1.Этап мотивации к учебной деятельности. | Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на предстоящую работу. Проверяет готовность к уроку. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. -Тихо девочки за парты сели, тихо мальчики за парты сели, на меня все посмотрели. | Приветствуют учителя. Присаживаются на места. Проверяют готовность к уроку. -Приветствуют учителя. -Присаживаются на свои места. | Личностные УУД: развитие эстетических чувств, доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося. |
2.Этап актуализации пробного действия. | Организует запись в тетрадях. Минутку чистописания. Формулирует задание. Напоминает обучающимся определение «словосочетания». Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения упражнения. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Пропишите на следующей строке выражение: спустя рукава. Что оно означает? -Давайте с вами вспомним, что такое словосочетание? -Замените близкими по значению словосочетаниями. -Назовите главное слово в словосочетании. | Ведут запись в тетрадях. Минутка чистописания. Внимательно слушают задание. Озвучивают понятие «словосочетания». Выполняют упражнение в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Записывают число, классная работа. Записывают выражение: «спустя рукава». Кое-как. -Словосочетание – это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. -Нора лисы – лисья нора, лист березы – березовый лист, лист из альбома – альбомный лист, разговор по телефону – телефонный разговор, молоко от козы – козье молоко. | Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | Предлагает работу с карточками. Формулирует задание. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку. -Прочитайте записи в карточках: ворон считать мечтать витать в облаках молчать мозолить глаза бездельничать зарубить на носу надоедать язык проглотить запомнить -Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. -Как называются выражения в первом столбике? -А что такое фразеологизмы? Как они появились? Вам что-нибудь об этом известно? -Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. «Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды мастер взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф. Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы. Например, существуют слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, яркие меткие выражения, ставшие крылатыми. Источники фразеологизмов различные. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из песен, загадок, литературных произведений. Фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. | Выполняют задания по карточкам в парах. Отвечают на вопросы учителя. Слушают историю о фразеологизмах. Проверяют выполненное задание. -Читают записи в карточках: ворон считать мечтать витать в облаках молчать мозолить глаза бездельничать зарубить на носу надоедать язык проглотить запомнить -Ворон считать-бездельничать, витать в облаках-мечтать, мозолить глаза-надоедать, зарубить на носу-запомнить, язык проглотить-молчать. -Фразеологизмы. -Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. Внимательно слушают историю о фразеологизмах. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | Организует работу с учебником на стр. 49. Работа над сведениями о языке. -Откройте учебники на стр. 49, упр. 83. Прочитайте. -Кто такой тапир? -Как вы понимаете выражение «повесил нос»? Прочитайте, что оно обозначает. -В каком значении оно употреблено? -Как называются такие выражения? -Что такое фразеологизмы? -Прочитайте ниже сведения о языке. Можно ли в них заменять слова? -Приведите примеры фразеологизмов. -В вашем учебнике на стр.157-158 помещен фразеологический словарь. Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма «кот наплакал». | Работают с учебником. Читают сведения о языке. Отвечают на вопросы учителя. Открывают учебники, читают: - Тапир навек повесил нос, Грустит он об одном: Он собирался стать слоном, Да так и не дорос… -Непарнокопытное млекопитающее тропических лесов с вытянутыми в хобот носом и верхней губой. Выражение «повесил нос» имеет переносное значение «расстраиваться». -В переносном. -Устойчивыми. -Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. Читают сведения. -В них нельзя заменить или пропустить слово. Ни свет ни заря, повесил нос, бить баклуши, прикусил язык, висеть на телефоне, и т.д. Открывают учебники на стр. 157-158, определяют значение фразеологизма «кот наплакал». Кот наплакал – очень мало. | Познавательные УУД: выделение познавательной цели. Коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнера. |
5.Этап реализации построенного проекта. | Организует работу с учебником, с фразеологическим словарем. Предлагает самостоятельное выполнение задания. Контролирует выполнение задания. -Упр. 84. Как вы понимаете значения фразеологизмов «брать на буксир» и «висеть на телефоне»? Выпишите из словаря эти фразеологизмы и их значения. -Упр. 85. Прочитайте фразеологизмы и найдите им объяснение. Запишите их парами. -Какому фразеологизму соответствует рисунок? | Работают со словарем фразеологизмов. Самостоятельно в тетрадях выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку. Брать на буксир – помогать отстающему. Висеть на телефоне – часто и долго говорить по телефону. Гладить по головке – хвалить Падать духом – унывать Надуть губы – обидеться Во все лопатки – быстро Ломать голову – думать Рукой подать – близко Капля в море - мало -Унывать. | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. |
6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | Организует работу с учебником. Контролирует выполнение задания. -Упр. №86. -Прочитайте предложения с фразеологизмами. -Объясните значение данных фразеологизмов. -Спишите два любых предложения. | Самостоятельное выполнение задания. Во весь дух – со всех ног, Душа в пятки – испугаться Вверх тормашками – головой вниз Куда глаза глядят – идти в неизвестном направлении Списывают предложения. | Коммуникативные УУД: владение диалогической речью. |
7.Этап рефлексии учебной деятельности | Организует обобщающую беседу по теме. Проводит рефлексию учебных действий. Дает комментарий к домашнему заданию. Прощается с классом. -Что такое фразеологизмы? -Даны фразеологизмы: голова садовая, гонять лодыря и зарубить на носу. Давайте определим их значение. Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологизмов: Д/З: стр. 49, сведения о языке в рамке; стр. 50, упр. №87 | Принимают участие в обобщающей беседе. Дают оценку своей работе на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. -Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Голова садовая – были невнимательными Гонять лодыря – бездельничали Зарубить на носу – твердо запомнили, навсегда Д/З: стр. 49, сведения о языке в рамке; стр. 50, упр. №87 | Регулятивные УУД: осознание важности полученных знаний; понимание причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Познавательные УУД: освоение начальных форм рефлексии. |