С устойчивыми выражениями такими, как фразеологизмы, учащиеся впервые знакомятся в 5 классе. На этапе мотивации они уже понимают, что их на уроке ожидают новые знания. Сталкиваясь с проблемой, дети сами определяют цели и ставят перед собой задачи, которые в течение урока пытаются решить. В ходе урока учащихся ожидает разнообразный интересный материал, который поможет им справиться с поставленными задачами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Фразеологизмы", 5 класс »
Кандакова Анжела Викторовна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сылвенская средняя общеобразовательная школа, Россия
Урок русского языка по теме «Фразеологизмы» , 5 класс
Цель: знакомство учащихся с фразеологизмами.
Этап мотивации.
На партах карточки №1. В них даны пары предложений.
Учащиеся читают эти пары.
Я очень долго тебя жду.
Битый час тебя жду.
Раньше они жили бедно, а теперь живут в достатке.
Раньше они еле сводили концы с концами, а теперь как сыр в масле катаются.
Хитрая лиса обманула и старика, и волка.
Хитрая лиса обвела вокруг пальца и старика, и волка.
Вопросы учителя:
-Сравните пары предложений. Что о них вы можете сказать? (Передают один и тот же смысл).
-Назовите эти слова или выражения. (Долго – битый час, жили бедно – еле сводили концы с концами, живут в достатке – как сыр в масле катаются, обманула – обвела вокруг пальца).
-Чем они отличаются? (Выражения во втором столбике даны в переносном смысле, они более яркие и выразительные).
-Какие ещё яркие и выразительные сочетания слов вы знаете? Как вы их понимаете? (Водить за нос – обманывать, море по колено – мелко, т.е. можно заменить одним словом).
-Как называются данные слова и сочетания слов?
Этап целеполагания и планирования.
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Знакомиться с новыми выражениями).
-Как это мы будем делать? (Сначала узнаем, что это за слова, прочитав статью в учебнике, потом будем учиться составлять с ними предложения, находить данные слова и сочетания слов в тексте).
Этап осмысления сведений и способов деятельности.
Работа с учебником.
-Откройте учебники на странице 266, внимательно прочитайте 1 часть статьи и ответьте на поставленный вопрос.
- Как называются слова и выражения, с которыми мы встретились сегодня? (Фразеологизмы).
-Прочитайте статью до конца и попробуйте составить вопросы к тексту.
(1.Что такое фразеологизм? (Фразеологизм – это устойчивое выражение, которое используется в готовом виде).
2. Как строится фразеологизм? (Фразеологизм строится как обычное словосочетание, но значение фразеологизма близко к значению слова: плестись в хвосте – отставать).
3. Как называются одинаковые по смыслу фразеологизмы? (Синонимы: за тридевять земель – на край света, т.е. далеко).
4. Как называются противоположные по смыслу фразеологизмы? (Антонимы: за тридевять земель – рукой подать).
5. Где представлены фразеологизмы? (В толковых и фразеологических словарях).
-Выберите свой удачный вопрос и задайте одноклассникам.
Этап закрепления новых знаний.
1.Работа по карточке.
- Прочитайте фразеологизмы в карточке 2.
Мухи не обидит, ни рыба ни мясо, на вес золота, ходячая энциклопедия, стреляный воробей, пуганая ворона, мастер на все руки, лицом в грязь не ударит, мелко плавает, не видит дальше своего носа, в сорочке родился, всем взял.
-Что вы можете про них сказать? (Оценочная характеристика человека).
-На какие группы их можно разделить? (Положительные и отрицательные характеристики человека).
Учащимся предлагается заполнить таблицу самостоятельно, добавить свои примеры, затем проверить вместе.
Положительная оценка человека
Отрицательная оценка человека
Мухи не обидит = добродушный, сердечный, мягкий.
На вес золота = дорогой.
Ходячая энциклопедия = всё знает.
Стреляный воробей = опытный человек.
Мастер на все руки = умелец.
Лицом в грязь не ударит = не опозориться.
В сорочке родился = счастливый, удачливый.
Всем взял = идеальный.
Ни рыба ни мясо = никакой.
Пуганая ворона = трус.
Мелко плавает = плохо разбирается в чём-либо.
Не видит дальше своего носа = не замечает ничего (никого) вокруг.
-Про кого можно сказать, что он мастер на все руки? (Про человека, который любую работу может выполнить качественно).
-Приведите примеры литературных персонажей или героев кинофильмов, которых можно охарактеризовать с помощью данных выражений. (Старик в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и мухи не обидит. Данила-мастер в сказке П.Бажова «Каменный цветок» мастер на все руки. Буратино не видит дальше своего носа в сказке Н.Носова «Золотой ключик или Приключения Буратино».)
-Составьте и запишите в тетради предложения с одним из выражений. (Пуганая ворона и куста боится. Старые рукописные книги ценились на вес золота.)
2. Работа со словарями.
- Продолжаем работать с карточкой №2. Что же мы ещё знаем про фразеологизмы? (У них есть синонимы и антонимы).
- Как нам правильно подобрать синоним или антоним? (Обратиться к словарю фразеологических синонимов и антонимов).
-К какому фразеологизму можно подобрать синоним? (Мухи не обидит – не помнит зла. Родился в сорочке – родился под счастливой звездой. Ходячая энциклопедия – кладезь знаний. Стреляный воробей – тёртый калач. Мастер на все руки – золотые руки.
- К какому фразеологизму можно подобрать антоним? (На вес золота – грош цена. Мухи не обидит – даст жару. Стреляный воробей – желторотый птенец.)
- Какой делаем вывод? (Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые можно заменить одним словом и которые имеют синонимы и антонимы. Чтобы правильно подобрать синоним или антоним к фразеологизму, нужно обратиться к словарю).
Итог урока.
-Что вы узнали сегодня на уроке?
-В чём могут возникнуть трудности?
-Как вы думаете, какое домашнее задание вам будет задано?
Домашнее задание.
-Выбрать один из фразеологизмов, с которым мы не работали на уроке, изобразить его в цвете на листе бумаги, подготовить о нём рассказ.