Тема урока
Фразеологизмы и их значения.
Общая цель
Научить различать фразеологизмы, определять их значение, роль в речи.
Ожидаемые результаты
Знает значение и фразеологических оборотов. Составляет предложения, определяет их синтаксическую роль.
Вычленяет основную мысль текста.
Формулирует вывод о значении фразеологизмов в жизни.
Тип урока
Урок усвоения нового материала.
Задания
Отгадывание загадок. Мозговой штурм: знание фразеологизмов из казахского языка. Работа по картинкам. Анализ стихотворения. Работа в группах.
1 группа: Упр 330. 2 группа: Упр 329. 3 группа: Упр 341
Необходимые материалы
Интерактивная доска. Слайдовая презентация.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Вводная часть
1.Создаёт психологический настрой на урок.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Тренинг «Пожелания. Я желаю, чтобы….»
- Проверка д.з. Упр. № 296.
- Оценивание.
- Ф.О. – Что изучает лексика?
-Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
- Какие слова называются многозначными?
- Для чего надо уметь использовать в речи синонимы и антонимы, определять значение слова?
Приветствие учащихся, направление на процесс учения. Проверка готовности к уроку. Проверяет в паре д.з.
Говорит свое пожелание.
Отвечает на вопросы, подводит итоги работы.
Презентация
- - Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.
Отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока.
- Слива, яблоко, груша – фрукты ф
- Семицветное коромысло – радуга. р
- Буквы русского языка в определенном порядке – алфавит а
- Самое холодное время года – зима з
- Главный герой сказки «По щучьему велению» - Емеля е
- Фамилия автора толкового словаря - Ожегов. о
- Царь зверей – лев л
- Что плывет по небу – облако о
- В нем 12 месяцев – год г
- Первый летний месяц- июнь и
- Полосатая лошадь-зебра з
- Его дает корова-молоко м
- Вторая буква в слове сыр –ы. ы
Итак, у нас получилось – фразеологизмы.
2.- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?
3. Определение урока.
4.Постановку целей.
4. Мозговой штурм: Изучали ли вы эту тему?
Что вы знаете о фразеологизмах казахского языка?
- Сегодня мы узнаем, что такое фразеологизм, научимся их различать и использовать в речи.
5.Слово учителя. (слайдовая презентация)
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизм – это средство выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.
В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом, поэтому основные признаки фразеологизмов: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения.
Фразеологизм начинается там, где заканчивается смысловая самостоятельность его составных частей.
В предложении фразеологизм является одним членом предложения.
2. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому часто его можно заменить одним словом, например:
Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо
Мы работаем засучив рукава
Спустя рукава- работает плохо
А кто-то работает плохо про того говорят. Он работает спустя рукава.
Учитель: Я надеюсь, урок мы не зря проведем.
- Будем работать засучив рукава
Отгадывает загадки.
Определяет тему урока.
Ставит цели к уроку.
Говорит о том, что знает о фразеологизмах.
Слушают, выражают свои мысли по презентации.
Основная часть
1. Фразеологизмы часто используются в речи. Ведь фразеологизм средства выразительности языка. Давайте по картинкам подберём устойчивое сочетание слов т.е фразеологизмы.
Задание №1 (устно)
Задание №2 (устно)
Задание 3. Развитие речи. Упр. 329. Анализ стихотворения.
– чтение стихотворения.
- словарная работа.
- нахождение фразеологизмов
- определение значений фразеологизмов.
5. Работа в группах.
1 группа: Упр 330. Подбор синонимов к фразеологизмам.
2 группа: Упр 329. Определение синтаксической роли фразеологизмов.
3 группа: Упр 341. Работа по тексту: определение основной мысли текста. Нахождение фразеологизмов, объяснение их значений. Составление на основе текста правил поведения в театре.
-Оценивание. Измерение температуры. Словесная оценка.
- Итак, для чего нужно изучать фразеологизмы? Что дает вам знание фразеологизмов?
Выполняет задание.
Читает стихотворение.
Записывает новые слова.
Определяет значение фразеологизмов.
Работают в группе.
Анализируют, обсуждают, пишут.
Оценивают.
Делают выводы.
Итог
А теперь свою работу на уроке мы оценим при помощи фразеологизмов.
Итак, как вы работали на уроке?
Дом. задание: Упр. № 334, выучить правило, нарисовать рисунки к 3 фразеологизмам.
Выставление оценок за урок.
Принимают участие в рефлексии.
Записывают д.з.