Просмотр содержимого документа
«"Фразеологизмы как выразительные средства языка и речи. Информационные процессы." »
Фразеологизмы как выразительные средства языка.
Информационные процессы.
Цели урока:
развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;
уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов, подбирать синонимические и антонимические пары;
продолжать работу над формированием письменно-речевой деятельности учащихся путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов;
развивать творческие способности и образное мышление;
обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности.
1. Образовательные: • изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; • изучить способы хранения, передачи и обработки информации; • научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации; • научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий. 2. Развивающие: • развивать умения выделять главное, обобщать полученные знания; • развивать аналитические умения; 3. Воспитательные: • воспитывать познавательный интерес к предмету; • воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе • развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе..
Ход урока.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться, Так как вы Ученики!
Значит, вы должны учиться.
Пр.инф.: Многие говорят, что в наше «компьютерное» время люди становятся все более и более безграмотными. Кто-то из вас, наверное, думает: «Ой, ну зачем я буду учить столько правил по русскому языку. Компьютер мне все исправит».
Пр. рус. Яз.: Но представьте ситуацию: вам нужно написать письмо или заявление – приятно ли вам будет обнаружить свою неграмотность? Ребята, сегодня мы хотим вам показать, что быть грамотным на самом деле не так уж трудно, а уроки изучения русского языка – это не самые скучные уроки в нашей школе.
Пр. инф.: Для этого мы решили провести необычный урок. ЧТОБЫ УЗНАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА ВАМ НЕОБХОДИМО РАЗГАДАТЬ РЕБУС и РАСШИФРОВАТЬ ЕЕ.
(ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ)
ДАВАЙ ТЕ ПОДУМАЕМ КАКОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС МЫ СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЛИ? (ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ)- записали первый инф. процесс
Обратный процесс декодированию информации – КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
УИ: В какой программе мы работали на прошлом уроке?
Уч: Paint.
УИ: А какие простые элементы в этой программе вы узнали?
Уч: Линия, кривая, эллипс, прямоугольник…
УР: Для каких обозначений при синтаксическом разборе предложения вам пригодятся эти умения?
Уч: Подчеркивания.
Синтаксический разбор предложения.
УР: Что такое фразеологизм?
УИ: Сейчас мы с вами познакомимся с ип обработка информации- записали в тетрадь
УИ: Для этого вам необходимо выполнить тест по теме «Устройства компьютера» в своей тетради.
Тест ( в интер. Режиме)
1. Для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера служит…
А) Память Б) Процессор С) Монитор Д) Принтер
2. Для ввода текстовой информации в компьютер служит …
А) Мышь Б) Принтер С) Процессор Д) Клавиатура
3. Для ввода звуковой информации в компьютер служит …
А) Микрофон Б) Мышь С) Принтер Д) Колонки
4. Какое из перечисленных ниже устройств используется для хранения данных в компьютере?
А) Жесткий диск Б) Сканер С) Процессор Д) Дисковод
ПРОВЕРКА ТЕСТА.
А откуда берутся фразеологизмы, каков источник их происхождения?
* заметка(переключить)- я
- Источники фразеологизмов различны. Одни пришли к нам из народной речи. В них выразилась народная мудрость. Другие - из мифов и легенд, а третьи создали писатели и поэты.
Нескольким ребятам было дано индивидуальное домашнее задание-выяснить , что обозначают и как появились некоторые фразеологизмы.
Давайте посмотрим, что ИМ удалось найти.
1.Спустя рукава.
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.
2.Время истекло.
Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло. Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).
3.Несолоно хлебавши – значит, обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого, встретив плохой прием.
Выражение связано с тем, что соль на Руси была дорогим и труднодобываемым продуктом. Хлебать с солью считалось примерно таким же признаком состоятельности, как в наши дни сладко есть. Солил еду всегда хозяин: тому, кого любил и уважал - больше, а незнатному посетителю соли иногда и вовсе не доставалось.
УИ: Какой инф. процесс мы используем с точки зрения информатики? (передача информации)
УИ. Сейчас мы с вами рассмотрим еще один информационный процесс -поиск информации.
УР. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание -выборочный диктант,т.е выписать фразеологизмы и объяснить их лексическое значение.
1. Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросилсясломя головув палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустиласьво все лопаткик Герасиму... 2. В день отъезда он [Капитон] сперва очень храбрился и уверял, что, куда его ни пошли, хотьтуда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадет. .4. Отверстие в двери он плотно заткнул старым своим армяком ичуть светбыл уже на дворе. 5. Тогда Степан,улучивудобноемгновение, внезапно бросился на нее, как коршун на цыпленка...(И.Тургенев)
Сейчас мы с вами проведем физкультминутку
III. Физкультминутка.
– Покажите часть тела:
их нельзя класть в рот (пальцы);
они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
ими машут, как мельница (руки);
он длинный и без костей (язык);
ими щелкают от голода (зубы);
его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
её можно потерять (голову);
их нужно держать на макушке (уши).
Работа в парах.
Восстанови фразеологизм: «Купить слона в мешке» (кота), «Выйти разбитым из воды» (сухим) «Вы заблудились в трех елях» (соснах). «У него на неделе семь четвергов» (семь пятниц). «Он привык из кильки делать слона» (из мухи) .
УИ: СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ РАССМОТРИМ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС отбор информации
УР: для этого посмотрим видео И узнаем лексическое значение некоторых фразеологизмов.
Работа с учебником (упр. 716-устно)
УИ: А сейчас давайте расшифруем с помощью математических действий следующие фразеологизмы:
БЕЛАЯ ВОРОНА
УР:Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.
Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз Часто плачет
Глаза разгорелись Узнал истинное положение
Глаза открылись Наедине
Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык Отдавать себя целиком
Задание по информатике
УИ: (Закодируй фразеологизм по кодовой таблице) Возьмите карточку и выполните задание.
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы, запишите их в тетрадь.
А теперь оцените свою работу на уроке, подобрав подходящий фразеологизм
- Не покладая рук
- Тяп да ляп
- Через пень колоду
- Засучив рукава
Домашнее задание.
Закодировать 3 фразеологизма используя свою кодовую таблицу.
Я раздам вам буклеты с заданиями по фразеологии, а вы выполните понравившиеся задания. Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А мы на седьмом небе от общения с вами.