kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Фразеологизмы", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

С устойчивыми выражениями такими, как фразеологизмы, учащиеся впервые знакомятся в 5 классе. На этапе мотивации они уже понимают, что их на уроке ожидают новые  знания. Сталкиваясь  с проблемой, дети сами определяют цели и ставят перед собой задачи, которые в течение урока пытаются решить. В ходе урока учащихся ожидает разнообразный интересный материал, который поможет им справиться с поставленными задачами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Фразеологизмы", 5 класс »

Кандакова Анжела Викторовна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сылвенская средняя общеобразовательная школа, Россия

Урок русского языка по теме «Фразеологизмы» , 5 класс

Цель: знакомство учащихся с фразеологизмами.

Этап мотивации.

На партах карточки №1. В них даны пары предложений.

Учащиеся читают эти пары.

Я очень долго тебя жду.

Битый час тебя жду.

Раньше они жили бедно, а теперь живут в достатке.

Раньше они еле сводили концы с концами, а теперь как сыр в масле катаются.

Хитрая лиса обманула и старика, и волка.

Хитрая лиса обвела вокруг пальца и старика, и волка.


Вопросы учителя:

-Сравните пары предложений. Что о них вы можете сказать? (Передают один и тот же смысл).

-Назовите эти слова или выражения. (Долго ­– битый час, жили бедно – еле сводили концы с концами, живут в достатке – как сыр в масле катаются, обманула – обвела вокруг пальца).

-Чем они отличаются? (Выражения во втором столбике даны в переносном смысле, они более яркие и выразительные).

-Какие ещё яркие и выразительные сочетания слов вы знаете? Как вы их понимаете? (Водить за нос – обманывать, море по колено – мелко, т.е. можно заменить одним словом).

-Как называются данные слова и сочетания слов?

Этап целеполагания и планирования.

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Знакомиться с новыми выражениями).

-Как это мы будем делать? (Сначала узнаем, что это за слова, прочитав статью в учебнике, потом будем учиться составлять с ними предложения, находить данные слова и сочетания слов в тексте).

Этап осмысления сведений и способов деятельности.

Работа с учебником.

-Откройте учебники на странице 266, внимательно прочитайте 1 часть статьи и ответьте на поставленный вопрос.

- Как называются слова и выражения, с которыми мы встретились сегодня? (Фразеологизмы).

-Прочитайте статью до конца и попробуйте составить вопросы к тексту.

(1.Что такое фразеологизм? (Фразеологизм – это устойчивое выражение, которое используется в готовом виде).

2. Как строится фразеологизм? (Фразеологизм строится как обычное словосочетание, но значение фразеологизма близко к значению слова: плестись в хвосте – отставать).

3. Как называются одинаковые по смыслу фразеологизмы? (Синонимы: за тридевять земель – на край света, т.е. далеко).

4. Как называются противоположные по смыслу фразеологизмы? (Антонимы: за тридевять земель – рукой подать).

5. Где представлены фразеологизмы? (В толковых и фразеологических словарях).

-Выберите свой удачный вопрос и задайте одноклассникам.

Этап закрепления новых знаний.

1.Работа по карточке.

- Прочитайте фразеологизмы в карточке 2.

Мухи не обидит, ни рыба ни мясо, на вес золота, ходячая энциклопедия, стреляный воробей, пуганая ворона, мастер на все руки, лицом в грязь не ударит, мелко плавает, не видит дальше своего носа, в сорочке родился, всем взял.


-Что вы можете про них сказать? (Оценочная характеристика человека).

-На какие группы их можно разделить? (Положительные и отрицательные характеристики человека).

Учащимся предлагается заполнить таблицу самостоятельно, добавить свои примеры, затем проверить вместе.

Положительная оценка человека

Отрицательная оценка человека

Мухи не обидит = добродушный, сердечный, мягкий.

На вес золота = дорогой.

Ходячая энциклопедия = всё знает.

Стреляный воробей = опытный человек.

Мастер на все руки = умелец.

Лицом в грязь не ударит = не опозориться.

В сорочке родился = счастливый, удачливый.

Всем взял = идеальный.

Ни рыба ни мясо = никакой.

Пуганая ворона = трус.

Мелко плавает = плохо разбирается в чём-либо.

Не видит дальше своего носа = не замечает ничего (никого) вокруг.


-Про кого можно сказать, что он мастер на все руки? (Про человека, который любую работу может выполнить качественно).

-Приведите примеры литературных персонажей или героев кинофильмов, которых можно охарактеризовать с помощью данных выражений. (Старик в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и мухи не обидит. Данила-мастер в сказке П.Бажова «Каменный цветок» мастер на все руки. Буратино не видит дальше своего носа в сказке Н.Носова «Золотой ключик или Приключения Буратино».)

-Составьте и запишите в тетради предложения с одним из выражений. (Пуганая ворона и куста боится. Старые рукописные книги ценились на вес золота.)


2. Работа со словарями.

- Продолжаем работать с карточкой №2. Что же мы ещё знаем про фразеологизмы? (У них есть синонимы и антонимы).

- Как нам правильно подобрать синоним или антоним? (Обратиться к словарю фразеологических синонимов и антонимов).

-К какому фразеологизму можно подобрать синоним? (Мухи не обидит – не помнит зла. Родился в сорочке – родился под счастливой звездой. Ходячая энциклопедия – кладезь знаний. Стреляный воробей – тёртый калач. Мастер на все руки – золотые руки.

- К какому фразеологизму можно подобрать антоним? (На вес золота – грош цена. Мухи не обидит – даст жару. Стреляный воробей – желторотый птенец.)

- Какой делаем вывод? (Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые можно заменить одним словом и которые имеют синонимы и антонимы. Чтобы правильно подобрать синоним или антоним к фразеологизму, нужно обратиться к словарю).

Итог урока.

-Что вы узнали сегодня на уроке?

-В чём могут возникнуть трудности?

-Как вы думаете, какое домашнее задание вам будет задано?

Домашнее задание.

-Выбрать один из фразеологизмов, с которым мы не работали на уроке, изобразить его в цвете на листе бумаги, подготовить о нём рассказ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Фразеологизмы", 5 класс

Автор: Кандакова Анжела Викторовна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Урок на тему: "Фразеологизмы""
    ["seo_title"] => string(26) "uroknatiemufrazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "256315"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448113852"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов."
    ["seo_title"] => string(42) "frazieologhizmyznachieniiefrazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "292091"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455212846"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока по русскомы языку в 6 классе: "Этот удивительный мир фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomy-iazyku-v-6-klassie-etot-udivitiel-nyi-mir-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "184338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043982"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Фразеологизмы в русском языке "
    ["seo_title"] => string(33) "frazieologhizmy-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "239529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444815506"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства