III .Формулирование темы и цели урока. Вступительное слово учителя: «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться. - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет… - Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.) - Кто из вас помнит, как называются такие сочетания слов? (фразеологизмы) - А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока « Фразеологизмы». - Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске. 1) Познакомиться с понятием...; 2) учиться отличать.... Цель нашего урока: познакомиться с понятием фразеологизмы; учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп слов и правильно употреблять их в своей речи. Учитель: Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!» - Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания? Похвала IV. Работа с текстом (групповая работа) А сейчас послушайте маленькую сказку педагога Сухомлинского В.А. и ответьте, как бы вы поступили в такой ситуации. Мальчик и Колокольчики Ландышей Наступила весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький тоненький росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвёл белыми колокольчиками. Это были Колокольчики Ландышей. Белые Колокольчики Ландышей увидел мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы. Цветы прошептали: — Мальчик, для чего ты хочешь сорвать нас? — Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, — ответил мальчик. — Хорошо, — сказали колокольчики Ландышей, тихо вздохнув. — Срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые. Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и ещё на что-то удивительное красивое. Мальчик всё это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле Колокольчиков Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал. — Растите, Колокольчики, — тихо сказал мальчик. — Как вы думаете, почему мальчик всё-таки не сорвал Ландыши? (Надо уметь видеть красоту и восхищаться ею). О красоте надо заботиться, как и обо всём в природе. Формативное оценивание (Смайлики) V . Тренировочные упражнения . Игра “Аплодисменты”. - Отметьте хлопком фразеологический оборот. Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство. - Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение) - Что такое фразеологизм? - Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы? 4. Слово учителя. - Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения? Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? ( Выслушиваются ответы учащихся) ( Работа в парах) Задание: Попались на удочку. Пр_гласил нас как-то сын л_сника (к )себе. За гр_бами, говорит, сходим п_охотимся рыбу удить будем . Уху сварим - пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развес_ли, слуша_м. Мой братишка так голову пот_рял от счастья. Как же! В лесу зан_чуем палатки разоб_ём к_стёр разложим из ружья палить будем. Потом он мне покою (не) д_вал: Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку (на) этом деле с_ел. (Не) знаю, каких собак он съел, а вот мы попались (на ) удочку. Обм_нул он нас… (Взаимопроверка) VII . Рефлексия - Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах? - Чему научились? - Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно? IX. Домашнее задание Выписать фразеологизмы |