kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Фразеологизмы как выразительные средства языка. Информационные процессы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспеки бинарного урока по русскому языку и информатике. Тема урока: "Фразеологизмы как выразительные средства языка. Информационные процессы."                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Фразеологизмы как выразительные средства языка. Информационные процессы." »

Фразеологизмы как выразительные средства языка.

Информационные процессы.


Цели урока:

  • развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;

  • уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов, подбирать синонимические и антонимические пары;

  • продолжать работу над формированием письменно-речевой деятельности учащихся путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов;

  • развивать творческие способности и образное мышление;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности.

1. Образовательные:
• изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; 
• изучить способы хранения, передачи и обработки информации; 
• научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации; 
• научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий. 
2. Развивающие:
• развивать умения выделять главное, обобщать полученные знания; 
• развивать аналитические умения; 
3. Воспитательные:
• воспитывать познавательный интерес к предмету; 
• воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе
• развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе.. 




Ход урока.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться, Так как вы Ученики!

Значит, вы должны учиться.

Пр.инф.: Многие говорят, что в наше «компьютерное» время люди становятся все более и более безграмотными. Кто-то из вас, наверное, думает: «Ой, ну зачем я буду учить столько правил по русскому языку. Компьютер мне все исправит».

Пр. рус. Яз.: Но представьте ситуацию: вам нужно написать письмо или заявление – приятно ли вам будет обнаружить свою неграмотность? Ребята, сегодня мы хотим вам показать, что быть грамотным на самом деле не так уж трудно, а уроки изучения русского языка – это не самые скучные уроки в нашей школе.

Пр. инф.: Для этого мы решили провести необычный урок. ЧТОБЫ УЗНАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА ВАМ НЕОБХОДИМО РАЗГАДАТЬ РЕБУС и РАСШИФРОВАТЬ ЕЕ.

(ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ)

ДАВАЙ ТЕ ПОДУМАЕМ КАКОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС МЫ СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЛИ? (ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ)- записали первый инф. процесс

Обратный процесс декодированию информации – КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

УИ: В какой программе мы работали на прошлом уроке?

Уч: Paint.

УИ: А какие простые элементы в этой программе вы узнали?

Уч: Линия, кривая, эллипс, прямоугольник…

УР: Для каких обозначений при синтаксическом разборе предложения вам пригодятся эти умения?

Уч: Подчеркивания.

Синтаксический разбор предложения.

УР: Что такое фразеологизм?


УИ: Сейчас мы с вами познакомимся с ип обработка информации- записали в тетрадь

УИ: Для этого вам необходимо выполнить тест по теме «Устройства компьютера» в своей тетради.

Тест ( в интер. Режиме)

1. Для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера служит…

А) Память                     Б) Процессор                    С) Монитор                 Д) Принтер

2. Для ввода текстовой информации в компьютер служит …

А) Мышь                       Б) Принтер                       С) Процессор               Д) Клавиатура

3. Для ввода звуковой информации в компьютер служит …

А) Микрофон                Б) Мышь                          С) Принтер                   Д) Колонки

4. Какое из перечисленных ниже устройств используется для хранения данных в компьютере?

А) Жесткий диск          Б) Сканер                        С) Процессор                Д) Дисковод

ПРОВЕРКА ТЕСТА.

А откуда берутся фразеологизмы, каков источник их происхождения?

* заметка(переключить)- я

- Источники фразеологизмов различны. Одни пришли к нам из народной речи. В них выразилась народная мудрость. Другие - из мифов и легенд, а третьи создали писатели и поэты.

Нескольким ребятам было дано индивидуальное домашнее задание-выяснить , что обозначают и как появились некоторые фразеологизмы.

Давайте посмотрим, что ИМ удалось найти.

1.Спустя рукава.

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело.         После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.

2.Время истекло.

Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.
Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).

3.Несолоно хлебавши – значит, обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого, встретив плохой прием.

Выражение связано с тем, что соль на Руси была дорогим и труднодобываемым продуктом. Хлебать с солью считалось примерно таким же признаком состоятельности, как в наши дни сладко есть. Солил еду всегда хозяин: тому, кого любил и уважал - больше, а незнатному посетителю соли иногда и вовсе не доставалось.


УИ: Какой инф. процесс мы используем с точки зрения информатики? (передача информации)

УИ. Сейчас мы с вами рассмотрим еще один информационный процесс -поиск информации.


УР. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание -выборочный диктант,т.е выписать фразеологизмы и объяснить их лексическое значение.


1. Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустиласьво все лопатки к Герасиму... 2. В день отъезда он [Капитон] сперва очень храбрился и уверял, что, куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадет. . 4. Отверстие в двери он плотно заткнул старым своим армяком и чуть свет был уже на дворе. 5. Тогда Степан, улучив удобное мгновение, внезапно бросился на нее, как коршун на цыпленка... (И.Тургенев)





Сейчас мы с вами проведем физкультминутку

III. Физкультминутка.

– Покажите часть тела:

  1. их нельзя класть в рот (пальцы);

  2. они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);

  3. ими машут, как мельница (руки);

  4. он длинный и без костей (язык);

  5. ими щелкают от голода (зубы);

  6. его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);

  7. не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);

  8. с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);

  9. её можно потерять (голову);

  10. их нужно держать на макушке (уши).



Работа в парах.

Восстанови фразеологизм: «Купить слона в мешке» (кота), «Выйти разбитым из воды» (сухим) «Вы заблудились в трех елях» (соснах). «У него на неделе семь четвергов» (семь пятниц). «Он привык из кильки делать слона» (из мухи) .


УИ: СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ РАССМОТРИМ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС отбор информации

УР: для этого посмотрим видео И узнаем лексическое значение некоторых фразеологизмов.

Работа с учебником (упр. 716-устно)

УИ: А сейчас давайте расшифруем с помощью математических действий следующие фразеологизмы:


БЕЛАЯ ВОРОНА

УР:Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз Часто плачет

Глаза разгорелись Узнал истинное положение

Глаза открылись Наедине

Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык Отдавать себя целиком


Задание по информатике

УИ: (Закодируй фразеологизм по кодовой таблице) Возьмите карточку и выполните задание.

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы, запишите их в тетрадь.

1) 1, 15, 15, 10, 2, 1, 13, 16, 3, 1 / 12, 13, 33, 20, 31, 3 //

2) 33, 2, 13, 16, 12, 16 / 18, 1, 9, 5, 16, 18, 1 //

1) Аннибалова клятва; 2) яблоко раздора; (Это фразеологизмы книжного характера.)


Картинная галерея

По рисунку отгадай фразеологизм (мы увидим, что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально).



Дидактическая игра. Отгадать загадки.

1. Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?

2. Выполняется быстро, ловко, хорошо.

3. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения

4. Очень темно, совершенно ничего не видно.

5. Оказаться в неловком, глупом положении.

6. Молчать, не говорить лишнего.

7. Выполнять обещание.

8. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно.

9. Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.

10. Его вешают, приходя в уныние.

11. Не цветы, а вянут.

Ответы:

1. Медведь на ухо наступил.

2. Горит в руках.

3. Семь пятниц на неделе.

4. Ни зги не видно.

5. Сесть в калошу.

6. Будто муху проглотил.

7. Дать зарок.

8. Открывать Америку.

9. Мухи не обидит.

10. Вешать нос.

11. Уши вяну


Итог урока

-УИ: С какими информационными процессами мы сегодня познакомились на уроке?

(декодирование, кодирование, обработка, отбор, передача, поиск информации)



Рефлексия:

А теперь оцените свою работу на уроке, подобрав подходящий фразеологизм

- Не покладая рук

- Тяп да ляп

- Через пень колоду

- Засучив рукава

Домашнее задание.

Закодировать 3 фразеологизма используя свою кодовую таблицу.

Я раздам вам буклеты с заданиями по фразеологии, а вы выполните понравившиеся задания. Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А мы на седьмом небе от общения с вами.


Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Фразеологизмы как выразительные средства языка. Информационные процессы."

Автор: Быкова Екатерина Сергеевна, Тушканова Галина Александровна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 211029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) ""Фразеологизмы как выразительные средства языка и речи. Информационные процессы." "
    ["seo_title"] => string(89) "frazieologhizmy-kak-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka-i-riechi-informatsionnyie-protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "211032"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431532316"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства