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485968910"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация по русскому языку на тему "Функциональные стили речи""
    ["seo_title"] => string(67) "prezentatsiia_po_russkomu_iazyku_na_temu_funktsionalnye_stili_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "478676"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1537802945"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по теме "Функциональные стили речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_uroka_po_teme_funktsionalnye_stili_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "589877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1635414167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства