II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. | Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_rus_6kl_ur3). 1. – Из приведённых слов (слова представлены на слайде с помощью компьютера) составьте пары: многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы . I вариант: орфография, над, острый (нож), карьер (глубокий), под, (скакать) в карьер, острый (язык), правописание. II вариант: язычок (замка), лингвистика, совершенный (вид), языкознание, оптимизм, язычок (ботинка), пессимизм, совершенный (человек). – Проверьте себя (следующий слайд с ключами). I вариант: острый (нож), острый (язык); орфография, правописание; карьер (глубокий), (скакать) в карьер; над; под. II вариант: язычок (ботинка), язычок (замка); лингвистика, языкознание; совершенный (вид), совершенный (человек), оптимизм, пессимизм. 2. Устный рассказ на тему: «Богатство русского языка» (в качестве примеров можно использовать названные в языковой разминке слова). Учащиеся слушают выступления и дают рецензии-оценки на ответ по плану (план можно вывести на слайде с помощью компьютера : 1) Соответствует ли рассказ предложенному плану? 2) Насколько доказательными были утверждения автора? 3) Есть ли примеры? 4) Правильно ли подобраны примеры? 5) Общее впечатление от ответа (выразительность речи, богатство словаря, правильность произношения, наличие или отсутствие речевых ошибок и т.д.). | ТОУУ Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать (подводить под понятие), обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. |
III. Введение в тему с постановкой вопросов к уроку. | Работа по учебнику в рубрике «Определяем проблему урока». Ученики проводят наблюдение над фразеологизмами и свободными сочетаниями, включающими одни и те же слова, выписывают словосочетания, которые можно заменить одним словом, делают предположение об отличительных признаках фразеологизмов (использование слов не в их прямых значениях, возможность заменить одним словом всё сочетание). Затем ученики задают вопросы по теме (Что такое фразеологизмы? Какими признаками они обладают? Чем фразеологизмы отличаются от обычных сочетаний слов? Как найти фразеологизмы? Где узнать их значение?). | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Наблюдение над языковым материалом в рубрике «Решаем проблему, открываем новые знания». Ученики сравнивают выражения в столбиках по заданиям, выявляют признаки фразеологизмов, делают общий вывод о характере фразеологизмов. 2. Чтение текстов в рамках. – На какие вопросы вы нашли ответы? – Совпали ли ваши выводы об особенностях фразеологизмов с информацией, которую вы узнали из текстов определений? – Как вы понимаете выражение «устойчивые сочетания слов»? – Попробуйте перечислить особенности фразеологизмов и составить схему-опору для этого понятия. Составление схемы понятия | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 1. Тренировочные упражнения. а) Упр. 15 – квазиконтроль: проверяется общекультурное умение – понимать (объяснять) значение разговорных фразеологизмов, правильно употреблять их в речи; вычитывать информацию из рисунков: сопоставлять значение фразеологизмов и их «буквальное прочтение». Можно устроить «перекличку» между рядами: один ряд читает фразеологизм, другой объясняет значение, третий составляет предложение. Затем очерёдность меняется. б) Чтение текста в рамке после упр. 15. – Что такое лингвистический словарь? – Чем он отличается от толкового словаря? – Приведите ещё слова с корнем -лог- (logos). (Лексикология, морфология, филология, зоология, биология.) – Что их всех объединяет? (Они называют какую-то науку или её раздел.) – Что изучает фразеология? в) Упр. 16 – развивается умение извлекать информацию о фразеологизмах из толкового словаря. – Сделайте вывод: где и как можно найти значение фразеологизмов? (В толковом словаре (в конце словарной статьи под ромбиком), по ключевому слову во фразеологизме.) г) Упр. 17 – развивается умение подбирать фразеологизмы по ключевому слову, объяснять смысл фразеологизмов. Задание можно выполнять в группах (как игру-конкурс): какая группа вспомнит большее количество фразеологизмов с заданным словом – названием части тела (лица). По окончании работы ученики от каждой группы на листочках представляют свои варианты фразеологизмов учителю, а от команды выходят к доске по одному человеку и читают свои записи. Результаты работы команд сравниваются, выявляются «знатоки-победители». 2. Выборочный диктант. Задание: выписать все фразеологизмы (текст читается 2 раза; второй раз медленно, чтобы учащиеся успели выписать фразеологизмы), объяснить их значение. 1) Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! 2) Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы ему взять себя в руки. А нам дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – голову даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки! 3) Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! Примечание. Выписывая фразеологизмы со словом голова, ученики могут сравнить названные ими фразеологизмы с найденными в тексте. | Познавательные УУД 1. Различать словари разных типов, извлекать информацию из словарей, сравнивать её. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Владеть разными видами аудирования (выборочного, ознакомительного, детального). Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
VI. Итог урока. | – Опираясь на составленную схему, расскажите об особенностях фразеологизмов. – Вспомните ключевое слово предыдущего урока и закончите фразу: Фразеологизмы – это… (богатство русского языка). – Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы. ТОУУ |