Стиль речи | Сфера использования | Адресат | Цель текста | Речевые жанры | Языковые особенности |
Разговорный | Бытовое общение, непринужденная обстановка. | Хорошо знакомый человек. | Общение, поддержание личных связей. | Дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частные письма. | 1. Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеология. 2. Упрощенный синтаксис, отсутствие деепричастных и причастных оборотов. 3.Обращения, вводные и вставные конструкции. |
Книжные. 1. Научный | Наука, образование, просвещение. | Специалисты в данной научной области. Широкий круг читателей-специалистов. Учащиеся. | Сообщение научных фактов, Изложение основ наук. | Научная статья, диссертация, учебная литература. | 1. Терминология. 2. Употребление слов в прямом значении. 3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств. 4. Незначительное число глаголов. 5. Усложненный синтаксис. |
2. Официально-деловой | Законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность. | Граждане и организации, вступившие в деловые отношения. | Сообщение, информирование, управление. | Законы, приказы, уставы, протоколы, заявления, инструкции. | 1. Клише, штампы, лексика. 2. Употребление слов в прямом значении. 3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств. 4. Преобладание существительных, в том числе отглагольных. 5. Усложненный синтаксис. |
3. Публицистический. | Политика, средства массовой информации. | Широкие слои общества. | Информирование, воздействие. | Статья, очерк, эссе, репортаж, интервью, ораторская речь. | 1. Общественно-политическая лексика и терминология. 2. Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология. 3. Разговорные языковые средства. 4. Образные средства языка (тропы). 5. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, обращения, эллипсис, инверсия и другие). |
4. Художественный | Художественная литература. | Читатели. | Эстетическое воздействие на читателя через создание целостного мира образов. | Роман, повесть, рассказ, стихотворение, баллада, поэма и другие. | Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса. |